Статья
/ Ольга Николаева
Ведущиеся на Западе пропагандистские разработки таковы, что вне зависимости от того, двинется ли Россия в сторону советизации или в сторону монархии, русских объявят преступниками, виновными в создании национал-социализма

Белоэмигранты-черносотенцы и формирование национал-социализма

Статья Ольги Николаевой является частью коллективного доклада, над которым работает в настоящий момент кафедра «Информационно-психологическая война». Этот доклад посвящен преемственности между пропагандистскими приемами, задействованными сначала в фашистской Германии, затем — в США времен холодной войны (куда соответствующие наработки Третьего рейха были привезены бежавшими фашистами и коллаборационистами), позже — в СССР перестроечного периода. Сегодня эти же приемы оказались востребованными Украиной, ведущей антироссийскую пропаганду по калькам с «чертежей» своих предшественников.

Ольга Николаева рассматривает первое звено в цепи «преемственностей» — белоэмигрантскую пропаганду и ее влияние на формирование идеологии и пропаганды немецких национал-социалистов. Несомненно, что фашисты внимательно изучали пропагандистский опыт белогвардейцев, которых рассматривали как своих естественных союзников в борьбе с большевизмом. Однако ряд западных исследователей, основываясь на фактах взаимодействия национал-социалистов с белогвардейцами, фактически готовит почву для начала новой крупной информационно-психологической войны Запада против России. Об этом и пойдет речь в предлагаемой вашему вниманию статье.

Хотелось бы ознакомить читателей с некоторыми выводами, сделанными американским исследователем Майклом Келлогом. Его книга с многообещающим названием «Русские корни нацизма. Белоэмигранты и становление национал-социализма: 1917–1945» вышла в свет в издательстве Кембриджского университета в 2005 году. Эта работа представляет для нас интерес с двух точек зрения.

Во-первых, в ней подробно, со ссылками на архивные материалы, рассматривается деятельность белоэмиграции в начале 20-х годов прошлого века. Ключевое утверждение Келлога: белоэмигранты оказали серьезнейшее влияние на идеологию немецкого национал-социализма.

Во-вторых, из этого утверждения естественным образом вытекает виновность русских в фашизме — а это уже следующий, новый шаг вслед за приравниванием коммунизма к фашизму.

Келлог подчеркивает, что с 1960 года осмысление национал-социализма сводилось к тезису об «особом пути» Германии. Согласно этому тезису, в результате отклонения от исторического мейнстрима в Германии была слабая буржуазия. Слабость буржуазии в конце концов и привела к Третьему рейху и его преступлениям.

Но в 1987 году (после начала перестройки, удивительное совпадение!) во Франкфурте-на-Майне выходит работа Эрнеста Нолте, в которой тезис об «особом пути» Германии уже снимается с повестки дня и национал-социализм рассматривается как реакция на большевизм.

А в 1996 году в Мюнхене издается книга Бригитты Хаманн про юность Гитлера, в которой автор всеми силами стремится доказать, что Гитлер во время проживания в Вене не был антисемитом, а наоборот, очень уважал евреев.

Получается, что в антисемитизме Гитлера и его намерении «окончательно решить еврейский вопрос» виноваты русские белоэмигранты — если бы не они, Гитлер был бы мирной овечкой.

Так что Майкл Келлог, настаивающий на том, что это русские белоэмигранты повлияли на формирование антисемитских взглядов Гитлера в самом начале 1920-х, до \«пивного путча»\, логически продолжает уже заданную линию.

\\

Пивной путч (в Западной историографии известен как путч Гитлера–Людендорфа) — попытка государственного переворота, предпринятая 8–9 ноября 1923 года германскими националистами под руководством Гитлера и генерала Людендорфа. Путчисты в пивном зале в Мюнхене (откуда и название) объявили о низложении германского правительства и взятии власти группой во главе с их лидерами. Организаторы «пивного путча» были тесно связаны с властями и армейским командованием Баварии и рассчитывали на их поддержку, но просчитались. «Пивной путч» не получил поддержки и со стороны немецких монополистов. Желая продемонстрировать свою решимость, а также обрести широкую народную поддержку, лидеры националистов организовали марш своих сил по улицам Мюнхена. Марш был расстрелян (погибло 18 человек), его организаторы — арестованы. Но Людендорфа вскоре освободили, а осужденный к 5 годам заключения в крепости Гитлер был амнистирован через год.

Начнем с того, что речь идет о той части белоэмиграции, которую можно назвать «черносотенной», то есть о крайне правых монархистах, почти поголовно состоявших в «Союзе русского народа» или в «Союзе Михаила Архангела». Что же касается влияния эмигрантов-черносотенцев на идеологию национал-социализма, то оно заключалось в создании и распространении нескольких групп мифов, которые впоследствии национал-социалисты самым активным образом использовали в своей пропаганде.

Первую группу черносотенных мифов можно назвать «Жидобольшевики». В этих мифах:

постулировалось наличие всемирного жидомасонско-большевистского заговора с целью захватить весь мир;

ставился знак тождества между большевиками и евреями;

утверждалось, что 80 % советских комиссаров — евреи (позже это число подняли до 90 %);

подчеркивалось, что русское советское правительство состоит в основном из евреев;

объявлялось, что «красный террор» в бывшей Российской империи являлся «местью евреев русскому народу».

Во второй группе мифов, которую можно условно назвать «Кровавые упыри»:

утверждалось, что большевистская власть — сатанинская;

заявлялось, что большевики планируют уничтожить/уничтожили всю интеллигенцию;

сообщалось о невероятном числе «жертв режима» («более 40 миллионов русских погибло в результате еврейского террора»);

описывались звериная жестокость большевиков и садистские пытки в застенках ЧК.

Наконец, третья группа мифов (тесно сопряженная с первой группой) базировалась на утверждении, что «СССР — вовсе не социалистическое государство». Фашисты взяли и эту группу мифов на вооружение.

Но коль скоро Келлог поднимает тему влияния белой эмиграции на становление национал-социализма, необходимо остановиться на истории сотрудничества белоэмигрантов и немцев (а оно имело место) хотя бы совсем кратко.

Германофильские настроения в среде российской элиты существовали всегда, отчасти — благодаря родственным связям, отчасти — исходя из «чистого западничества», отчасти — из-за наличия большого числа немцев, служивших русскому царю. И, наконец, отчасти — благодаря наличию в России большой диаспоры \остзейских немцев\, занявших свое место в элите страны.

\\

Остзейские немцы (от нем. Ostsee — Балтийское, буквально «восточное», море) — немцы на территориях нынешних Латвии и Эстонии, чьими предками были или непосредственно немецкие рыцари, или их обслуга, или немногочисленные колонисты из Германии, селившиеся в городах. Остзейские немцы составляли элиту своих стран. Они сохранили привилегии и после вхождения земель в состав России. В 1939–1940 годах практически все остзейские немцы выехали в Германию.

Явное проявление германофильских настроений было притушено Первой мировой войной, однако после заключения Брестского мира и вторжения немецкой армии на Украину «белые» очень быстро наладили диалог с немецкими интервентами.

Сразу после февральской революции 1917 года в Киеве была создана Центральная рада, провозгласившая автономию Украины. После Великой Октябрьской социалистической революции и разгона Учредительного собрания Центральная рада в середине января 1918 года объявила о государственном суверенитете. 8 февраля Красная Армия взяла Киев, а 9 февраля Рада подписала сепаратный мирный договор с Германией, дававший последней право оккупировать Украину.

В момент, когда надо было как-то защищаться от наступления большевиков, интересы «белых» и немецкого генштаба на Украине совпали. Немцам надо было, следуя заветам Бисмарка, во что бы то ни стало удержать Украину как важный источник сырья и продовольствия, а белым, особенно имеющим собственность на Украине, важно было не пустить большевиков на Украину. И те, и другие рассматривали большевиков как главную угрозу своему существованию.

Однако, несмотря на мирный договор с Радой и фактическую оккупацию Украины, немцев Рада не устраивала. Немцы не могли напрямую управлять ею. Кроме того, Рада не пользовалась поддержкой ни у масс, ни у землевладельцев. Между тем, оккупационным властям необходимо было правительство, представляющее крупных землевладельцев и капиталистов, — управляемое, благодарное немцам за возврат ранее национализированной большевиками собственности и способное поставлять в Германию столь необходимое немцам продовольствие.

Проблема эта была решена путем свержения Рады и прихода к власти гетмана Скоропадского в конце апреля 1918 года. Свержение организовали две силы. Первая была представлена Украинской Народной Громадой, возглавляемой Скоропадским, а также поддержавшими его Украинской демократической хлеборобской партией и Союзом земельных собственников. Вторую силу представлял \Иван Полтавец-Остряница\ — наказной атаман Вольного казачества Украины, пользовавшийся поддержкой немцев, которые в конце марта 1918 года выделили ему на подготовку к свержению Рады миллион рейхсмарок.

\\

Иван Васильевич Полтавец-Остряница (1890–1957) — российский (украинский) военный и политический деятель, монархист-гетманец, ультраконсерватор. В 1917 году стал наказным атаманом Украинского Вольного Казачества, в 1918 году — адъютантом гетмана Скоропадского и генеральным писарем Украинской Державы. После падения режима Скоропадского возглавлял профашистскую (т. е. прямо связанную с НСДАП) группировку украинской эмиграции. В 1926 году провозглашен гетманом. Руководитель Украинского Народного Казачьего Общества и Украинского Народного Казачьего Движения (которое, согласно уставу, было национал-социалистическим).

Между прочим, Полтавец-Остряница считался главным организатором антибольшевистской армии Рады, то есть он обязан был Раду защищать, а не свергать.

Став генеральным писарем (секретарем) при гетмане, Полтавец-Остряница представил Скоропадскому проект создания «Черноморской лиги», в которой независимая Украина должна была играть ведущую роль. Согласно этому проекту, в Черноморскую лигу должны были войти не только территории тогдашней Украины, но и земли Войска Донского, Терских и Кубанских казаков, а также свободный Кавказ. Черноморская лига должна была полностью отрезать Россию от Черного моря. Так что идеи «Великой Украины» и освобождения «исконно украинских земель» существовали уже в Гражданскую войну. И эти же идеи существенным образом повлияли на формирование «восточной политики» Гитлера и Розенберга.

При рассмотрении вопроса о русско-германском антибольшевистском сотрудничестве на Украине нельзя не упомянуть возглавлявшийся \Николаем Марковым\ «Союз верных» и созданный этим союзом в Киеве монархический блок, выступавший одновременно и за тесную российско-германскую дружбу (в белоэмигрантской среде Марков относился к «германофилам»), и за «Великую Россию» — хотя, казалось бы, дружба с немцами, ратовавшими за независимость Украины от России, противоречила самой идее «Великой России».

\\

Николай Евгеньевич Марков (1866–1945) — второй председатель «Союза русского народа», в эмиграции — председатель «Высшего монархического совета». В 1919 году возглавил монархический, состоящий в основном из офицеров, «Союз верных», созданный на территории Эстонии, но имевший также свои группы на Украине. В 1920 году эмигрировал в Германию, позже перебрался в Париж. В 1935 году по приглашению немецкого «специалиста по еврейскому вопросу» Ульриха Фляйшхауэра возглавил в германском г. Эрфурте секцию так называемого международного центра изучения еврейского вопроса «Мiровая служба», был редактором одноименного бюллетеня. С конца 1930-х по состоянию здоровья отошел от активной политической деятельности, однако время от времени выпускал брошюры на немецком языке по еврейскому вопросу.

Отметим, что именно этот блок имел известное влияние на партию хлеборобов, принявшую участие в свержении Рады.

Видными членами монархического блока были \Борис Пеликан и Константин Щегловитов\.

\\

Борис Александрович Пеликан (1861–1931) — видный черносотенец. В 1906 году участвовал в основании одесского филиала «Союза русского народа» (СРН). В 1908 году, после исключения из СРН за клевету, основал одесский отдел Союза Архангела Михаила. В 1913–1917 гг. — Одесский городской голова.

Константин Иванович Щегловитов (1884–1925) — монархист. Сын Ивана Григорьевича Щегловитова (1861–1918) — в 1905–1915 гг. министра юстиции, сподвижника Столыпина, покровителя «Союза русского народа».

Оба позднее, в марте 1920-го, участвовали в \Капповском путче\; помогали в том же 1920 году создать организацию «Возрождение», о которой речь пойдет ниже; возглавляли в Мюнхене группировку белоэмигрантов, боровшуюся за независимость Украины.

\\

Капповский путч (13–17 марта 1920 года) — неудавшийся контрреволюционный переворот в Германии. Целью заговора было свержение коалиционного правительства, которое в то время возглавляли социал-демократы, ликвидация буржуазно-демократической республики и установление открытой военной диктатуры.

Заговорщики, опиравшиеся на «добровольческие корпуса» и некоторые части рейхсвера, ставили своей целью свержение коалиционного правительства, возглавлявшегося социал-демократами, ликвидацию буржуазно-демократической республики и установление открытой военной диктатуры. 10 марта, подтянув к Берлину «добровольческие части», генерал Лютвиц предъявил правительству ультиматум с требованием распустить национальное собрание, провести перевыборы, потребовав роспуска национального собрания и перевыборов президента, отказа от сокращения личного состава рейхсвера, предусмотренного Версальским мирным договором 1919 года. Правительство фактически не предприняло никаких мер для подавления мятежа, не приняло никаких решительных мер против мятежников. 13 марта путчисты, заняв Берлин, сформировали собственное правительство во главе с Каппом. Президент Ф. Эберт и правительство оставили столицу и переехали в Штутгарт.

В ответ на это в защиту республиканского строя выступил рабочий класс, а также значительная часть средних слоев и республикански настроенные буржуазные круги. В стране началась всеобщая забастовка, в которой приняли участие 12 млн человек. Активное участие в борьбе с путчистами приняли коммунисты, левые члены Социал-демократической и Независимой социал-демократической (НСДПГ) партий, а также беспартийные рабочие. Благодаря единству действий трудящихся, путч был в течение 5 дней ликвидирован. Возглавивший путч Вольфганг Капп — лидер немецкой «Отечественной партии» (Deutsche Vaterlandspartei, можно перевести и как немецкая партия «Родина»), по имени которого путч и был назван, — бежал 17 марта в Швецию.

Готовя путч, заговорщики рассчитывали не только на бригаду Эрхарта (которая и стала основной военной силой путчистов), но и на «добровольческие корпуса» — вооруженную поддержку со стороны белоэмигрантов, в частности, на интернированные остатки Западной добровольческой армии Бермонта–Авалова, находившиеся в Альтенграбове, недалеко от Берлина. Многие белоэмигранты поддержали Капповский путч. Так, Народно-Государственная партия Пуришкевича (прямой наследник черносотенных организаций) тесно сотрудничала с Каппом и Людендорфом, которого спецслужбы Веймарской республики назвали «отцом Капповского путча». Бывшие участники Корниловского мятежа также поддержали Капповский путч, из-за чего были вынуждены покинуть Берлин после его поражения. Участвовавший в путче старший лейтенант М. Шойбнер-Рихтер спустя несколько лет сравнивал этот путч с Корниловским мятежом.

В монархический блок входил и граф \Федор Келлер\. Члены «Союза верных» и монархического блока активно помогали немцам создавать армии (Южную, Астраханскую, Саратовскую) из прогермански настроенных русских белоэмигрантов.

\\

Фёдор Артурович Келлер (1857–1918) — граф, офицер Русской Императорской армии, генерал от кавалерии, «первая шашка России». Один из участников Белого движения на Юге России в 1918 году. Участник Русско-турецкой, герой Первой мировой войны. Племянник героя русско-японской войны графа Фёдора Эдуардовича Келлера. Кавалер орденов Святого Георгия 3-й и 4-й степеней. В марте 1917 года уволен из армии за отказ приносить присягу Временному правительству и приводить к ней свой корпус. После Октябрьской революции отказался уехать в Добровольческую армию, отказался возглавить прогерманские Южную или Астраханскую армии. Несколько дней был командующим войсками Скоропадского. Взял на себя командование обороной Киева от петлюровцев, но ввиду невозможности обороны города распустил отряды. Тайно бежать отказался, был арестован и убит петлюровцами без суда.

После поражения Германии в Первой мировой войне и подписания Версальского договора немцы вынужденно покинули Украину, где лишенный поддержки немецких войск Скоропадский был быстро смещен Петлюрой. Остатки Южной армии попали в плен к петлюровцам. Однако немцы не бросили своих белых союзников на произвол судьбы. 29 декабря 1918 года генерал Бронсарт фон Шеллендорф договорился с петлюровцами об освобождении белых офицеров и, начиная с 31 декабря, остатки Южной армии вместе с германскими войсками были вывезены в Германию. Всего таким образом в Германию было перевезено около 3000 белых солдат и офицеров (в основном — офицеров), все — накаленные антибольшевики. Примечательно, что сразу после этого в лагерях военнопленных началась вербовка желающих сражаться против большевиков за белое дело. Позже завербованные были брошены на Западный фронт для подавления Советской Латвии.

Как утверждает Майкл Келлог, русское влияние на идеологию и взгляды крайне правых немцев документально можно проследить с августа 1919 года, когда полковник \Фёдор Винберг\ (вывезенный немцами с Украины член монархического блока) начал издавать в Берлине белоэмигрантскую монархическую газету «Призыв» и журнал «Луч света».

\\

Фёдор Викторович Винберг (1869–1927) — русский офицер, вышел в отставку в чине полковника в 1913 году. Член «Союза Михаила Архангела». С началом Первой мировой вернулся в строй. В феврале 1917 года уволился со службы, отказавшись принести присягу Временному правительству. В ноябре-декабре 1918 года — командир 4-го отдела офицерской дружины генерала Кирпичева в Киеве. Позже был арестован в Киеве петлюровцами, вместе с немцами эвакуировался в 1919 году в Германию, где издавал газету «Призыв» и журнал «Луч света», а также Вестник русского монархического объединения в Баварии. Являлся ярым пропагандистом «жидобольшевистского заговора». Основные сочинения: «В плену у «обезьян» (Записки контрреволюционера)». Киев, 1918; «Беседы с ближними»; «Меднолобые»; «Страх пред грядущим возмездием»; «Крестный путь» (Мюнхен, 1921).

Газета издавалась с целью побудить «тесные дружеские отношения между Германией и Россией» (при этом подразумевалось, что в обоих государствах будет восстановлена монархия). Через газету Винберг и другие белоэмигранты призывали немецких и русских националистов объединить силы против воображаемого жидомасонско-большевистского мирового заговора.

В дополнение к изданию газеты, служившей рупором крайне правого антисемитского крыла белоэмиграции в Германии, Винберг объединил в Берлине белоэмигрантов и немецких националистов (фёлькиш). Скоро Винберг добился «доминирующего влияния» (это цитата) в кругах белоэмиграции и немецких националистов в Берлине (Келлог цитирует отчет Второго отделения французской военной разведки).

Именно сотрудник Винберга — лейтенант \Пётр Шабельский-Борк — привез в Германию «Протоколы сионских мудрецов»\.

\\

Пётр Николаевич Шабельский-Борк (настоящая фамилия — Попов, 1893–1952) — русский офицер, правый публицист. До 1917 года состоял в «Союзе русского народа» и «Союзе Михаила Архангела». После Февральской революции оставил армию. Принял участие в неудачной попытке освобождения царской семьи. После Октябрьской революции, в ноябре 1917 года, арестован как член «монархической организации В. М. Пуришкевича». 1 мая 1918 года амнистирован по случаю дня Международной пролетарской солидарности. В тюрьме познакомился с Ф. В. Винбергом, с которым впоследствии сотрудничал в эмиграции. Участник покушения в марте 1922 года в Берлине на лидера кадетов П. Н. Милюкова, в результате которого погиб В. Д. Набоков. Крестная мать Шабельского-Борка — видный деятель черносотенного движения. В 90-х годах XIX века проживала в Берлине и поддерживала близкие отношения с М. Гарденом, редактором влиятельной газеты «Die Zukunft».

«Протоколы сионских мудрецов» якобы представляют собой протоколы 24 (по некоторым версиям — 27) собраний, прошедших в Базеле в 1897 году во время Первого конгресса сионистов. Как утверждается, оригинал протоколов был на идише (официальным языком конгресса являлся немецкий). Апологеты подлинности протоколов считают, что на этом конгрессе сионисты вместе с масонами разрабатывали планы разушения христианской цивилизации и построения на ее обломках мирового порядка, управляемого евреями и масонами. В протоколах описаны методы, которыми евреи якобы собирались пользоваться, в том числе — спаивание лидеров общественного мнения, растление женщин, усиление экономических неурядиц, взрывы в нескольких европейских столицах. Впервые «Протоколы» были массово напечатаны в 1903 году в черносотенной газете «Знамя». В 1905 году «Протоколы» вошли во 2-е издание книги С. Нилуса «Великое в малом», в результате чего стали известны широко за пределами черносотенства. Авторство «Протоколов» не установлено, но все исследователи сходятся на том, что это фальшивка, созданная в конце XIX века. Значительная часть «Протоколов» является переводом на русский реплик Монтескьё из «Диалога в аду между Монтескьё и Макиавелли» Мориса Жоли, опубликованного в 1864 году.

Берлинский этап взаимоотношений между белоэмиграцией и немцами очень важен, поскольку именно в Берлине на Винберга и его товарищей обратил внимание такой человек, как Людвиг Мюллер фон Гаузен. Этот человек был владельцем издательства «На посту» («Auf Vorposten»), основателем и лидером Ассоциации против высокомерия еврейства. Эта малочисленная (несколько сотен членов) организация была, тем не менее, крайне влиятельна, поскольку состояла из крупных землевладельцев, крупных промышленников, высокопоставленных чиновников и генералитета, одним словом — представителей немецкого истеблишмента. Не менее важным является то, что после Первой мировой войны фон Гаузен возглавлял Немецкий Орден (Germanenorden). И именно Гаузену Винберг и Ко предоставили «Протоколы сионских мудрецов». А Гаузен заказал перевод «Протоколов» и издал их на немецком.

Гаузен, знавший русский, регулярно читал «Призыв». Он выделял статьи, которые считал ценными, и иногда переводил их на немецкий — как, например, статью «Сатанисты XX века» из ноябрьского номера «Призыва» за 1919 год. В этой статье утверждалось, что нарком обороны еврей Троцкий и другие высокопоставленные советские лидеры проводят в Кремле черные мессы, в которых просят помощи дьявола для разгрома белых. И что красноармеец-латыш, сообщивший об этом сатанинском ритуале, был казнен на следующий день по приказу Троцкого.

Гаузен также запустил в оборот статью «Призыва» от 6 февраля 1920 года, названную «Любопытный документ». Речь идет о так называемом «документе Зундера» — одной из печально знаменитых антисемитских фальшивок, циркулировавших в среде белых во время Гражданской войны. «Документ Зундера» — это письмо, якобы от ЦК Международной израильской лиги, найденное на теле Зундера, командира XI-го стрелкового полка, еврея. В этом фальшивом письме, написанном от лица «детей Израиля», сообщается, что евреи после приведения «русских людей под гнет еврейской власти» стоят «на пороге управления миром». Подчеркивается: «Мы должны избавиться от лучших и ведущих элементов русского сообщества с тем, чтобы <...> в побежденной России не нашлось бы ни одного лидера». Гаузен, вслед за «Призывом», опубликовал «документ Зундера» в своей газете «На посту».

Гаузен также был очень хорошо информирован о секретных планах более тесного сотрудничества между крайне правыми немцами и белыми. В его распоряжении находился «Черновик программы деятельности организации экономического сближения между Россией и Германией» — детальный план антибольшевистского альянса немецких националистов и белых с пометкой «Совершенно секретно», датированный: «Берлин, 16 марта 1919 года». Эта тайная организация должна была обеспечить «единое руководство» и «штаб-квартиру» для «русских сообществ внутри и вовне России, стремящихся к тесному экономико-политическому альянсу с Германией». Оно должно было заниматься «осторожной, умной пропагандой» в этих русских кругах с тем, чтобы подготовить их к «энергичным действиям против Антанты». Данная международная организация должна была создать «тайную разведку» с тем, чтобы отслеживать настроения в народных массах в России и определять намерения Антанты. Более того, эта организация должна была управлять «фронтом антибольшевистской пропаганды» на восток от Германии в сотрудничестве с полулегальной (нарушающей Версальский договор) организацией «Пограничники Востока» (Grenzsсhutz Ost), они же — «Черный рейхсвер» –добровольческих военизированных формирований, обучаемых под присмотром вермахта, но выдаваемых за невоенные трудовые или спортивные организации.

Эта тайная немецко-белая ассоциация должна была установить контакты с колониями белоэмигрантов по всему миру и надзирать за лагерями русских военнопленных в Германии.

В конце 1920 года в Мюнхене была создана «организация по восстановлению хозяйственных связей между Германией и Россией» — «Aufbau» («Возрождение»), по большей части соответствовавшая вышеописанному плану. Окончательной целью общества провозглашался поход на Мос­кву, ликвидация «жидобольшевистской власти» и восстановление монархий в России и Германии.

Создателями общества «Возрождение» являлись Макс Эрвин фон Шойбнер-Рихтер и Эрих фон Людендорф.

Людендорф — фигура достаточно известная. Немецкий генерал, с начала Первой мировой войны — начальник штаба германской армии. Под его командованием германские войска одержали в 1914 году победу в сражении под Танненбергом. С августа 1916 года — фактический руководитель всех операций германской армии.

А вот о другом персонаже имеет смысл рассказать подробнее. Макс Рихтер родился в Риге, в семье немца из Германии и остзейской немки. Хорошо говорил по-русски, сам себя считал балтийским немцем, но был гражданином Германии. С 1905 года учился в Риге, на химфаке Рижского политехническомго института, где состоял в студенческой немецкой националистической корпорации «Rubonia». Забегая вперед, укажем, что в ней же состояли еще три будущих члена «Возрождения» из остзейских немцев: \Альфред Розенберг, Арно Шикеданц, Отто фон Курзель\.

\\

Альфред Розенберг (1893–1946) — один из наиболее влиятельных членов НСДАП с момента ее основания и ее идеолог, государственный и политический деятель Германии. С 1933 года являлся начальником управления внешней политики НСДАП. С 1941 года Розенберг — рейхсминистр по делам восточных территорий. Высшее образование начал получать в Российской империи в 1910 году, а окончил в Советской России в 1918 году, после чего эмигрировал в Германию, где занялся политической деятельностью.

Арно Шикедaнц (1892–1945) — один из ведущих экспертов Третьего рейха по так называемому «русскому вопросу», начальник штаба Внешнеполитического управления НСДАП, рейхскомиссар Имперского комиссариата «Кавказ» Имперского министерства восточных оккупированных территорий. Друг Розенберга, бывший подданный Российской империи.

Отто фон Курзель (1887–1967) — личный портретист Гитлера. С 1905 по 1907 гг. учился на архитектурном факультете Рижского политехнического института. С 1909 г. продолжил обучение в Мюнхене, в Академии изящных искусств. С 1916 по 1917 гг. служил в Ревельском инженерном батальоне Русской Императорской Армии, позже принимал участие в Гражданской войне в Прибалтике на стороне германских балтийских добровольцев и русских добровольческих частей. В 1919 году эмигрировал в Германию и поселился в Мюнхене. В 1921 году принял германское гражданство, в 1922 вступил в НСДАП. В конце 20-х годов был назначен шефом Украинского центра НСДАП. Являлся директором «Союза борьбы за немецкую культуру» в 1931–1935 годах. После прихода к власти нацистов в 1933 году фон Курзель стал профессором Национального университета изящных искусств в Берлине. Осенью 1935 года был назначен на должность Уполномоченного по немецким национальным вопросам в Министерстве иностранных дел.

Эта четверка позже состояла также в национал-социалистической партии Адольфа Гитлера и в обществе «Туле».

Макс Рихтер женился на Матильде фон Шойбнер, принадлежавшей к аристократическому роду, был принят ее родственниками в семью в 1912 году и добавил к своей фамилии приставку «фон», вторую фамилию «Шойбнер», а также графский титул. Обретение титула и связи его новой родни открыли ему двери в истеблишмент Германии.

С началом Первой мировой Шойбнер-Рихтер вступил добровольцем в немецкую армию, где очень быстро продвигался по службе — уже в ноябре 1914 года он был послан как уполномоченный МИД в Турцию (официально, не имея при этом дипломатического образования!). В августе 1915 года Шойбнера-Рихтера назначили вице-консулом в Эрзурум (Турция), где в его обязанности входило стимулировать движения за независимость Кавказа и Украины. (Отметим, что такая деятельность явно выходит за рамки обычной деятельности добровольцев в армии.) Там же, в Эрзуруме, Шойбнер-Рихтер стал свидетелем геноцида армян, о чем составил докладную начальству. А в 1916 году он руководил немецкой военной экспедицией в северной Персии (находясь при этом в чине не выше старшего лейтенанта — в таком чине он и вышел в отставку в 1918 году).

В 1917 году Шойбнер-Рихтер, подтверждая нестандартность своей карьеры, защитил в Мюнхене диссертацию по химии на тему «О пинене гидробромида и его отношении к оксиду серебра».

В июле 1917 года он был послан в Стокгольм, где занимался установлением контактов с антибольшевисткими группами в России, преимущественно — украинскими и грузинскими.

В декабре 1917 года Шойбнер-Рихтер был назначен офицером разведки при главнокомандующем Восточным фронтом (Ober-Ost) в Прибалтике. Ему покровительствовал лично Людендорф.

В 1918 году Шойбнер-Рихтер — глава пресс-службы немецкой военной администрации в странах Балтии. Но что еще более важно, политический отдел штаба немецкой армии в Риге назначил его ответственным за решение политических и военных вопросов, связанных с планируемым наступлением немцев в Ливонии и Эстонии. После взятия немецкой армией Ревеля Шойбнер-Рихтер был награжден Железным крестом. Его непосредственный начальник позднее писал, что без знания Шойбнер-Рихтером местных условий успех немецкой армии был бы невозможен.

До подписания Брест-Литовского мира Шойбнер-Рихтер был в той партии, которая пыталась убедить командование немецкой армии занять Петроград, чтобы установить там дружественное Германии националистическое правительство. А когда это не удалось, он создал антибольшевистскую разведку, действовавшую на территории Советской России.

В октябре 1918 года, после подписания Брест-Литовского мира, Шойбнер-Рихтер участвовал в создании Балтийских сил самообороны, сформированных немецкой армией из балтийских немцев, воевавших по обе стороны фронта, а также вообще не воевавших. Немцы начали также формировать Северную армию из белых добровольцев, однако революция в Германии и Версальский мир нарушили этот план.

В самом конце 1918 года, когда Красная Армия приближалась к Риге, Шойбнер-Рихтер остался в Риге в должности главы немецкого посольства. Организовал эвакуацию 2400 подданных Германии и некоторого числа балтийских немцев из уже занятой красными Риги. Был арестован большевистским правительством как опасный деятель контрреволюции, приговорен к расстрелу, но давление немецкого МИДа (а, возможно, и некоторая сумма наличными) помогли ему выбраться из Риги живым. Прибыв в Кенигсберг, занялся антибольшевистской пропагандой и организацией немецких добровольческих батальонов (Freikorps) для войны в Латвии, которые возглавил генерал Рюдигер фон дер Гольц (именно армия фон дер Гольца уничтожила красную Финляндию и выбила с бóльшей части территории Латвии красных).

Участвовал в Капповском путче, после чего был вынужден покинуть государственную службу в Германии и перебраться в Баварию. Летом 1920 года направился в Крым налаживать торгово-хозяйственные связи между крайне правыми немецкими националистами и белыми в Баварии — с Южной армией Врангеля. Каковые и были налажены, но успех Красной Армии положил конец этому бизнесу.

Шойбнер-Рихтер был ответственным за внешнюю политику НСДАП. Он являлся теневым министром иностранных дел в НСДАП, а также личным советником Гитлера. Убит во время «пивного путча».

Стоит добавить, что Гитлер был вхож в дом Шойбнер-Рихтера и его жена, за неимением собственных детей, относилась к Гитлеру как к сыну (она была значительно старше своего супруга). В 1926 году Гитлер поручил Матильде Шойбнер-Рихтер создать архив НСДАП, чем она и занималась под началом Гиммлера.

Но вернемся к организации «Возрождение», созданной Шойбнер-Рихтером и Людендорфом. Данная организация не являлась массовым объединением. Во-первых, туда принимали только состоятельных людей. Во-вторых, она проводила свои мероприятия конспиративно: достаточно сказать, что полные списки ее членов до сих пор неизвестны, хотя и могут содержаться в архивах гестапо в Москве.

«Возрождение» разыскивало и привлекало в качестве обычных членов людей накаленно-антибольшевистских взглядов как из немцев, так и из белоэмигрантов (русских, украинцев, балтийских немцев). Люди других национальностей имели возможность вступить в организацию в качестве временных членов, если могли доказать свою приверженность делу достижения целей «Возрождения» как альянса правых немцев и русских. Обычные члены должны были внести 100 тысяч марок в качестве вступительного взноса, ежегодные членские взносы составляли 20 тысяч марок. Временные члены вносили 10 тысяч марок при вступлении и 50 тысяч марок — ежегодно. Руководство организации тщательно проверяло биографию потенциальных членов и могло принять кандидата или отказать в приеме без каких-либо дальнейших объяснений. Организационная работа «Возрождения» осуществлялась строго секретно. О деятельности этой организации известно в основном из архивов гестапо и Второго отдела службы разведки Франции, рассекреченных лишь недавно.

Организация возникла в баварском Мюнхене не случайно: если в остальной Германии в правительстве находились социал-демократы, то в Баварии в результате подавления Баварской Социалистической республики в 1919 году к власти пришли крайне правые (премьер-министром стал Густав Риттер фон Кар). Они создали режим наибольшего благоприятствования как крайне правым немцам, вынужденным укрываться в Баварии после Капповского путча, так и русским монархистам. Альфред Розенберг позднее писал, что глава полиции Баварии Эрнст Пёнер (Ernst Pöhner) был главным защитником НСДАП. Все участники Капповского путча были тепло приняты в Баварии, а у Людендорфа были теплые, дружеские отношения с Пёнером. И чтобы в Мюнхене, не дай бог, не оказались какие-нибудь меньшевики или кадеты, правительство Кара требовало от желающих поселиться в Баварии русских эмигрантов рекомендации от двух членов уже существовавшего в Мюнхене сообщества белоэмигрантов. (После «пивного путча» отношение Кара и Пёнера к НСДАП поменялось, поскольку эта партия перестала быть полностью лояльной.)

Членами «Возрождения», в частности, были:

— с немецкой стороны — Эрих фон Людендорф (казначей), его политический консультант полковник Бауэр, Теодор фон Крамер-Клетт (промышленник, президент «Возрождения»), Др. А. Глазер (член рейхстага, второй вице-президент), Адольф Гитлер, Макс Аманн (второй секретарь «Возрождения» и секретарь национал-социалистической партии);

— со стороны балтийских немцев (перебравшихся в Германию после разгрома в Прибалтике прогерманской Русской Западной добровольческой армии под командованием Бермонта-Авалова; все они так или иначе были либо связаны с боевыми действиями как добровольцы, либо находились при штабе немецкой армии) — Макс фон Шойбнер-Рихтер, Альфред Розенберг, Арно Шикеданц (зам. руководителя), Отто фон Курзель (все являлись членами уже упомянутой студенческой немецкой националистической корпорации «Rubonia», а также национал-социалистической партии);

— с русской/украинской стороны — генерал Василий Бискупский (вице-президент), полковник Иван Полтавец-Остряница (лидер украинской фракции), лейтенант Пётр Шабельский-Борк, полковник Фёдор Винберг, \Сергей Таборицкий, Борис Бразоль\.

\\

Сергей Владимирович Таборицкий (1895–1980) — русский националист, редактор журнала «Луч света», совместно с П. Н. Шабельским-Борком — участник покушения на П. Н. Милюкова, убийца В. Д. Набокова. Член НСДАП. В 1938 году стал помощником руководителя Русского национального союза участников войны генерала Туркула. В 1939 году, являясь заместителем генерала Бискупского по Управлению делами русской эмиграции в Германии, создал Национальную Организацию Русской Молодежи (НОРМ), находившуюся непосредственно под контролем СС. НОРМ был аналогом немецкой организации «Гитлерюгенд».

Борис Львович Бразоль (1885–1963) — юрист, писатель, литературный критик, общественный деятель, основатель и председатель Общества имени А. С. Пушкина в Америке, антисемит. После окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета принят на службу в Министерство юстиции. В 1912 году был направлен в Лозанну для изучения новейших научных достижений в криминалистике. В 1911 году, во время работы в Министерстве юстиции, принимал участие в подготовке обвинения по «делу Бейлиса». В мае 1916 года командирован в США как юрисконсульт Русского заготовительного комитета. После Октябрьской революции решил остаться в США. Работал в антисемитской газете Форда «Дирборн индепендент». Об антикоммунистической деятельности Бразоля достаточно много сказано в книге «Странствие» С. Е. Кургиняна, поэтому здесь лишь отметим, что Борис Бразоль летом 1938 года помогал организовать в Германии с разрешения гестапо и СС тайный антикоминтерновский конгресс. На конгресс съехались представители США, Канады, Франции, Англии и Швейцарии.

Что касается участия Гитлера в «Возрождении», то Келлог это утверждает вполне уверенно (см. стр. 13 и 123 его книги), но ссылок на архивный документ не дает. Однако точно известно, что в ноябре 1920 года Гитлер и Шойбнер-Рихтер были представлены друг другу Розенбергом и с этого момента началось их тесное сотрудничество. В конце ноября 1920 Шойбнер-Рихтер вступил в НСДАП. Более того, именно Шойбнер-Рихтер представил Гитлера Людендорфу, с которым был знаком со времен Первой мировой войны.

Одной из самых важных фигур в «Возрождении», помимо основателя, являлся генерал \Бискупский\, который был вхож к Великому князю Кириллу Владимировичу. Княжеская чета финансировала «Возрождение», а «Возрождение» в обмен поддерживало притязания Кирилла Владимировича на российский трон. Генерал Бискупский был одним из важнейших каналов получения денег как для «Возрождения», так и для НСДАП (даже после распада «Возрождения»). С 1936 года он возглавлял Управление делами русской эмиграции в Германии. В его задачу входило объединить всех белоэмигрантов в Германии (примерно 125 тысяч человек) и погасить внутреннюю борьбу за власть.

\\

Генерал Василий Бискупский (1878–1945) — сын уездного предводителя дворянства Томской губернии, участник Первой мировой войны. С апреля 1918 года — главнокомандующий войсками гетмана Скоропадского. В июле–сентябрь 1919 года –глава прогерманского «Западно-русского правительства». Активно работал в «Возрождении», в том числе в его террористическом подразделении. С 1936 года был главой управления делами русской эмиграции в Германии и одновременно доверенным лицом (нем. Vertrauensmann) министерства внутренних дел Германии. Странность в биографии: появление у него больших денег в 1920 году объяснялось тем, что он якобы получил крупную сумму от японского правительства за принадлежавшие ему до японской оккупации земли на Сахалине. Вдумайтесь: японское правительство разыскивает какого-то русского эмигранта, чтобы заплатить ему за использование Японией и без того уже оккупированных Японией земель! Так бывает?

Гитлер лично назначал всех работников указанного Управления, включая секретарш. По настоянию Гитлера заместителем главы Управления был назначен Сергей Таборицкий, который вскоре затмил влияние Бискупского. В апреле 1938 года Геббельс приказал Бискупскому создать в Берлине курсы подготовки полицейских из немцев, русских и украинцев для службы на территории Украины. Следует также отметить, что в 1939 году именно Бискупский заявил, что «Союз русского народа» был первым воплощением фашизма/национал-социализма. Так что в случае полномасштабного старта информационной кампании по перекладыванию вины за фашизм с немцев на русских это заявление, несомненно, будет «вынуто из сундуков».

Нельзя не упомянуть о том, что «Возрождение» пыталось объединить белоэмиграцию под одним флагом и ранее — задолго до того, как немцы поставили такую задачу перед Бискупским в 1936 году. Еще в 1921 году Шойбнер-Рихтер от имени «Возрождения» организовал съезд монархистов в Бад-Райхенхалле, в котором участвовали в основном те, кто состоял в черносотенных организациях. Единая позиция белоэмиграции на конгрессе так и не была сформулирована. Так, черносотенная организация «Союз верных» получила ключевые политические позиции, а идеология осталась за членами «Возрождения»: Шабельский-Борк был избран главой комитета пропаганды, а Винберг стал его заместителем.

Ключевое противоречие между группами монархистов заключалось в следующем. «Возрождение» было настроено прогермански и против Антанты, поддерживало претензии Великого князя Кирилла Владимировича на русский престол и не возражало против создания независимой Украины, независимой Прибалтики и т. п. Кроме того, претензии Кирилла Владимировича поддерживал и немецкий истеблишмент. Более того, Людендорф попросил бывшего начальника германской военной разведки Вальтера Николаи организовать надежную разведку в пользу Кирилла для борьбы против большевизма, что Николаи и сделал. То есть налицо — курирование со стороны немецких спецслужб.

Вторая фракция белоэмиграции поддерживала ориентировавшегося на Францию и настроенного антигермански и проантантовски Великого князя Николая Николаевича, чьи сторонники выступали за «единую и неделимую» Россию и не принимали идею «независимой Украины». Эту часть белоэмиграции курировала уже французская разведка.

(На самом деле, картина была несколько сложнее, но в данной работе мы не имеем возможности подробно остановиться на этой теме. Отметим только, что глава «Союза верных» Николай Марков, о котором мы уже упоминали, безусловно, делал ставку на Германию как на страну, которая поможет уничтожить большевистский режим в России и восстановить здесь монархию. В то же время он не признавал претензий Кирилла Владимировича на российский престол, считая престолонаследником Великого князя Николая Николаевича. Только после смерти последнего в 1929 году Марков принял позицию первоиерарха Зарубежной Церкви Антония Храповицкого о признании престолонаследником Кирилла Владимировича — в то время как отнюдь не вся белоэмиграция согласилась с мнением Храповицкого в этом вопросе.)

Отметим, что одним из направлений деятельности «Возрождения» стало ведение монархической пропаганды на советских территориях (в основном — Украине) путем распространения обращений Кирилла Владимировича «К русскому народу», «К русской Армии» и других. «Возрождение» также служило посредником между антисоветчиками в СССР и НСДАП.

Помимо связей членов «Возрождения» с родственниками и знакомыми в других странах, Шойбнер-Рихтер, бывший де-факто лидером организации, активно налаживал связи с другими белоэмигрантскими структурами. Так, например, в 1921 году он уговаривал представителя барона Врангеля в Венгрии \Алексея фон Лампе\ поддержать «Возрождение» в деле организации похода на Восток, но не договорился из-за расхождений во взглядах на престолонаследие.

\\

Алексей Александрович фон Лампе (1885–1967) — участник Белого движения, один из организаторов белоэмигрантских объединений, в том числе РОВС. С 1938 года — глава РОВС в Германии. Был активным членом церковного Свято-Князь-Владимирского братства. В годы Второй мировой войны сотрудничал с Германией. В конце 1944 года вошел в состав Комитета освобождения народов России.

А в 1923 году Шойбнер-Рихтер в ходе визита в Венгрию наладил контакты с Львом Александровичем Казим-Беком, президентом «Клуба русских монархистов» (Russian Monarchical Club), представлявшим 3500 белоэмигрантов в Венгрии. Казим-Бек согласился создать в Будапеште русско-венгерский аналог «Возрождения». Известно также, что в начале 1923 года Шойбнер-Рихтер вел переговоры с фактическим диктатором Венгрии Миклошем Хорти. Фактически это и открыло путь для тесного сотрудничества между «Возрождением», венгерским националистическим правительством и белоэмигрантами.

Поскольку «Возрождение» ставило своей целью восстановление монархии в Германии и России, то был организован сбор средств на снаряжение армий для похода на Россию. Что интересно, возглавить вторжение на Украину и саму Украину после победы должен был Василь Вышиванный (Вильгельм фон Габсбург). «Возрождение» оказало ему внушительную финансовую поддержку, но дальше закупки лошадей и создания нескольких рекрутских пунктов дело не пошло.

После того, как стало ясно, что интервенция Вышиванного не состоится, «Возрождение» стало вынашивать планы создания национал-социалистической Украины под предводительством Полтавца-Остряницы, который даже сформировал национал-социалистическую ассоциацию украинских казаков. Активная поддержка «Возрождением» украинских националистов привела к тому, что уже в 1922 году украинские националисты тренировались вместе с боевиками Рёма. Причем набирались они из украинцев, воевавших на стороне стран «оси» и мечтавших о «великой Украине» на землях тогдашних СССР, Польши, Румыниии, Чехословакии.

Келлог, ссылаясь на данные французской разведки, указывает, что планы «Возрождения» относительно СССР были следующими: планировалось создание Южного (Украинского), Балтийского и Сибирского государств в дополнение к Центральной России. Южное государство должно было оформиться как Черноморская лига под украинским правлением, то есть включать в себя, помимо Украины, земли донских, кубанских и терских казаков. Как уже было сказано, эту концепцию еще в 1918 году, во время оккупации Украины немцами, продвигал Полтавец-Остряница, который самого себя видел правителем Черноморской лиги.

Отметим, что с момента своего основания, в 1920 году, «Возрождение» всячески подчеркивало взаимодополняемость немецкой промышленности и русской (украинской) сельхозпродукции и сырья. Келлог настаивает, что концепция Гитлера о «жизненном пространстве» в то время еще не была сформулирована, до «пивного путча» он идею «жизненного пространства» нигде не озвучивал.

Упомянем также планы «Возрождения» объединить Австрию и Венгрию под властью Габсбургов и вернуть корону Баварии Виттельсбахам в качестве первого шага к восстановлению монархии в Германии.

Если говорить об идеологическом воздействии «Возрождения» на национал-социалистов, то оно заключалось не в широкомасштабной пропаганде среди населения, а во влиянии на немецкую элиту, в частности, на верхушку национал-социалистов, включая Гитлера. Воздействие это осуществлялось как посредством газетных публикаций, так и через личные контакты с Гитлером. Выше мы уже указывали, что Шойбнер-Рихтер, ответственный за внешнюю политику НСДАП, являлся также личным советником Гитлера. О том, что Фёдор Винберг, подолгу беседовавший с Гитлером, оказал на него существенное влияние, свидетельствуют собственноручные пометки Гитлера на полях его речи. Еще один член «Возрождения» Альфред Розенберг во многом сформулировал идеологию НСДАП и принимал участие в разработке «восточной политики». Все только что перечисленные фигуры — Шойбнер-Рихтер, Винберг и Розенберг — считаются главными идеологами «Возрождения».

Сама эта идеология была накаленно антикоммунистической и антисемитской. Среди упомянутых ранее «русских» членов «Возрождения» сложно найти таких, кто не являлся бы членом какой-нибудь из черносотенных организаций, поэтому в их мировоззрении и идеологии присутствовали апокалипсические ноты. Они (тот же Винберг, например) воспринимали борьбу против большевиков как битву с абсолютным злом, чуть ли не как Армагеддон. А поскольку к этому примешивался и накаленный антисемитизм, то данный сплав породил тезис о «жидобольшевистском абсолютном зле», противостоять которому обязан каждый.

Инструменты пропаганды «Возрождения» были следующие:

сборник «Aufbau»;

газета Винберга «Призыв», издававшаяся в Берлине до 1922 года;

газета Винберга «Луч Света», издававшаяся в Мюнхене с 1922 года до «пивного путча» (то есть до ноября 1923 года);

в некоторой степени «Volkischer Beobahter» («в некоторой» — потому что Розенберг стал главным редактором газеты в мае 1923 года, а до этого только помогал Экарту в ее издании. Отто Курзель также был корреспондентом и редактором этой газеты с 1921 года).

После Первой мировой войны белоэмигрантская пропаганда активно ссылалась на «правые взгляды Достоевского» для обоснования своей повестки дня. «Возрождение» горячо подхватило эту тему. Например, Винберг в своей работе «Крестный путь России» упоминает Достоевского как первого и величайшего из мыслителей, заявивших о существовании «мощной, организованной, международной жидомасонской силы, желающей добиться мирового господства». Винберг цитирует отрывок из «Дневника писателя», датированный мартом 1877 года, внося в цитату собственные коррективы для придания ей более зловещих обертонов. Для сравнения ниже даны цитата из Винберга и из самого Достоевского как яркий образчик пропагандистского перевирания: (См. Таблицу 1)

Как мы видим, Винберг не только «нечаянно» перепутал слово «идей» со словом «иудеев», но и просто приписал Достоевскому целое предложение.

В начале этой статьи мы уже упоминали о том, что белоэмигранты-черносотенцы сформировали несколько групп мифов, подхваченных и развитых национал-социалистической пропагандой: мифы о «жидобольшевиках», мифы о «кровавых упырях», мифы о том, что СССР вовсе не является социалистическим государством. Миф о «жидобольшевизме» был, конечно же, доминирующим — все остальные мифы в конечном счете выводили на него же. Так что идея подвязать к теме «жидобольшевизма» великого русского писателя показалась идеологам национал-социализма очень привлекательной. Розенберг в этом вопросе не отставал от Винберга.

В марте 1921 года в Völkischer Beobachter была опубликована статья Розенберга, в которой тот приписал Достоевскому признание «непрерывного роста еврейской биржи и еврейской революции». В августе 1921 года в той же газете Розенберг подчеркнул, что «всё происходит так, как 50 лет назад предсказал Достоевский, «грядет время великих войн и великих потрясений. И международные еврейские банкиры выйдут из них победителями». Розенбергу принадлежат слова о том, что «большевики были и остаются агентами биржевых евреев со всего мира» и «это еврейские деньги оплачивали подрывную работу». По словам Розенберга, после победы «еврейского большевизма» «русские национальные богатства» попали под контроль «еврейских финансистов и их помощников».

В своей работе «Чума в России!», изданной в 1922 году, он описал «сущность и развитие еврейского большевизма», сославшись на Достоевского как «величайшего из русских». Розенберг утверждал, что если кто-нибудь внимательно прочтет «Дневники писателя», то он сможет многое понять об ужасной ситуации в СССР. Розенберг также выражал признательность Достоевскому за «помощь» в формировании его, Розенберга, концепции евреев как манипуляторов и капитализма, и социализма/большевизма.

В трактате 1923 года «Протоколы сионских мудрецов и еврейская мировая политика» Розенберг назвал «еврейских финансистов производителями и марксизма, и терроризма» и описал «мировую политическую кооперацию еврейских финансистов с самым экстремальным марксизмом». А далее Розенберг объявил, что «сейчас золотой и красный интернационалы открыто стали еврейским националом, каким они всегда тайно являлись». По Розенбергу, если раньше евреи контролировали события неявно, то сейчас они открыто проявили себя как движущая сила финансового капитализма и большевизма.

Напомним, что идеи Розенберга о тесных связях между финансовым капитализмом и большевизмом через всемирный еврейский заговор стали официальной идеологией национал-социалистов, о чем свидетельствует эссе Розенберга «Суть, принципы и цели национал-социалистической рабочей партии Германии». Гитлер поблагодарил Розенберга за создание этого «дополнения к программе партии».

Остановимся на теме распространения вышеупомянутых мифов чуть подробнее.

Экарт, наставник Гитлера с самого его прибытия в Мюнхен, издатель «Volkischer Beobahter», а также Винберг и Шойбнер-Рихтер активно озвучивали тему «единого капиталистическо-коммунистического монстра как порождения евреев» (в этой теме сошлись и тезис о «жидобольшевизме», и тезис о том, что «СССР вовсе не является социалистическим государством»).

Шойбнер-Рихтер продвигал идею о мировом еврействе как манипуляторе, заставляющем плясать под свою дудку и финансовый капитализм, и союзный последнему большевизм. В дополнение к тезису, согласно которому большевизм поддержали еврейские финансисты с целью добиться мировой власти, идеологи «Возрождения» и Экарт настаивали, что сам режим большевиков — это еврейский режим. В Aufbau-Korrespondenz Шойбнер-Рихтер заявил, что 80 % советских комиссаров — евреи, а позже он поднял это число до 90 %. Он утверждал: «Сегодняшнее русское советское правительство состоит в основном из евреев». В апреле 1923 года Шойбнерг-Рихтер заявил, что жестокий террор, развязанный большевиками в бывшей Российской империи, является «местью евреев русскому народу».

Тема «колоссальных жертв режима», столь популярная в перестройку (вспомним Солженицына, утверждавшего, что «кровавый красный режим» лишил жизни 60 млн наших сограждан), безусловно, выросла из «разработок» национал-социалистов, которые, в свою очередь, опирались на пропагандистские мифы черносотенной белоэмиграции. В августе 1921 года в статье в Völkischer Beobachter Розенберг заявил: «Характерной чертой еврейского террористического правления в России является то, что такого еще не было в мировой истории... более 30 млн людей погибло из-за голода, убийств и холеры». В октябрьском номере Aufbau-Korrespondenz за 1922 год Шойбнер-Рихтер оценил результаты «большевистского эксперимента» для России в 2 млн беженцев и 35 млн погибших. В 1923 году Розенберг сообщил, что во время «еврейского террора» погибло более 40 миллионов русских. Это же число — 40 миллионов — Гитлер использовал даже раньше, в речи 1921 года, упомянув, что всё это — жертвы вызванного евреями голода в России.

Розенберг и Шойбнер-Рихтер также обвиняли «жидобольшевистский режим» в намеренном и систематическом уничтожении духовных и интеллектуальных лидеров русского национализма. Например, в 1922 году Шойбнер-Рихтер писал: «Уже в самом начале своего правления большевизм начал методические преследования православной церкви рука об руку с уничтожением русской интеллигенции вообще».

Пропагандистские усилия, направленные на лишение большевиков человеческого облика, привели к появлению массы сообщений об ужасных пытках в застенках ЧК. Например, Розенберг в своей книге «Чума в России!» описывал садистский метод «снятие перчаток», применяемый еврейскими и китайскими работниками ЧК. Работники ЧК якобы опускали руки жертвы в кипящую воду, после чего делали круговые надрезы и стягивали кожу с рук. Заметим, опять-таки, что подобный пропагандистский прием (лишение большевиков человеческого облика) был в большом ходу во время перестройки, с той только разницей, что из словосочетания «жидобольшевики» была изъята часть «жидо-».

Говоря о «Возрождении», следует указать, что члены данной организации внимательно изучали опыт большевиков. В частности, этим занимался Шойбнер-Рихтер. В одной из своих статей, говоря о налаженной Троцким пропаганде в армии, Шойбнер-Рихтер не без сожаления отмечал: «Мы не можем рекомендовать ее достаточно срочно нашим высшим политическим и военным деятелям». По словам Шойбнера-Рихтера, пропаганда большевиков оперирует «нематериальными лозунгами» и преуспела в создании образа «духовного движения» для большевизма, в то время, как немецким солдатам не хватает «объединяющей идеи». Шойбнер-Рихтер понимал, что «армия без идеалов не будет сражаться и не может противостоять подрывной пропаганде». Здесь Шойбнер-Рихтер, в первую очередь, ссылается на катастрофический исход Первой мировой войны для русских и немецких националистов. Далее он предлагает извлечь уроки на будущее, задавая вопрос: «Каковы же практические выводы, которые мы должны сделать из замечаний Троцкого... и которые архипоучительны для любого немецкого политика и офицера?». И сам же перечисляет пять важных принципов, на которые опираются большевики в своей пропаганде и в строительстве государства.

1. Коммунизм сначала разлагает при помощи пропаганды армию и военные институты национальных государств с тем, чтобы из их обломков создать собственные армии на точно тех же военных принципах.

2. Коммунизм, в противоположность похожим на него революционной социал-демократии и демократии, ясно понимает, что именно военная мощь составляет основу любого государства, поскольку политические цели могут быть достигнуты и удержаны только безжалостным применением военных инструментов власти.

3. Экономика или благосостояние граждан — не главное. В случае необходимости можно обойтись без промышленности и коммерции, если у вас есть военный аппарат.

4. Превосходные лидерские качества не могут быть приобретены на экспресс-курсах по военному делу, они требуют традиции и воспитания; поэтому невозможно создать даже пролетарскую армию без придания ей необходимой основы из старого офицерского и унтер-офицерского состава.

5. Историю творят не решения большинства в парламенте, а энергия небольшого числа людей, которые знают, как оценивать реалии жизни. «В то время, когда Германией в самый трудный час правят парламентские шуты, пацифистские идиоты и демократические идеологи, жизненно необходимо, чтобы несколько человек, чьи чувства еще не заволокли газетная болтовня и словоблудие, учились на примере России, что нам необходимо и как нужно действовать. Если они не сделают этого, то недалеко то время, когда французский шовинизм, наступающий с запада, и русский военный большевизм, наступающий с востока, встретятся в сердце Германии и придут к соглашению о дележе добычи».

Упомянем, что Майкл Келлог поднимает в своей книге и такую тему, как финансирование белоэмигрантами НСДАП. Ранее мы уже коснулись этой темы, но вернемся к ней вновь, на сей раз более подробно.

В отчете французской разведки, на который ссылается Келлог, утверждается, что у «Возрождения» недостатка в деньгах не было. А генерал Людендорф, напомним, был казначеем этой организации. И хотя сам Людендорф в мемуарах указывал, что белоэмигрантам постоянно не хватало денег, Вальтер Николаи, в свою очередь, настаивал в своем дневнике на том, что у Людендорфа деньги на различные операции водились как раз-таки именно во время деятельности «Возрождения». Известно, что в мае 1922 года генерал Бискупский и Людендорф договорились, что последний может использовать деньги Кирилла и Виктории Романовых для «продвижения русско-немецкого национального дела» в рамках «Возрождения». С мая 1922 года по конец 1923 года Людендорф получил 500 тысяч золотых марок через Кирилла и Викторию (надо сказать, что эти средства значительно превышали состояние Романовых, в связи с чем высказывается предположение, что это были, скорее всего, деньги Форда, переданные через Бразоля — представителя Кирилла Владимировича в США).

Значительную роль в финансировании НСДАП играли Шойбнер-Рихтер и Бискупский. Первый сам был состоятельным человеком и, кроме того, был вхож как в высшие круги белоэмиграции, так и в немецкую элиту, и потому мог привлекать деньги как от белоэмигрантов, так и от немецких промышленников, в частности, от Тиссена. Бискупский также направлял деньги белоэмигрантов на финансирование НСДАП. Для этого он использовал члена рейхстага и вице-президента «Возрождения» А. Глазера.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что белоэмиграция, несомненно, оказала влияние на идеологию НСДАП хотя бы тем, что предоставила в распоряжение западного читателя «Протоколы сионских мудрецов» (данный материал обеспечил формальный предлог для гонений на евреев в Третьем рейхе и внес вклад в формирование образа «жидобольшевизма»).

Несомненно также, что общество «Возрождение» обеспечивало Гитлеру поддержку и финансирование на начальном этапе и в какой-то мере определило его мировоззрение. В какой мере — это предмет отдельного исследования, выходящего за рамки данной работы. Мне представляется, что описанное общество являлось площадкой межэлитного русско-немецкого диалога во время Гражданской войны. Когда стало ясно, что белые окончательно проиграли Советам, надобность в таком обществе отпала. Но возникшие в недрах этой организации связи продолжали сохраняться.

Обратим внимание на два момента в книге Келлога, имеющие прямое отношение ко дню сегодняшнему.

Прежде всего, Келлог продолжает и развивает линию приравнивания коммунизма и фашизма. Тут и смена парадигмы с «особого немецкого пути» на «национал-социализм — естественная реакция на большевизм». Тут и утверждение, что фашисты переняли приемы советской пропаганды. В этом же ряду — заявление, что немцы заимствовали у СССР и идею лагерей смерти, и идею уничтожения интеллигенции для превращения народа в стадо. Одним словом, нам пытаются внушить, что существование национал-социализма и все его самые отвратительные черты обусловлены возникновением СССР. Не будь СССР — не было бы и национал-социализма.

Кроме того, проводится мысль, что идейными предтечами национал-социалистов в Германии были русские черносотенцы. Тут и заявление Бискупского о том, что «Союз русского народа» был первым воплощением фашизма/национал-социализма. Тут и работы, доказывающие, что до встречи с белоэмигрантами Гитлер не был антисемитом и стал таковым исключительно под влиянием белых. Тут и утверждения, что именно методы «черной сотни» вдохновили Гитлера на «окончательное решение еврейского вопроса». И даже поход на СССР был лишь следствием идей белоэмигрантов о взаимодополняемости промышленности Германии, с одной стороны, — и ресурсов и продовольствия России (Украины), с другой.

Таким образом, создается классическая «вилка». Русские виноваты в том, что приняли большевизм и построили СССР, у которого Гитлер перенял всё худшее. Но если, паче чаяния, русские вынесут Ленина из Мавзолея и пригласят царя из рода Романовых, им тут же припомнят, что это ж черносотенцы создали идеологию Третьего рейха и подтолкнули к «окончательному решению» еврейского вопроса!

Итак, новые, озвученные в последние годы тезисы, которые могут стать фундаментом для мифа, способствующего обелению фашизма и очернению русских, таковы:

национал-социализм — это естественная реакция на большевизм; не будь большевизма, не было бы и нацизма (этот тезис «вбросил» в своей книге Эрнест Нолте);

Гитлер вовсе не был юдофобом в свои молодые годы в Вене (об этом пишет Бригитта Хаманн), а стал таковым под влиянием белоэмигрантов (так утверждает Майкл Келлог);

«Союз русского народа» был первым воплощением фашизма/национал-социализма (напомним, что об этом заявил в 1939 году Бискупский; данное заявление может быть использовано как «прямое признание русских», что черносотенцы — организация фашистского типа, причем фактически — первая в мире);

НСДАП финансировали белоэмигранты;

фашисты переняли приемы советской пропаганды;

фашисты переняли идею лагерей смерти у СССР;

фашисты переняли у СССР идею уничтожения интеллигенции для превращения народа в стадо;

методы «черной сотни» вдохновили Гитлера на «окончательное решение еврейского вопроса»;

Достоевский с его «Дневниками писателя» — предтеча «Черной сотни», он первым заявил о наличии жидомасонского заговора (впрочем, как раз этот тезис совсем не нов);

Иными словами, ведущиеся на Западе пропагандистские разработки таковы, что вне зависимости от того, двинется ли Россия в сторону советизации или в сторону монархии, русских объявят преступниками, виновными в создании национал-социализма.

Проиллюстрируем это на схеме (см. рис. 1).

Вот, например, цитата из книги М. Келлога, где он рассматривает статью из черносотенной газеты «Русское знамя». Келлог обращает внимание на то, что в статье речь идет о том, что (далее он цитирует)«евреи заслуживают быть изгнанными из России в любую страну, в которой использование человеческой крови не является преступлением».

«В статье утверждается, — пишет Келлог, — что русское правительство должно принять серьезные меры против «проклятого народа», то есть евреев, и подчеркивается, что «жиды должны быть искусственно поставлены в такие условия, где они будут непрерывно вымирать».

«Таким образом, Союз [русского народа] был первой европейской политической силой, действительно предложившей физически истреблять евреев», — заключает Келлог.

В ту же лузу — отсылка к программе Всероссийской Народно-государственной партии Пуришкевича, которая подчеркивала, что евреи должны быть отделены от русского общества экономическим бойкотом, лишены гражданских прав и серьезно ограничены в доступе к среднему образованию. Программа партии была явно расистской, в ней к «евреям» относили и придерживающихся иудаизма, и обращенных в христианство. Программа заканчивалась таким утверждением о евреях: «Их роль (в социальной и политической жизни) закончена раз и навсегда».

Причем, как следует из книги Келлога, русские подтолкнули нацистов к «окончательному решению еврейского вопроса» не просто так. Антисемитизм русских находится прямо в культурном ядре, идет аж от Достоевского. Келлог прямо говорит, что Достоевский был любимым писателем всех «русских» идеологов Третьего рейха, вплоть до Розенберга. Понятно, что в таком случае речь идет о преступности уже не советского, а русского народа. И, похоже, что здесь просматривается подготовка к атаке на русское культурное ядро — на сей раз под лозунгом недопущения повторения ужасов нацизма.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER