Творческое совместное действие. По следам научной конференции
5 ноября исполнится 94 года со дня рождения выдающегося советского педагога Игоря Петровича Иванова — автора концепции коллективного творческого воспитания, лежащей в основе коммунарской методики. Игорь Петрович с отличием закончил философский факультет Ленинградского университета, однако решил посвятить свою жизнь педагогике. Методика воспитания, основанная на его концепции, заключается в творческом совместном действии людей разных поколений на благо общества. На основе данной методики формируется крепкий коллектив, все члены которого объединены общими делами, направленными на совершенствование окружающей жизни, дети вырастают творческими личностями, а взрослые не останавливаются в развитии и продолжают расти.
2–3 ноября 2017 года в Санкт-Петербурге прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Социальное творчество в современном образовании», на которой ветераны коммунарского движения обсуждали теоретические аспекты концепции коллективного творческого воспитания и делились опытом работы с применением коммунарской методики в современных условиях.
Коммунарскую методику иногда называют методикой «общей заботы». Один из организаторов конференции, доктор психологических наук, профессор Института детства РГПУ им. А. И. Герцена Валерий Валентинович Ситников рассказал о психологических исследованиях, показывающих влияние заботы о ком-либо на формирование человека как личности. Эти исследования подтверждают научную обоснованность концепции Иванова.
Подчеркивая актуальность концепции коллективного творческого воспитания В. В. Ситников напомнил об уникальной производительности предприятий Югославии, на которых практиковалось участие коллективов в управлении производством, включающее в себя выборность директоров. Профессор выразил сожаление о том, что методика, впервые появившаяся в России, возвращается сейчас как нечто заимствованное из других стран: принципы командной работы, которые используются в подготовке менеджеров на Западе и активно внедряются сейчас в нашей стране, очень похожи на коммунарскую методику.
Насколько они похожи? Участница конференции Нагавкина Людмила Серафимовна подчеркнула, что команда и коллектив — это разные вещи. Команда формируется под какие-то задачи: собрались, сделали, разошлись. И при таком подходе человек является инструментом, который используют для определенных целей. А в концепции Иванова заложен гуманистический смысл: формирование коллектива (в котором наблюдается развитие и взрослых, и детей) идет не ради выполнения каких-либо любых задач, а ради формирования человека как личности — личности, готовой активно действовать во благо общества.
Иванов категорически не признавал формальный подход к воспитанию. Наблюдая, как пионеры на торжественных мероприятиях провозглашали заученные правильные речи со сцены, он говорил, что при таком руководстве молодежью советская власть рухнет. Он оказался прав.
На конференцию приехал из Донецка Владимир Гаврилович Гамаюнов. Благодаря его активной деятельности в Горловке — населенном пункте Донецкой области — был самый большой клуб юных коммунаров в Советском Союзе, практически во всех школах Горловки были секции юных коммунаров.
Гамаюнов рассказал, что, когда он занимался подготовкой всесоюзного слета коммунаров, он переписывался с коммунарами из многих городов. Эта переписка попала в поле зрения КГБ, и ему запретили поддерживать коммунарское движение из-за его якобы антисоветской направленности. Гамаюнов, будучи инструктором горкома партии, был вынужден подчиниться партийной дисциплине и перестал участвовать в организации слета, а чтобы не навредить ребятам, пересмотрел свой архив и спрятал те документы, которые могли бы им навредить.
Хотя Комитет государственной безопасности СССР с подозрением относился к коммунарскому движению, считая его конкурентом ВЛКСМ и принимая меры для того, чтобы движение не разрасталось, коммунары не сомневались в благости советского общества, поэтому боролись за его сохранение. Об этом рассказал Ричард Валентинович Соколов.
Например, бывший руководитель коммунаров Полтавы Валентин Антонович Сидак, который занимал пост руководителя секретариата КГБ, в 1991 году пытался найти кого-то, кто мог бы повлиять на процессы с целью сохранения Советского Союза, однако везде на руководящих постах — и в КГБ, и в армии — видел только людей, думающих о том, как им лично получше устроиться в постсоветском пространстве.
Но и при новой власти коммунары пытались сохранить свою среду, иногда успешно. Так, руководимый Ричардом Соколовым клуб в Москве действовал до 2007 года — в суровые 90-е годы ему удалось убедить руководство, что если клубы разогнать, то власть столкнется с проблемой трудных подростков. Ведь творческая коллективная деятельность помогает направлять энергию трудных подростков в позитивное русло. В некоторых местах коммунарские клубы действуют до сих пор. Например, в Москве в Лужниках действует коммунарский клуб под управлением Юрия Берёзкина.
Концепция И. П. Иванова была основана не на пустом месте. Царёва Надежда Павловна, бывшая аспирантка Иванова, в своем докладе «Философские основы концепции воспитания» показала преемственность работ Иванова с учением Маркса. Иванов, владевший несколькими иностранными языками, работал с первоисточниками, и его дипломная работа называлась «Роль марксистско-ленинских идей в формировании нового советского человека».
На первое место Иванов ставил идею неразрывности идей формирования нового человека с практическим опытом борьбы революционных трудящихся масс. Маркс обосновал важность активного участия в революционном движении, потому что те, кто смотрят со стороны в качестве пассивного зрителя, понять суть движения не способны. Если революционная практика заменяется призывами к моральному благополучию, то она вырождается в свою противоположность. Нетрудно видеть, что именно из этого положения вытекает необходимость активной деятельности коллектива в обсуждаемой концепции.
Кроме того, чрезвычайно важна сосредоточенность на злободневных проблемах общества — только тогда революционная практика станет результативной. Это перекликается с требованием в концепции направленности деятельности коллектива на благо общества.
Маркс подчеркивал, что марксизм не мертвая догма, а живое руководство к действию. Любая идея не должна быть догмой, она подлежит творческому развитию — и в теории, и в практике. Это высказывание лишний раз подчеркивает необходимость и активности, и творческой составляющей во всех областях — в том числе и в области формирования человека.
Можно привести всем известное положение марксистского учения, что знание закономерностей является условием успешной борьбы. Требование знания и образованности важно для того, чтобы понять сущность чего либо, в том числе и концепции. Не менее важным является также требование знаний и образованности при самой деятельности по формированию нового человека.
О том, что творчество основано на научных знаниях, говорила и другая участница конференции — Инэсса Давидовна Аванесян. Она рассказала, как применяет данную методику на занятиях со студентами, помогая им в творческом активном процессе осваивать дидактический анализ. И. Д. Аванесян подчеркнула необходимость организации работы по образованию именно на основе действий практической направленности и отметила, что наследие И. П. Иванова выходит за рамки педагогической области.
Участники отмечали целостность концепции Иванова — важность рассматривания всей совокупности идей, не отбрасывая и не меняя их, в противном случае это будет уже другая концепция, и ее эффективность надо будет проверять заново. Среди составляющих концепции, обеспечивающих успешность процесса воспитания, отмечались активность, задействование всех участников коллектива, добровольность участия, баланс уважения и требовательности, направленность на благо для общества и опора на триединство развития личности (развитие познавательных способностей, эмоционально-волевой сферы и практические действия).
Игоря Петровича не стало в 1992 году, однако его дело не ушло в небытие, оно продвигается последователями и учениками философа. Эффективность коммунарской методики такова, что люди, выросшие и сформировавшиеся в коммунарских коллективах, выходя во взрослую жизнь, продолжают встречаться друг с другом и стремятся нести радость творческого совместного созидания новым поколениям. Они воспитывают по методике И. П. Иванова собственных детей, многие становятся преподавателями и применяют ее в своей работе. Ежегодно проводятся творческие сборы «Звезды дарят надежду» для коллективов, работающих по этой методике. В эти дни, со 2 по 5 ноября, в Шушарах проходит очередной, 15-й слет, организованный педагогическим отрядом «Перемена» Института психологии и педагогики им. И. П. Иванова ЛГУ имени А. С. Пушкина.
Однако, как отметил Ричард Соколов, существует большая проблема с лидерами. Есть люди, готовые использовать методику, но тех, кто готов сделать это смыслом жизни, «гореть» ради того, чтобы создавать условия для ее распространения и реализации, для развития и внедрения ее в массы, — таких людей сейчас мало.
И, на наш взгляд, это большая проблема — как мотивировать, чем зажечь людей для активного преобразования условий, а не просто действий во благо, ибо если общество не сможет создать систему воспитания, позволяющую формировать человека, способного выстраивать баланс между личными и общественными нуждами, то будущее человечества будет безрадостным.