Аутсорсинг скорой помощи не панацея!

В Астрахани медики и общественники выступили против внедрения аутсорсинга транспортных услуг при оказании скорой помощи гражданам

Аутсорсинг скорой помощи не панацея!

Жители пригорода Сент-Луиса (США) против аутсорсинга местной службы скорой помощи
Жители пригорода Сент-Луиса (США) против аутсорсинга местной службы скорой помощи

29 марта 2016 года Президент РФ В. Путин поручил Минздраву РФ «проанализировать имеющийся опыт регионов по передаче автопарка скорой помощи частным компаниям». До 10 июня 2016 года Минздрав РФ должен разобраться, как работает проект, стоит ли развивать этот опыт и внедрять его в других регионах России.

21 апреля 2016 г. в Астрахани состоялся круглый стол «О переводе на аутсорсинг транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам». Мероприятие проводилось Астраханским региональным отделением Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС).

Пилотные проекты по внедрению аутсорсинга, то есть передача частным компаниям содержания автопарка станций скорой медицинской помощи (ССМП), реализуются в ряде регионов России уже не первый год. Астраханская область в число таких регионов пока не входит. Однако астраханские врачи постоянно общаются с коллегами из других регионов. При этом один из самых обсуждаемых вопросов — внедрение аутсорсинга в систему скорой помощи.

Сторонники аутсортинга постоянно настаивают, что одним из главных результатов передачи автопарка «скорой» частным компаниям будет «улучшение ситуация в плане обеспечения населения скорой медицинской помощью».

Тем не менее анализ первых результатов эксперимента, говорит о том, что ситуация со скорой помощью в тех регионах, где эта передача осуществилась, не только не улучшилась, а напротив — стала угрожающей.

Именно поэтому заинтересованные представители медицинской общественности г. Астрахани вместе с РВС и другими общественными организациями посчитали необходимым и своевременным проведение круглого стола по столь актуальной теме. Интерес к мероприятию также проявили средства массовой информации, в частности, государственный телеканал «Россия 1».

В работе круглого стола приняли участие:

Наиль Адельшинов, председатель молодежного совета Астраханской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ, председатель молодежного совета ГБУЗ Астраханской области «Центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи», врач выездной бригады скорой помощи;

Евгений Лазарев, председатель Астраханского отделения ОООЗС «Родительское Всероссийское Сопротивление», врач выездной бригады скорой помощи;

Врачи и фельдшеры скорой медицинской помощи г. Астрахани;

Представители астраханского «РВС» и астраханской ячейки общественного движения «Суть времени».

Участники круглого стола заслушали вступительный доклад Наиля Адельшинова о понятии «аутсорсинг» и его истории. Рассмотрели также результаты деятельности компании «Новая скорая помощь» («Новоскор»), основатель которой — бизнесмен из Пензы Е. Фридман — продвигает модель аутсорсинга для скорой помощи на федеральном уровне.

Вот только два наиболее ярких примера, которые достаточно ясно дают понять, что в результате может получиться после запуска проекта аутсорсинга скорой помощи на общефедеральном уровне.

Одним из первых в пилотный проект включился Волгоград, когда городские власти заключили с фирмой «Новоскор» договор на транспортный аутсорсинг «скорой». И уже 1 января 2013 года в Волгограде разразился громкий скандал, поскольку «Новоскор» не выполнила условия контракта. Вместо 80 санитарных автомобилей фирма предоставила городу всего десять. Но и эти десять не вышли на линию, а из необходимого медикам для работы оборудования в них присутствовали только носилки. В результате город фактически оказался без «скорой». Чтобы жители города в новогодние праздники не остались без экстренной медицинской помощи, власти вынуждены были выпустить на линию имеющиеся в распоряжении «скорой» старые автомобили. Контракт с фирмой Фридмана был расторгнут.

Другой пример. Выездная комиссия Общественной палаты республики Башкирия выявила, что в ряде подстанций скорой помощи Уфы на работающих по аутсорсингу автомобилях отсутствует полный комплект необходимой медицинской аппаратуры. А установленная аппаратура является старым оборудованием, снятым с собственных автомобилей ССМП. Выяснилось, что согласно условиям договора, предусмотренным документацией «аутсорсинговых» аукционов, исполнитель обязан предоставить ССМП лишь транспортное средство с экипажем. Собственно медицинское оборудование, за исключением носилок, не предусмотрено.

Комментарии, думаю, излишни. Но продолжим.

Сторонники аутсорсинга настаивают на экономической эффективности перевода автопарка «скорой» на аутсорсинг. Якобы передача транспортного обслуживания скорой помощи частным компаниям позволит экономить государственные средства, поскольку коммерческие структуры гораздо эффективнее государственных. Аутсорсинг якобы освободит руководителей медучреждений от непрофильной работы (поскольку до 40 % рабочего времени главный врач тратит на решение вопросов транспорта, инфраструктуры, бумажную волокиту).

Возможно, что у главных врачей подстанций «скорой» и освободится время. Однако участники круглого стола уверены, что обещанная экономия — временная. И рано или поздно «частник» начнет повышать стоимость услуг, закладывая в цену, например, закупку новых автомобилей. Так, Ставрополье уже отказалось от услуг частных перевозчиков, поскольку выставленная региону цена за аутсорсинговые услуги оказалась слишком высокой.

Кроме того, когда парк принадлежащих государству машин скорой медицинской помощи (СПМ) будет полностью изношен, главврачи окажутся один на один с частником, который, в условиях отсутствия конкуренции, получит возможность диктовать цены на свои услуги.

С другой стороны, отказ станций скорой помощи от заключенных договоров на услуги частника грозит серьезными издержками. В виде перерыва в деятельности СПМ или судебных разбирательств.

В любом случае, опыт регионов, вставших на путь аутсорсинга, свидетельствует, что экономический эффект от нового проекта — нулевой или отрицательный.

Еще одна проблема связана с тем, что контракт на аутсорсинговые услуги подписывается на определенное время, а подрядчик выбирается на конкурсной основе. Уже есть факты: когда область меняет перевозчика, то предыдущий «дорабатывает» свой контракт спустя рукава.

Другой негативный вариант: частник внезапно уходит с рынка. Например, объявив себя банкротом. Понятно, что пока будет проводиться конкурс, пока будет налаживаться работа с новой аутсорсинговой компанией, будет страдать население, поскольку некому будет выезжать на вызовы. С такой ситуацией, к примеру, уже столкнулся Пермский край, где врачи и пациенты выходят на митинги против сложившейся ситуации в здравоохранении.

Далее. Участники круглого стола уверены в том, что как бы ни стремилась коммерческая организация хорошо выполнять свои функции, она нацелена на рост прибыли и сокращение собственных расходов — на тот же бензин, запчасти, зарплаты водителям и оплату сервисного обслуживания. Сокращение этих статей также неминуемо приведет к сбою в работе скорой помощи.

Еще одна угроза состоит в том, что согласно ст. 413 ТК РФ, работники станций скорой и неотложной помощи не имеют право на забастовку. Однако водители частной компании, предоставляющие ССМП транспортные услуги, не являются сотрудниками станции скорой помощи, и, соответственно, могут объявить забастовку. Подобный случай имел место в 2010 году в Перми, когда из-за невыплаты зарплаты компанией, связанной с аутсорсинговым проектом Е. Фридмана, забастовку провели 15 водителей машин скорой помощи. И под угрозу были поставлены жизнь и здоровье обслуживаемого населения.

Причем, внедряя аутсорсинг, его адепты не отвечают на весьма важные вопросы. Кто несет уголовную ответственность за неоказание помощи больным? Как и чем отвечает подрядчик перед заказчиком за невыезд машины? Штрафами? Но ведь на весах жизнь людей!

И наконец. Введение аутсорсинга разрушает сам принцип работы скорой помощи, ее миссию.

«Бригада скорой медицинской помощи (врач, фельдшер, водитель), — объяснил Н. Адельшинов, — это сложившийся коллектив, со своей этикой, с особыми отношениями, это единая команда».

Эффективность работы «скорой» во многом определятся уровнем взаимодействия водителя с медиками выездной бригады, пониманием особого характера и миссии работы на «скорой». В выездной скоропомощной бригаде водитель способен работать в качестве санитара: он не только носит носилки, но может накладывать шины, владеет элементарными приемами доврачебной реанимации.

Кроме того, одним из условий своевременного оказания экстренной медицинской помощи является оперативность прибытия выездной бригады к пациентам и на место происшествия. Огромную роль здесь играет опыт водителя, в частности, его подробное знание территории обслуживания — не в общих чертах, а каждого дома, путей проезда и условий парковки в конкретных дворах. Опыт «скоростного» безопасного вождения в труднейших условиях переполненного автотранспортом миллионного города не приобретается в течение нескольких недель или месяцев.

Аутсорсинг всего этого не предполагает. Но создает другие проблемы.

Н. Адельшанов обратил внимание присутствующих на то, что «при работе по модели аутсорсинга выявлены многочисленные нарушения трудового законодательства».

В ходе мероприятия выступающие поделились содержанием личных бесед с водителями «скорой». Водители всерьез опасаются того, что с внедрением аутсорсинга будет снижаться заработная плата, не будут оплачиваться больничные листы, сократится продолжительность отпуска, возрастет риск увольнения. А это, по мнению присутствующих, скажется на росте социально-политической напряженности.

Не обошли участники круглого стола и такой важнейший вопрос, как безопасность страны. Речь идет о вполне реальном риске, когда в критический момент власти могут оказаться лицом к лицу с саботажем со стороны владельцев аутсорсинговых компаний. Риск такого развития событий возрастает еще и в связи с тем, что на сегодняшний момент в условиях конкурсов нет ограничений на участие в них иностранных компаний. То есть владельцем транспортной компании, оказывающей аутсорсинговые услуги станции скорой помощи, вполне может быть иностранный гражданин. Таким образом, государство рискует потерять контроль над данной сферой.

В заключение участники круглого стола отметили, что на аутсорсинг должны передаваться второстепенные, сопровождающие направления деятельности организации (уборка, реклама и т. п.). Транспортная же составляющая скорой помощи является одним из важнейших стратегических условий ее деятельности. Передача ее сторонним организациям несет значительные риски для государства, угрозу жизни и здоровью населения. И потому автопарк скорой помощи должен оставаться в системе государственной структуры, как это было в СССР. Идея передачи автопарка в частные компании — преждевременна и даже опасна.

Участники круглого стола подготовили Рекомендации «О переводе на аутсорсинг транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам» на имя министра здравоохранения РФ В. И. Скворцовой и председателя комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Общественной палаты РФ В. А. Слепака.

В Рекомендациях, в частности, подчеркивается необходимость полного отказа от передачи негосударственным организациям на договорной основе не только транспортных, но и других ключевых функций скорой и неотложной медицинской помощи. И с такой постановкой вопроса согласны врачи не только г. Астрахани, но и других регионов страны.

25 мая 2016 года тема передачи автопарка «скорой» в частные руки будет обсуждаться на круглом столе в Ростове-на-Дону. Организатором мероприятия выступает ростовское отделение «Всероссийского Родительского Сопротивления». Поддержим товарищей!!!

Нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить редакции о найденной ошибке