«Эх, Запад! Не пот, а запах...»

«Эх, Запад! Не пот, а запах...»

Яцек Йерка. Европа
Яцек Йерка. Европа
Рисунок II-28. Генеральное распределение ответов на вопрос № 14.13:  «Пожалуйста, выразите свое отношение к возможности введения в России Закона, разрешающего сексуальные отношения внутри семьи (например, отца с дочерьми, братьев и сестер и пр.) по взаимному согласию»
Рисунок II-28. Генеральное распределение ответов на вопрос № 14.13: «Пожалуйста, выразите свое отношение к возможности введения в России Закона, разрешающего сексуальные отношения внутри семьи (например, отца с дочерьми, братьев и сестер и пр.) по взаимному согласию»
Рисунок II-29. Генеральное распределение ответов на вопрос № 14.28:  «Пожалуйста, выразите свое отношение к возможности введения в России Закона о суверенитете семьи в вопросах воспитания и образования детей, передачи им семейных традиций и представлений, включая религиозное воспитание, устанавливающий уголовную ответственность за воспрепятствование процессу и содержанию семейного воспитания»
Рисунок II-29. Генеральное распределение ответов на вопрос № 14.28: «Пожалуйста, выразите свое отношение к возможности введения в России Закона о суверенитете семьи в вопросах воспитания и образования детей, передачи им семейных традиций и представлений, включая религиозное воспитание, устанавливающий уголовную ответственность за воспрепятствование процессу и содержанию семейного воспитания»
Рисунок II-30. Генеральное распределение ответов на вопрос № 14.30:  «Пожалуйста, выразите свое отношение к возможности введения в России Закона, устанавливающего отдельные «права детей», имеющие большее значение, чем «права родителей» и воспитателей»
Рисунок II-30. Генеральное распределение ответов на вопрос № 14.30: «Пожалуйста, выразите свое отношение к возможности введения в России Закона, устанавливающего отдельные «права детей», имеющие большее значение, чем «права родителей» и воспитателей»
Рисунок II-31. Генеральное распределение ответов на вопрос № 14.31:  «Пожалуйста, выразите свое отношение к возможности введения в России Закона, легализующего (объявляющего законным делом) проституцию»
Рисунок II-31. Генеральное распределение ответов на вопрос № 14.31: «Пожалуйста, выразите свое отношение к возможности введения в России Закона, легализующего (объявляющего законным делом) проституцию»
Рисунок II-32. Генеральное распределение ответов на вопрос № 14.32:  «Пожалуйста, выразите свое отношение к возможности введения в России Закона, устанавливающего уголовную ответственность за проституцию и сутенерство»
Рисунок II-32. Генеральное распределение ответов на вопрос № 14.32: «Пожалуйста, выразите свое отношение к возможности введения в России Закона, устанавливающего уголовную ответственность за проституцию и сутенерство»

Поскольку все те «прелести», о которых идет речь в нашем опросе, пришли к нам с Запада, то естественно предполагать, что отношение к Западу и западным ценностям должно в какой-то степени определять и отношение ко всем этим «прелестям». Причем не только в опросах, но и в жизни. То есть если бы было у граждан стремление жить «как на Западе» или «войти в Европу», как у нас еще совсем недавно хотели на самом высшем уровне, — то все изучаемые «прелести» должны были бы приниматься на ура и с энтузиазмом воплощаться в жизнь. А если бы, наоборот, у населения России было бы глубокое отвращение к тому, что происходит на Западе в интересующей нас сфере ценностей, то все «прелести» были бы отвергнуты, а их пропагандисты с энтузиазмом посланы на... подальше.

То, что мы наблюдаем — нечто среднее. С одной стороны, мы очевидным образом не хотим, «как на Западе».

Потому что если бы мы захотели по-настоящему... Понятно же, что если бы, например, граждане России поголовно хотели бы всё, «как на Западе», то у нас давно бы все бедные дети были бы проданы за большие деньги, все богатые дети сменили бы пол и выучились на «настоящих» геев обоего пола, все пенсионеры бы уже тихо поумирали в домах для престарелых, по всем дорогам рассекали бы креаклы на «Феррари», по четным дням везде были бы гей-парады, а по нечетным — выставки-продажи еще оставшихся детей.

Однако ничего этого нет...

Но нет и решительного «нет» всем этим «прелестям». Наоборот, принимаются какие-то прозападные законы, ратифицируются какие-то европейские конвенции, широко шагает по стране ювенальная юстиция, детей изымают из семей уже сотнями, в детских садах вводят секспросвет, открываются по всей стране «Центры толерантности», разгоняют детские дома, внедряют фостерные семьи... и много чего еще делают такого, что совсем бы не надо было делать.

Так что же? Как же мы — граждане России — относимся к Западу и его современным ценностям? Никак, что ли? Но вроде бы так не бывает...

Для исследования этого вопроса был посчитан сводный индекс с условным названием «Стремление на Запад». В индекс были включены ответы на вопросы:

  • 14.1 — о признании однополых браков (как на Западе);
  • 14.2 — о непреследовании за гомосексуализм (как на Западе);
  • 14.13 — об инцестных отношениях в семье в случае обоюдного согласия (как на Западе);
  • 14.15 — о пропаганде гомосексуализма (как на Западе);
  • 14.16 — об обязательном секспросвете в школах (как на Западе);
  • 14.21 — о запрещении слов «мать» и «отец» и их замене на слова «родитель № 1» и «родитель № 2» (как на Западе);
  • 14. 28 — о приоритете прав государства над правами семьи в воспитании детей (как на Западе);
  • 14.30 — о приоритете «прав детей» над «правами родителей» (как на Западе);
  • 14.31 — о легализации проституции (как на Западе);
  • 14.32 — о непреследовании за проституцию и сутенерство (как на Западе);
  • 14.37 — об изъятии детей из семей по решению суда (как на Западе);
  • 14.40 — об изъятии детей из семей по причине отсутствия психологического комфорта в семье (как на Западе).

В каждом вопросе ответ «Б» считался за 0, ответы «А» и «В» считались за единицу или за минус единицу, причем таким образом, что ответы, соответствующие принятой на Западе практике или тенденции, считались за «положительную» единицу, а ответы против соответствующей практики или тенденции — за «отрицательную» единицу. Все полученные баллы складывались и полученная сумма делилась на количество вопросов, входящих в индекс (в данном случае на 12). В результате, как легко понять, положительное (то есть больше 0) значение индекса «Стремление на Запад» означает, что респондент в большинстве вопросов, входящих в индекс, выбрал вариант, соответствующий принятой западной практике. А отрицательное (то есть меньше 0) значение индекса «Стремление на Запад» означает, что респондент в большинстве вопросов, входящих в индекс, выбрал вариант ответа, который отрицает принятую западную практику.

Сразу скажем, что среднее по всей выборке значение индекса «Стремление на Запад» оказалось равным –0,45. То есть у большинства граждан России «стремление» в совершенно обратном направлении — от Запада, и лучше как можно дальше.

Этот вывод сам по себе дорогого стоит. Не будем лукавить и говорить, что он для нас неожиданный — чтобы понять, что российское общество настроено в основном антизападно, не нужно быть социологом, достаточно просто открыть глаза. Однако получить его не в результате индивидуальных раздумий и наблюдений, против которых всегда найдутся противоположные чьи-то раздумья и наблюдения, а в результате репрезентативного опроса общественного мнения — очень важно. Потому что отныне это не просто слова, а вполне себе научный факт. Конечно, и на него можно просто зажмуриться, но он ведь от этого не исчезнет и своей ценности не потеряет.

Но индекс этот важен не только сам по себе, но и в связи с различными другими мнениями людей — теперь мы можем исследовать, как зависят мнения людей по разным вопросам от их прозападности или антизападности. Но прежде чем перейти к подробному описанию индекса «Стремление на Запад», приведем распределения по тем вопросам, которые вошли в индекс, но еще не рассматривались в нашем исследовании — см. рис. II‑28–II‑32.

Что можно сказать по этим распределениям? Если не углубляться в осмысление отдельных вопросов (которые читатели вполне могут адекватно понять сами, без посторонней помощи), то главный вывод, который прямо-таки напрашивается — это «Как же мы отстали!». Отстали от Запада, разумеется. Лет на 50, наверное, не меньше. Правда, по сравнению с теми 200 годами, о которых говорил Сталин, — это сущая ерунда. А ведь и тогда догнали и даже перегнали! И доказали, что если нам надо, то мы кого хочешь догоним... Тут главное — «если нам надо». А если не надо? Согласитесь, странно же: уже больше 20 лет все догоняем, а догнать не можем... Бег на месте какой-то получается. Так, может, оно нам не надо? Действительно, эта гипотеза бы всё объяснила... Тогда откуда у нас секспросвет и ювенальная юстиция? Значит, всё-таки надо? Или не надо?

Как говорится, «ларчик просто открывался». Ответ состоит в том, что в России как бы два народа. Один — прозападный (в нашей выборке 7 % респондентов имеют положительный индекс «Стремление на Запад»), другой — антизападный (93 %). «И вместе им не сойтись». То есть, конечно, сойтись — потому что живем-то вместе, но понимаем друг друга плохо. Что, в частности, показал и наш опрос.

Нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить редакции о найденной ошибке