Мнимый раскол между «недовольным народом» и «путинским режимом» не обнаружился. Однако стоит ли старой новой власти и простым гражданам почивать на лаврах — или в обществе намечается другой, более серьезный раскол?

Неочевидные результаты выборов: российская политика исчерпала себя?

Изображение: Галина Брусницына © ИА Красная Весна
Одиноко в пустыне
Одиноко в пустыне
Одиноко в пустыне

Выборы президента России закончились уверенной победой Владимира Путина над «оппозиционными» кандидатами при высокой явке. Этот простой, говорящий, казалось бы, сам за себя факт поставил под вопрос всё то представление о российской политике, которым нас «потчевали» и отдельные оппозиционеры, и многочисленные интернет-ресурсы, и даже ряд крупных федеральные СМИ. Мнимый раскол между «недовольным народом» и «путинским режимом» не обнаружился. Однако стоит ли старой-новой власти и простым гражданам почивать на лаврах — или в обществе намечается другой, более серьезный раскол?

До выборов в медийной сфере вырисовывалась четкая картина, в которую поверили даже многие крупные политики. «Несменяемая» власть Путина всё более настраивает против себя «народ». Вся борьба оппозиции ведется вокруг того, кто именно поведет недовольные массы на взятие новой Бастилии. Алексей Навальный объявлял «забастовки избирателей», Павел Грудинин с высоты парламентской партии обещал «пригреть» собранный навальнистами ресурс во время и после выборов, Ксения Собчак сначала объявляла себя кандидатом «против всех» (т. е. против «системы»), а потом начинала переговоры с остальной оппозицией и т. п.

Казалось (а некоторые оппозиционеры и сейчас держатся за эту идею), что политическое поле разделено на две половины: подневольные, сгоняемые админресурсом и одурманенные условным Дмитрием Киселёвым «бюджетники», — и «разгневанные горожане», свободные, независимо мыслящие, страдающие за Родину люди. Власть пытается увеличить свою половину пропагандой, угрозами, беззаконием, административным ресурсом, фальсификациями и пр. Оппозиция… Кто-то делает ставку на «активное меньшинство» и уличную активность, кто-то — призывает всех голосовать за очередного «единого оппозиционного кандидата», а затем «добирать» то, что не получено на выборах, с помощью протестов, вторых туров, непризнания результатов голосования и так далее.

Выборы показали: народ, может быть, и не доверяет Путину безоговорочно — но уж в кандидатов от «оппозиции» он точно не верит. Оппозиционные политики явно это почувствовали: их дежурные речи о том, что выборы — «клоунада», что «народ против», что «фальсификации» и пр. и пр. стали совсем вялыми и неуверенными, уличной кампании a la 2012 год также явно не складывается.

Этот вывод подтверждается и опросом граждан, проведенным ИА Красная Весна в день выборов. Показательны, например, рассказы людей о том, как их «сгоняли» на выборы. Конечно, тут и там админресурс был задействован — даже на частных предприятиях от людей требовали «поставить галочку» или отметиться через телефон о посещении избирательного участка. Однако пропаганды за Путина почти не было, напротив, подчеркивалось, что важно просто проголосовать — не важно за кого. Видно, даже «косные» и «глупые» чиновники чувствовали, что настроения людей — не в пользу оппозиции.

В целом же оппозиционные политики сами вырыли себе яму. Так, граждане, даже голосовавшие за оппозицию, отмечали, что дебаты им резко не понравились: было мало содержания и много непотребства. Не раз звучали даже заявления, что вопиюще несерьезное поведение участников дискуссии заставило человека отказаться от идеи голосовать за нравившегося ему до дебатов кандидата.

С программами кандидатов большинство опрошенных или незнакомо, или знакомо поверхностно. И связано это не с аполитичностью россиян. Граждане самых разных возрастов и из разных регионов почти единогласно отмечали: они просто не верят любым обещаниям, которые дают кандидаты. Не важно, насколько точно и правильно написана программа политика — придя к власти, он будет делать то же, что и все: обогащаться. На уточняющий вопрос люди отвечали, что не считают, будто кого-либо из кандидатов волнуют простые люди — всеми политиками движут корыстные интересы. Интересно, что сама эта ситуация людей отнюдь не радует: опрошенные в целом считают, что голосовать за личность, а не за программу — не правильно. Но, очевидно, не в сегодняшней России.

Опрошенные (в том числе голосовавшие за оппозицию) зачастую прямо заявляли, что из всех кандидатов на роль президента реально «тянет» разве что Путин — остальные слабоваты. Страшный сон оппозиции стал явью: альтернативы Путину в глазах населения реально нет. Идея оппозиции о непризнании выборов еще до их начала кажется людям странной, митинги и акции протеста — бесполезными.

В общем, для россиян оппозиции как таковой не существует: многие голосуют даже не «против Путина», а просто для того, чтобы после победы «Путин не расслаблялся». Президент, даже набрав подавляющее большинство голосов, должен помнить, что граждан устраивает далеко не всё.

И здесь мы переходим к «сторонникам Путина». Как ни странно, но разница между ними и людьми, голосовавшими за оппозицию, — по крайней мере, в ходе нашего опроса, — оказалась несущественной. Когда читаешь все эти высказывания подряд — на секунду даже закрадывается мысль, что у подавляющей части российского народа есть некое единое внутреннее мироощущение, и голоса за Путина или против него — это лишь незначительные вариации общего настроения.

«Путинских зомби», которыми нас так пугает оппозиция, корреспонденты Красной Весны на улицах и на избирательных участках не обнаружили. Напротив, опрошенные странным образом не доверяют и Путину! Да, его внешняя политика — верна. Однако внутренняя политика Путина — ужасна: каждый опрошенный, конечно, называл то, что «ближе к телу», но в целом набор ожидаемый — социалка, зарплаты, коррупция, несправедливость, разрушенное производство и пр. и пр.

Опрошенные «сторонники» Путина в большинстве своем считают, что политическую линию внутри страны нужно менять, и почему-то даже верят, что в новый срок она действительно изменится. Сторонники «старой линии», конечно, есть — но и те больше ссылаются на «синдром 90-х» (все перемены в нынешней России — к худшему, лучше ничего не трогать). Не раз высказывалось мнение, что «царь хороший — бояре плохие», и Путин даже если захочет — многое в российских реалиях не поменяет. Наконец, среди избирателей, голосовавших за Путина, крайне часто встречалось мнение, что выборы вообще ничего не изменят!

Свой приход на выборы люди объясняли комбинацией из трех тезисов. Первый гласит, что выборы — обязанность гражданина, и избиратель идет исполнять свой гражданский долг. Второй касается темы «плохих бояр»: если страна покажет Путину свою поддержку, то он сможет сильнее давить на других представителей элиты и чиновников. При этом вовсе не обязательно, чтобы президент делал это ради простых людей — просто система должна выйти из «закоченелого» состояния. Третий — что Путин является воплощением антизападной позиции, и по уровню поддержки президента на выборах Запад увидит, что вся Россия согласна с этой внешнеполитической линией. Поняв единодушие российских граждан, западные страны «отъедут» и ослабят давление на нашу элиту — а значит и на Россию в целом.

Конечно, наш опрос — не строгое социологическое исследование, но он заставляет серьезно задуматься над новой политической реальностью, которую «вскрыли» выборы. Выскажем некое — пока что примерное — предположение.

Народ «отшатнулся» не от оппозиции и не от Путина. Он «отшатнулся» от российской политики вообще.

Дело не в том, что люди любят Путина и безоговорочно в него верят. Они просто понимают, что на поле внутренней политики принципиально ничего выиграть нельзя: все кандидаты будут «распиливать» страну, с Путиным или без него, «бояре» (чиновники, элита) останутся на своих местах, ничего не изменится. Нет политика, который может сделать что-то «лучше»: только «хуже» или «так же». Оптимисты, правда, надеются, что Путин чуть-чуть улучшит ситуацию, боясь давления Запада или за счет личных, человеческих качеств — но в целом никто ни во что серьезно не верит.

Потому вся борьба переносится на поле внешней политики. Здесь уже народ может многое проиграть: Путин вошел в холодную войну с западным миром, что и «патриотично», и может вынудить его хоть немножко подумать о состоянии страны. Другие кандидаты — уже большой риск: их всех давно заподозрили в теплых отношениях с Западом, политической твердости под стать путинской у них на лицах не читается и т. д. Не дай Бог — «сдадут»! Да и в глазах Запада смена Путина будет воспринята как слабость.

Собственно, давление Запада — последняя ниточка, связывающая рядового гражданина с российской политикой. Не будь его — осталось бы разочарование и вялый лозунг «как бы не стало хуже». И дело здесь не в достоинствах Путина как национального лидера, а в полной импотенции отечественного политического поля. Политики — не люди, они — иная каста, занимающаяся чем-то сугубо своим, исключительно в личных интересах. Нет даже попытки выдать себя за «человека из народа» (хотя лозунг — есть): политические деятели начинаются от уровня «топ-менеджера» и выше. Слесарю из Челябинска трудно поверить в «человека из народа» с ценными бумагами в заграничных банках.

Российская политика исчерпала себя. Она зашла в тупик. Оппозиция не сможет принять новую картину — потому что вписаться в нее по определению нельзя. Остается надеяться на возникновение каких-то новых политических сил, что называется, «от сохи», или на самоорганизацию народа. Может быть, какие-то процессы запустит усиливающееся давление Запада… Главное, чтобы «лед тронулся» не слишком поздно.