Статья
/ Андрей Трубников
Анатолий Васильевич Луначарский был первым наркомом просвещения СССР — одним из «кремлёвских мечтателей», которые человеческое восхождение называли главным, ради чего стоит бороться и жить.

24 ноября 1875 года родился Анатолий Васильевич Луначарский, первый нарком просвещения СССР

В 2017 году мы празднуем столетие Великой Октябрьской социалистической революции, оглядываемся на прожитый век, пытаясь понять своих предшественников и самих себя. А век назад большевики пристально вглядывались в будущее, пытаясь угадать черты нового человека, который закончит эпоху «войны всех против всех» и начнет подлинную историю, который снимет отчуждение труда и построит на земле царство справедливости и любви, преодолеет слепые законы и вочеловечит природу, соединит в себе истину, красоту и справедливость. Анатолий Васильевич Луначарский был первым наркомом просвещения СССР — одним из «кремлевских мечтателей», которые человеческое восхождение называли главным, ради чего стоит бороться и жить.

Анатолий Васильевич Луначарский родился в Полтаве 24 ноября 1875 года. В 1887 году Луначарский поступил в Первую киевскую гимназию, в четвертом классе уже познакомился с марксизмом и к 1891 году «был уже «марксистом», с трепетом читал нелегальных тогда Энгельса и Каутского, а от Писарева перешел к штудированию первого тома «Капитала» Маркса». «Настоящую политическую работу я начал в 7-м классе. Я вступил тогда в партийную организацию, работавшую среди ремесленников и пролетариев железнодорожного депо», — вспоминал Луначарский. Руководство гимназии знало о революционных воззрениях Луначарского — он получил в аттестате оценку по поведению, которая лишала его возможности поступить в университет в России.

А.В.Луначарский во время обучения в гимназии

Двадцатилетний Луначарский уехал за границу и поступил в университет в Цюрихе, чтобы там «изучать научный социализм, свободно располагая литературой, и философию под руководством Р. Авенариуса». В университетские годы оформляется мировоззрение Луначарского — «все важнейшие вопросы, ответить на которые я считаю делом моей жизни, наметились для меня уже тогда» .

В 1898 году Луначарский возвращается в Москву, ведет работу в нескольких кружках, составляет прокламации для организации забастовок. В том же году Луначарский издает первый очерк своих идей «о сущности религии вообще, о смысле и направлении развития религиозности, о связи научного социализма с заветными чаяниями человечества, выраженными в религиозных мифах и догмах, и сменивших их метафизических системах, о центральном месте «труда», в новом миросозерцании» — все эти идеи уже рано зародились в уме автора и, не изменяясь в существе своем, лишь прояснялись и упрочивались по мере более глубокого ознакомления с историей религии и философии и с научным социализмом .

А.В.Луначарский, 1899 год

В 1899 году Луначарского арестовали, и в ожидании приговора он оказался в Калуге, где подружился с будущим соратником Александром Богдановым. В 1901 году Богданова выслали в Вологду — Луначарскому удалось добиться того, что ему также сменили место ссылки на Вологду. В Вологодской губернии отбывали сроки политические ссыльные, начиная с декабристов, народников, а с 1890-х там отбывали ссылку социал-демократы, эсеры и др. По воспоминаниям Луначарского, Вологодская колония ссыльных «была в то время чрезвычайно блестяща»: Богданов, Шер, Жданов, Савинков, Ремизов, Щёголев, Кржижановский, Тучапский, Бердяев и др. Богданов, врач по специальности, работал в психиатрической лечебнице в селе Кувшинове и жил в доме при лечебнице. В том же доме поселился и Луначарский. 1 сентября 1902 г. Луначарский женился на сестре Богданова, Анне Александровне Малиновской. В 1903 году срок ссылки Богданова закончился, он уехал в Швейцарию, и от него о Луначарском узнал Владимир Ильич Ленин.

Дом в поселке Кувшиново, в котором жили жили А.Богданов и А.Луначарский в ссылке в 1902 году

Из-за ухудшившихся отношений с властями Луначарскому изменили место ссылки на деревню Тотьму в Вологодской области. Жена Луначарского заболела тифом, умер их первый ребенок. Время ссылки Луначарский использовал для проработки своей доктрины. «Несмотря на достаточную интенсивную работу в Цюрихском университете, парижских музеях и высших школах, я должен сказать, что наибольшего успеха в области выработки миросозерцания я добился именно во время 8-месячного заключения в Таганке и 2-х лет моей жизни в Тотьме. Бежать из подобной ссылки мне не приходило даже в голову. Я дорожил возможностью сосредоточиться и развернуть свои внутренние силы», — описывал Луначарский этот период своей жизни.

Дом в Тотьме, в котором А.В.Луначарский жил в ссылке в 1903—1904 гг.

В 1904 году Луначарский освободился и «получил категорическое письмо от Богданова, в котором он звал меня немедленно ехать за границу для личного знакомства с Лениным и вступления в редакцию центрального органа большевиков. Посоветовавшись с женой, мы решили, что нашей обязанностью является повиноваться этому призыву». После знакомства Ленин пригласил Луначарского в Женеву для работы в редакции журнала «Вперед». По настоянию Ленина Луначарский много выступал — завоевывал сторонников в среде эмигрантов и студентов во Франции, Бельгии, Германии и Италии.

А.В. Луначарский, 1905 г.

В 1905 году по просьбе Ленина Луначарский выступает с докладом о вооруженном восстании на III партийном съезде РСДРП. После съезда Луначарский заболел и некоторое время пробыл в Италии, но, получив телеграмму ЦК о необходимости немедленно выехать в Петербург, выехал на следующий же день. В Петербурге Луначарский работал в редакции «Новой жизни» и всех газет, которые одна за другой сменяли «Новую жизнь», а также много выступал перед рабочими. В 1906 году Луначарский был арестован на рабочем собрании и отбыл два месяца в тюрьме. Опасаясь ареста Луначарского, партия решила, что ему лучше уехать из России. Так Луначарский оказался в Италии и по приглашению Максима Горького в 1908 году поселился на Капри.

Обложка первого тома «Религии и социализма» А.В.Луначарского (1908 г.)

В период жизни на Капри окончательно оформляется его доктрина, получившая название «богостроительства». Луначарский издает двухтомник «Религия и социализм», в котором раскрывает научный социализм как новую религию, шествие человека через социальную борьбу, науку и технику по направлению к все более неизмеримой власти над природой. «Бога нужно не искать, толковал я, его надо дать миру. В мире его нет, но он может быть. Путь борьбы за социализм, т. е. за триумф человека в природе, — это и есть богостроительство», — писал Луначарский.

В 1909 году Богданов, Базаров, Луначарский и др. организуют для рабочих «каприйскую школу». Ленин посчитал «каприйской школу» центром новой фракции, выступил резко против нее и, по словам Луначарского, беспощадно осудил «богостроительство». Конфликт с Лениным длился до 1917 года.

В 1917 году Луначарский решил вместе с Лениным вернуться в Россию и заявил о том, что безоговорочно отказывается от всех разногласий. Луначарский активно участвовал в событиях 1917 года: выступал вместе с Лениным перед демонстрантами, работал вместе с Дзержинским в большевистском комитете самообороны Петрограда по подавлению корниловского мятежа, был инициатором Первой конференции пролетарских культурно–просветительных обществ, положившей начало Пролеткульту. В 1919 г. участвовал в организации Тульского укрепрайона, работал в 12-й армии на фронте Чернигов — Киев — Житомир, в 1920 г. участвовал в создании партийного и государственного аппарата на Украине.

Анатолий Васильевич Луначарский выступает на митинге в 1918 г.

После 1917 года Луначарский, по существу, сформулировал новую доктрину, в ядре которой по-прежнему оставался восходящий коллективный человек, вочеловечивающий природу, но идеи формулировались на «материалистическом языке», а религиозные компоненты были убраны. Луначарский писал, что «вся материалистическая борьба за изменение мира есть постановка вопроса о том, а не могут ли живые существа и в первую очередь человек сорганизовать, сгармонировать свои силы, победить природу и перестроить ее таким образом, чтобы она была ареной человеческого разумного счастья? Не может ли человек, как сила среди других сил, вызвать на трудовую борьбу вселенную и в процессе гигантского мирового усилия победить эти бесконечные трещины в сердцах людей, весь этот хаос, весь этот бунт материи против разумной своей части — против человеческих мозгов, против поколений борющихся, страдающих существ?»

Анатолий Васильевич Луначарский и Владимир Ильич Ленин, 1920 год

По предложению Ленина с 1917 г. Анатолий Васильевич Луначарский был назначен народным комиссаром просвещения и оставался на этом посту до 1929 года. В этот период Луначарский проделывает огромную работу по разработке концептуальных основ советской школы, вопросов советской культуры и искусства, участвует в организации Пролеткульта, привлечением к сотрудничеству с советской властью научной и культурной интеллигенции, организацией Академии наук СССР, ликвидацией безграмотности, организацией издательства литературы для советских граждан, пишет статьи по вопросам литературы, музыки, кино, театра и т. д. и т. д.

Анатолий Луначарский и Максим Горький, 1928 год

В 1929 г. Луначарский перешел с должности комиссара просвещения на должность председателя ученого комитета ЦИК СССР. В 1933 г. Луначарский был назначен чрезвычайным и полномочным послом СССР в Испании.

Характерной чертой большевиков, которая в полной мере была свойственна и Луначарскому, был самоотверженный труд — Луначарский не щадил своего здоровья. В последние годы жизни он тяжело болел. 26 декабря 1933 года Анатолий Васильевич Луначарский скончался от болезни.

Анатолий Васильевич Луначарский, первый нарком просвещения СССР

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER