Ядерный эксперимент на Украине
Энергетические потребности Украины покрываются за счет атомных, тепловых и гидроэлектростанций, с превалированием выработки электроэнергии на АЭС. Такое разделение характерно для страны еще с советских времен. Сейчас на Украине работают 15 атомных блоков на четырех АЭС. Из европейских стран большим количеством реакторов могут похвастаться только Франция и Россия. В Великобритании атомных блоков тоже 15, но их общая мощность значительно ниже. Все атомные блоки Украины были построены или советскими, или российскими специалистами, а топливо для них до 2011 года полностью импортировалось из России. В свою очередь для России Украина являлась и до сих пор является крупнейшим рынком атомного топлива.
Роль атомной энергетики на Украине в последние годы только возрастает. После сокращения поставок в страну угля из Донецкой и Луганской областей, на АЭС вырабатывается около 60% электроэнергии в стране. Украинские АЭС работают в довольно напряженном режиме. Это увеличивает риски сбоев в работе оборудования и аварийных отключений станций. По сообщениям РИА Новости число внеплановых отключений атомных блоков на Украине составило в 2016 году — одиннадцать случаев, в 2015 году — семь случаев, в 2014 году — шесть, в 2013-м — ни одного. По состоянию на конец октября 2017 года число внеплановых отключений из-за отказа оборудования составило одиннадцать случаев. Эксперты говорят об изношенности техники. Как было отмечено агентством 7 ноября, по мнению экспертов «Украина подошла к пределу запаса прочности оборудования АЭС, и он стремительно сокращается из-за нехарактерного режима маневрирования и отсутствия модернизации». Поясню: из 15 атомных блоков, работающих в стране, 12 были запущены в период 1980-1989 годов, то есть в среднем им по 30 лет. Проектный срок службы для этих моделей атомных блоков составляет как раз 30 лет. После проведения модернизации он может быть увеличен еще на 10-20 лет. К концу этого года уже 7 энергоблоков выйдут за проектный срок работы.
Осложняет работу АЭС и применение в них «неродного» топлива компании Westinghouse.
Пара слов о Westinghouse и «неродном» топливе. Westinghouse — американская компания, управляющим пакетом акций которой сейчас владеет японский концерн Toshiba. Небольшой пакет акций есть у казахской компании «Казатомпром», также работающий в атомной сфере. Westinghouse является специалистом в области строительства атомных реакторов и производства для них топлива. Поскольку каждый реакторостроитель разрабатывает и строит свои модели реакторов, то реакторы Westinghouse отличаются от советско-российских ВВЭР, построенных на Украине. Различие моделей реактора приводит и к различию топливных сборок используемых в нем. Топливо отличается даже визуально: топливо для ВВЭР имеет в сечении форму шестигранника, а моделей реакторов, разработанных Westinghouse — квадрата. Westinghouse еще с 1996 года пытается «подделать» топливо для ВВЭР, построенных в Европе. Несколько лет он сотрудничал с Финляндией и Чехией, но эти страны в результате отказались от «неродных» топливных сборок. Причиной отказа стали частые случаи деформации сборок, помещенных в реактор. С 2000 года Westinghouse стал подступаться к украинским АЭС. После переворота на Украине новый премьер-министр страны Арсений Яценюк сменил руководство главного регулятора мирного атома в стране. В 2014 году были смещены со своих должностей глава Госатомрегулирования Украины и главный государственный инспектор Госатомрегулирования, которые были против использования американского топлива на украинских АЭС. Новые чиновники одобрили применение в ВВЭР «неродных» американских сборок. Складывается впечателение, что за столько лет опытов Westinghiuse все же научился копированию российских сборок для ВВЭР.
Сейчас топливо Westinghouse используют на двух украинских АЭС, что иногда приводит к аварийным отключением этих станций. Например, 28 сентября по сообщению ТАСС второй блок Южно-Украинской АЭС, в который загружены топливные сборки компании Westinghouse, снова отключился из-за сработавшей системы безопасности.
Для сокращения аварийных случаев и, видимо, все-таки понимая риски, оператор украинских АЭС «Энергоатом» и компания Westinghouse 18 сентября подписали контракт на поставку дополнительных систем мониторинга безопасности для четырех блоков Запорожской АЭС. А 24 октября Министерство энергетики и угольной промышленности Украины выступило с заявлением, что для полного перехода на американские сборки необходимо модернизировать системы мониторинга атомных блоков и провести еще ряд дополнительных мероприятий.
Отдельно хочется подчеркнуть, что использование «неродного» топлива требует его доработки в течение продолжительного периода времени. И Westinghouse даже готов заниматься решением данной проблемы, но в текущих обстоятельствах денег у него нет. Дело в том, что Westinghouse находится сейчас в состоянии банкротства. Отдельно хочу отметить, что банкротство в США — это весьма своеобразный процесс. Законодательство построено так, что банкрот имеет гораздо больше возможностей, чем его кредиторы. Например при банкротстве по статье 11, по которой как раз банкротится Westinghouse, вероятнее всего такой сценарий: долги Westinghouse будут реструктуризированы (попросту говоря частично списаны) до той степени, которая позволит компании снова вернуться к хозяйственной деятельности. В Westinghouse произойдет реструктуризация и может даже поменяется название, но компания не перестанет существовать и не прекратит поставки топлива клиентам. Для Украины это просто означает, что сейчас у Westinghouse не так много финансовых возможностей для доработки топлива, и проспонсировать эту работу при необходимости должна будет сама Украина. И мы видим, что нынешняя украинская власть благоволит Westinghouse, а потому американская компания не теряет надежды заработать на новых украинских проектах. Перечислю те из них, о которых говорилось в прессе за последние три месяца:
- создание энергетического моста между Киевом и Брюсселем;
- повышение на 10% мощности третьего блока Южно-Украинской АЭС;
- модернизация турбогенераторного оборудования АЭС и повышение мощности остальных АЭС;
- строительство завода по производству ядерного топлива на Украине.
Кроме того, по информации Uaenergy, первый вице-президент НАЭК «Энергоатом» Александр Шавлаков 6 ноября заявил о намерении довести долю топлива Westinghouse на украинских АЭС до 55%. А также о возможности полной замены всех российских топливных сборок на американские в случае дальнейшего ухудшения отношений с Россией.
Поскольку неотъемлемой частью работы АЭС является образование ядерных отходов, то в случае отказа от полного или частичного сотрудничества с Россией, Украина должна будет самостоятельно решать вопрос с отходами, возникающими в результате применения нероссийского топлива. По информации агентства REGNUM от 19 сентября, старший научный сотрудник Института геохимии окружающей среды НАН Украины Юрий Ольховик высказался о перспективах переработки топлива на Украине следующим образом: «Я не верю в то, что Украина сможет позволить себе разработать все необходимые технологии по переработке ядерного топлива. Это слишком дорогостоящий и затратный по времени и ресурсам проект».
Если учесть, что переработка на Украине пока невозможна, то реальная альтернатива этому — хранение. Поэтому для Украины ребром встал вопрос о создании хранилища для отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Для строительства централизованного хранилища ОЯТ (ЦХОЯТ) Украиной была выбрана американская компания Holtec International, которая будет возводить хранилище поэтапно, в течении 16 лет. Стоимость работ оценивается в $1,4 млрд.
Американское правительство, заинтересованное в строительстве Украиной собственного хранилища, выделило на это $250 млн. А 6 декабря кабинет министров Украины предоставил Bank of America Merrill Lynch госгарантии на получение кредита в $250 млн для строительства ЦХОЯТ. В дополнение к этой недостаточной для строительства ЦХОЯТ сумме, на Украине сформирован новый Фонд для обращения с ядерными отходами, который будет финансироваться гражданами Украины. В 2018 году размер фонда составит около $30 млн. Отчисления в фонд будут заложены в стоимость электроэнергии для потребителей.
По данным украинского агентства «Новости бизнеса» от 6 ноября, стоимость электроэнергии с украинских АЭС сегодня в три раза меньше, чем с украинских ТЭС. Повышение тарифов позволит, по мнению правительства Украины, получить деньги и на строительство ЦХОЯТ, и на строительство новых АЭС. Кстати, в национальной стратегии Украины запланировано строительство еще 20 новых атомных блоков на замену стареющим реакторам.
Против строительства ЦХОЯТ выступают некоторые эксперты. Например, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович сообщил агентству RT 13 ноября, что «американская компания-подрядчик проводит на украинской территории эксперимент. В мире такие опыты (постройка такого типа хранилища — прим. ИА Красная Весна) пока не проводились, и неясно, насколько этот подход безопасен, остальные страны пока опасаются создавать такие сооружения». Директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко обозначил 24 ноября интернет-порталу «Федеральное агентство новостей» другие риски. По его словам, в условиях «запрета проверки хозяйственных субъектов со стороны всех контролирующих органов, в том числе и Госатомнадзора», о строительстве хранилища ОЯТ не должно быть и речи. Он также подчеркнул, что строительство было начато без учета мнения жителей ближайших к строительной площадке районов.
Площадкой для еще одного эксперимента Украина может стать также благодаря другому проекту сотрудничества с Holtec International. Американская компания, по информации EADaily от 8 сентября, планирует наладить на Украине производство малых модульных атомных реакторов. Президент ГП «НАЭК» Энергоатом Юрий Недашковский на церемонии открытия завода Holtec в штате Нью-Джерси (США) рассказал, что «есть очень интересное предложение, которое сделал президент Holtec International Крис Сингх нашему президенту Петру Порошенко — создать в Украине примерно в 2023 году хаб по распространению в Европу, Азию и Африку малых модульных реакторов с локализацией производства и очень большого количества оборудования на украинских предприятиях». Тема малых реакторов очень популярна сегодня в мире, а на Украине ещё найдутся и высокопрофессиональные специалисты, и технические площадки, и политическая поддержка. Единственная проблема в том, что американские компании никогда не упустят возможности сделать свой бизнес за чужой счет, тем более в такой подконтрольной США стране.
Не только Америка заинтересована в продвижении своих проектов на Украине — с «интересным» предложением вышел и Китай. Китай предлагает обсуждать проект завода по производству ядерного топлива, а также разработку на Украине урановых месторождений. Но самое заманчивое для китайцев — построить в Европе собственную АЭС. Такое предложение для Украины не заставило себя долго ждать. 6 ноября Интерфакс сообщил, что Китай предлагает Украине достроить блоки №3 и №4 Хмельницкой АЭС, которые начала строить Россия. Строительство будет осуществляться по «формуле 1+1»: третий блок достраивается по российской технологии ВВЭР, четвертый — по китайской технологии Hualong.
Картину текущих украинских событий атомного сектора еще можно дополнить наличием нарастающего кадрового кризиса. Молодые специалисты нередко уезжают в Россию для получения более стабильной работы, а скоро, возможно, будут востребованы и в атомном секторе Белоруссии и Казахстана. Проблемы работников украинской отрасли в первую очередь связаны с задержкой зарплаты. Так, в августе текущего года, по данным REGNUM от 19 сентября, на украинских урановых месторождениях прошли протестные акции шахтеров, которым уже 3-4 месяца не выплачивали зарплату. Добывающее предприятие не работает по причине отсутствия лицензии на добычу урана. Лицензию же не могут продлить из-за отсутствия кворума на заседаниях соответствующей госструктуры.
Описав насущные проблемы атомной отрасли Украины, некоторые эксперты делают вывод, что атомную отрасль нашего соседа ждет скорый крах. Но так ли это?
Атомные станции с реакторами ВВЭР, работающие на Украине, достаточно надежны, и использование в них даже «неродного» американского топлива не выглядит настолько опасным, насколько об этом отзываются некоторые эксперты. В отношении наземного хранилища ОЯТ можно также отметить, что подобного рода хранилища строятся во многих странах, использующих АЭС, и больше всего их в США.
На Украине действительно идет ядерный эксперимент. Но только это не просто эксперимент по внедрению новых технологий, это — эксперимент по выводу России с рынка топлива для ее собственных реакторов в Европе. Ведь стоит только доказать Армении, Болгарии, Венгрии, Словакии, Украине, Чехии и Финляндии, что их АЭС, построенные по российскому дизайну, могут нормально работать на нероссийском топливе, а также предложить подходящий вариант обращения с отходами, и можно будет вводить ограничения на поставки российской продукции. И это лишь вопрос времени!