Эксперт: КНДР явно перегибает палку шестью ядерными испытаниями
Руководитель центра корейских исследований института Дальнего востока РАН Александр Захарович Жебин 17 октября, накануне московской конференции по нераспространению оружия массового уничтожения, дал эксклюзивное интервью Красной Весне.
— Александр Захарович, как вы оцениваете перспективы дальнейших российских взаимоотношений с КНДР? Это особенно интересно в контексте призывов США к России и Китаю соблюдать санационный режим в отношении Северной Кореи.
— То, что мы выражаем озабоченность и, прямо скажем, неприятие по поводу ядерных испытаний, вполне понятно. Мы считаем, что поскольку никто в мире ядерных испытаний не проводит уже давно, здесь КНДР явно перегибает палку шестью ядерными испытаниями. Индии и Пакистану хватило двух ядерных испытаний, чтобы создать ядерное оружие. Шесть — наверное, уже перебор, особенно в нынешней обстановке. Этим и объясняется наше голосование в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций.
Другое дело — ракетные пуски. По ним у нас особых претензий нет. Я лично считаю, что запрет КНДР на ракетные пуски не соответствует другим международным документам. В частности, договор об использовании Луны и космического пространства в мирных целях, открыт для присоединения всем государствам, в том числе и КНДР. Нет никаких ограничений для любого государства стать членом договора и действовать в соответствии с этими договорами. К тому же, КНДР не только присоединилась к договору, но и подписала ряд других конвенций, которые регулируют деятельность государства в этой области. Так что запрещать только одной Северной Корее запускать спутники — это конечно шах. Я не считаю, что это вполне укладывается в рамки международного права.
А что же касается испытания ракет, то на это тоже нет никаких ограничений ни для одной страны в мире, за исключением КНДР. И почему-то мы мало обращаем внимание, вернее, вообще не обращаем внимание на подобные испытания других стран. В том числе непризнанных ядерных держав — Индию и Пакистан, которые испытывают баллистические ракеты, способные нести ядерные боеголовки. А между прочим, эти две страны не раз оказывались на грани вооруженного столкновения, в том числе с использованием ядерного оружия. Но здесь Совет Безопасности ООН, как воды в рот набрал и никаких действий не предпринимает.
Хотя, ядерная угроза и гонка ядерных вооружений в Южной Азии — это предмет обсуждения на многих научных и экспертных форумах. Но здесь срабатывают другие соображения, видимо геополитики. Индия нужна американцам, чтобы противопоставлять ее Китаю. Пакистан нужен был, как союзник по борьбе с терроризмом. А раньше, как база для борьбы против советских войск в Афганистане. То есть, мы видим, что к сожалению, геополитические интересы доминируют над вопросами режима нераспространения оружия массового уничтожения. И эту тему используют, как инструмент для достижения тех или иных геополитических целей. Что наиболее ярко проявляется в отношении Северной Кореи.
Я думаю, и наш президент, заявлял о том, что арсенал санкций практически исчерпан. Мы, по-моему, всё более настойчиво призываем США и их союзников обратить внимание на те части резолюции Совета безопасности, которые должны неукоснительно соблюдаться в полном объеме. Там, помимо санкций, прямо указано на необходимость начать переговоры по этому вопросу. Об этой части резолюции США и их союзники, как-то всё время забывают.
Нам и китайцам следует напомнить американцам те части резолюции, которые прямо говорят о том, что следует начинать переговоры между спорящими главными сторонами (а это, конечно, Соединенные штаты и Северная Корея) без всяких предварительных условий. Тем более, если США так озаботились соблюдением резолюции СБ ООН и призывают неукоснительно ее соблюдать.
— Вчера на заседании комитета Генассамблеи ООН, заместитель постоянного представителя Северной Кореи при ООН Ким Ин Рён заявил, что агрессивные действия США могут привести к началу ядерной войны на Корейском полуострове в любой момент. Как вы оцениваете перспективу ядерной войны?
— К сожалению, КНДР и США идут по пути конфронтации. И какого-то спада напряженности не наблюдается. Мы видим, что риторика не снижается — напротив, становится более жесткой. То, что Тиллерсон уверяет, что Трамп выступает за дипломатическое решение, никак не подтверждается на практике. У берегов-границ КНДР проводятся очень крупные военные маневры, явно угрожающего характера. Организуются учения по эвакуации американских граждан и членов их семей из Южной Кореи. Северокорейцы тоже угрожают новыми запусками ракет, то есть пока стороны повышают ставки, и не исключен даже какой-то срыв.
Тем более, Трамп уже много личного вложил в этот конфликт посредством Twitter. Ему будет чрезвычайно трудно отступать от неоднократно делающихся им заявлений: о том, что он не допустит появлению у КНДР межконтинентальных баллистических ракет, не допустит того, чтобы КНДР угрожала Соединенным Штатам… Корея в общем-то и не угрожает, а их ракеты не могут влиять на попытки США изменить режим в этой стране. Но американцам сама мысль о том, что какая-то маленькая страна, типа Северной Кореи, может противостоять американскому диктату, невыносима. Это очень нежелательный для США пример поведения любой страны. В мире много стран, которые не хотели бы, что бы американцы им диктовали, как им жить, какую политику проводить. Многие из них были бы не прочь обзавестись таким же оружием, как и Северная Корея. Несмотря на то, что резолюция принимается единогласно, но многие члены тайно заигрывают и даже восхищаются Северной Кореей за то, что она смогла постоять за себя и бросить вызов самой могущественной державе мира.
Корейцы же намерены сопротивляться, и, конечно, они дадут отпор, если только кто попробует на них напасть. Они прекрасно видели, что случилось в Ираке и Ливии. И, конечно, не хотят, чтобы у них повторилось. Так что, я думаю, они готовы сражаться, они всю жизнь к этому готовились.