Олимпийское холодное дежа вю
Спортсменам из зимней олимпийской сборной России, которые не были обвинены в использовании допинга, предложили выступать на играх в Южной Корее под олимпийским флагом. Это не первый случай его использования. Первый раз был в… 1992 году.
8 декабря 1991 года в Беловежской пуще главы трех союзных республик: РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич подписали соглашение, объявившее миру о прекращении существования СССР и образовании Союза Независимых Государств (СНГ).
Ровно через 2 месяца, 8 февраля, начались зимние олимпийские игры в Альбервиле во Франции, и сборная бывшего СССР еще была единым организмом. Но самого СССР уже не было. Тогда и было объявлено, что сборная будет называться «Объединенная команда» (латинская аббревиатура EUN от фр. Equipe Unifiee), и выступать будет под олимпийским флагом. С теми же атрибутами команда выступала летом на играх в Барселоне.
Еще двигающаяся по инерции сборная на зимних играх заняла второе место в общем медальном зачете с 23 наградами (вслед за Германией с 26), а на летних — первое со 112. На следующих играх бывшие республики СССР выступали уже под своими флагами. Российская команда попадала в тройку лучших сборных по общему числу медалей, а граждане с ностальгией складывали медали всех бывших республик и смотрели, где бы была сборная общего государства.
До распада СССР всегда был первым или вторым, соревнуясь летом со сборной другой сверхдержавы, США, а зимой в основном с друзьями по социалистическому лагерю — сборной ГДР. Соперничество с США было прервано в 1980 и 1984 годах, когда сборные по политическим мотивам не поехали США в Москву, а СССР в Лос-Анджелес. За исключением этих игр СССР отдавал первое место американцам только 3 раза с 1952 года, когда начал участвовать в олимпиадах, и выиграл 6 раз. Последний и был в Барселоне, когда рухнувшая страна по инерции нанесла репутационный удар по победившему в Холодной войне противнику.
Символом поражения СССР в Холодной войне, наряду с подписанием Беловежских соглашений, явилось то выступление сборной распавшейся страны под олимпийским флагом. Спорт, его страсть и азарт, горечь поражения и радость победы всегда находили отзыв в сердцах людей. Но в том году радость от победы наших спортсменов каждый раз разбавлялась смутным ощущением пустоты, того, что нечего поднять на флагшток, кроме олимпийского флага. Нет больше страны, гордость за которую надо было испытывать при их победах.
На первую строчку по числу медалей Россия вернулась в 2014 году во время олимпиады в Сочи, но не надолго. Спортсменов продолжают лишать наград по подозрению в употреблении допинга, и аккуратно пересчитывается рейтинг в Википедии, где России уже нет и в тройке.
В 2018 году в общем медальном зачете зимней олимпиады в Пхёнчане России не будет ни в тройке, ни в десятке. Будет группа спортсменов великой спортивной страны, опять выступающих под олимпийским флагом, но уже вряд ли претендующих на первое место в общем зачете.
Сейчас обсуждают, надо ли им ехать в таких условиях на игры или надо проявить патриотизм и остаться дома. Наверное, это важно. Но меня больше волнует вопрос, видят ли люди во власти и на местах в сложившейся ситуации прямые параллели с предыдущей Холодной войной. Если не видят, то, может быть, мы ее уже опять проиграли, а олимпийский флаг для сборной опять символизирует такое поражение?
Может быть, хватит надеяться на примирение с Западом, лебезить перед ним, и надо действовать соответственно условиям ведущейся против нас Холодной войны. Да, ведущейся. Какие еще нужны аналогии с прошлым веком, чтобы люди это поняли?
Находиться в состоянии Холодной войны совсем не так страшно, как может показаться. Тем более спортсменам, которым государство просто вынуждено будет оказывать поддержку для сохранения престижа на международной арене. Если оно действительно будет вести эту Холодную войну, заботясь уже о своих интересах, которые и привели к противостоянию, а не о том, как к нам относится Запад.
Хочется, всё-таки, надеяться, что олимпийский флаг для сборной это только укол дежа вю из тяжелых 90-х, который поможет пробудиться стране и элите от сладких западных грез. Не погребальный саван и не красная тряпка. Надо не молча ползти на кладбище, не создавая паники, и не бить копытом, гоняясь за тряпкой и подставляя холку под удар тореадора. Проснуться, взять голову в руки и начать действовать соответственно моменту. Этого от нас ждет История, и видимо, не ждет наш вероятный противник, как говорили во времена той, прошлой, старой доброй Холодной войны наши военные.