Статья

Главные результаты всероссийского опроса общественного мнения по проблемам образования

Как известно, последние 25 лет российское образование — и высшее, и среднее, и дошкольное, и профессиональное, и постдипломное — постоянно реформируется, причем в различных, часто непонятно куда ведущих направлениях. Одним из заметных итогов этой бурной деятельности стало падение России в мировом рейтинге качества образования с первых мест на десятки позиций вниз.

Вокруг реформ образования все 25 лет ведутся споры — ничуть не менее бурные, чем реформы. Однако реформы — отдельно, а дискуссии вокруг них — отдельно: никакие мнения ни профессионального педагогического сообщества, ни ученых и специалистов, ни простых граждан ничего не могут изменить в планах реформаторов, чье упорство в желании дореформировать российское образование до полного конца явно заслуживает лучшего применения.

Каковы же итоги? Что думает о российском образовании и его проблемах общество — то есть все мы, кто прямо или косвенно вкушаем плоды с этого древа перманентных реформ: у кого-то учатся дети или внуки, кто-то учится сам, кто-то работает вместе с выпускниками «реформированных» российских школ и вузов?

Ради исследования этого вопроса в преддверии II съезда РВС активистами «Родительского Всероссийского Сопротивления» и «Сути времени» был проведен всероссийский опрос общественного мнения, посвященный проблемам образования.

Опрос был проведен с 22 июня по 7 июля с. г. силами 1203 активистов РВС и «Сути времени». Всего опрошено 24506 человек в 75 регионах Российской Федерации.

При расчетах выборка была «отремонтирована» по полу, возрасту и городскому/сельскому населению. После «ремонта» выборка репрезентативна генеральной совокупности — населению Российской Федерации старше 14 лет — по полу, возрасту и соотношению городского и сельского населения.

Опрос показал, что результаты реформ образования в России поистине сокрушительные. Это стало ясно сразу же — с ответов на первый же вопрос, посвященный образованию. (см. Рис. 1)

Казалось бы, всё хорошо: почти половина опрошенных (48 %) полностью довольны полученным образованием, еще 29 % граждан довольны «в основном» — всё в порядке, не так ли? Ан, нет! Если взглянуть на то, как отвечают на этот вопрос представители разных возрастов, то становится ясно, что это «благолепие» в ответах на вопрос об удовлетворенности своим образованием — заслуга в основном не реформаторов и их реформированного образования, а старого доброго советского образования, про которое и так всем известно, что оно было одним из лучших в мире. (см. Рис. 2)

Граждане, получившие образование в годы реформ (14–35 лет), удовлетворены своим образованием почти в 2 раза меньше, чем люди, получившие образование еще в СССР.

Интересно, что две трети респондентов хотели бы учиться дальше, почти независимо от возраста и образования. (см. Рис. 3)

И продолжать образование граждане России хотят в самых разных областях. (см. Рис. 4)

Так что же с реформами? Если говорить о направлении реформ образования, то опрос показал, что представления граждан России о том, каковы должны быть цели и задачи образования, прямо противоположны тому, что думают на эту тему реформаторы, и прямо противоположны направлению, в котором движется наше образование. Прямо противоположны!

Как известно, один из главных реформаторов нашего образования, г-н А. А. Фурсенко, будучи министром образования и науки, говорил, что главная цель образования — это «взрастить квалифицированного потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими», а не пытаться, как это делалось в СССР, «готовить человека-творца». И все, кто соприкасается с нынешней системой образования и ее результатами (в виде ее выпускников), знают, что именно в этом направлении — взращивания потребителей — наше образование и движется, причем весьма успешно. Так вот:

Граждане России совершенно определенно выступают против такого направления движения. Более того, подавляющее большинство граждан России считает, что главная цель образования — это как раз воспитание человека-творца! (см. Рис. 5)

Естественно, что при таком диаметрально противоположном взгляде на цели и задачи образования граждане России в большинстве своем системой российского образования недовольны и считают, что она не в состоянии решить те задачи, которые стоят перед страной и обществом. «Оптимистами» в этом смысле оказались только 2,7 % (!) опрошенных. (см. Рис. 6)

Важно, что уровень недовольства практически не зависит ни от каких социально-демографических параметров. Так, можно было бы предположить, что граждане, настроенные либерально-демократически, будут приветствовать реформы, проведенные именно либеральными правительствами. Не тут-то было! Распределение ответов на вопрос № 17 не зависит практически ни от чего. Даже люди, в целом довольные имеющимся у них образованием, и — что самое страшное — те, кто собирается еще учиться, считают российское образование не соответствующим современным вызовам и задачам. То есть они будут «грызть гранит» разного рода, заранее зная, что их учат плохо, негативно относясь к системе учебы. Можно только гадать о качестве образования, получаемого с таким настроем, поскольку тут мы получаем замкнутый круг: плохое отношение к плохому образованию порождает еще худшее образование.

Еще в большей степени недовольство «новым» российским образованием проявилось в ответах на вопросы №№ 18.1–18.32. В этих вопросах выяснялось отношение граждан к различным направлениям реформирования системы образования по отдельности. И каждый может убедиться, взглянув на распределения ответов на эти вопросы, что практически все направления современного реформирования образования, уже осуществленные и еще только планируемые, одинаково противоположны и поэтому одинаково противны большинству граждан России. (см. Рис. 7)

Распределения ответов на вопрос № 19 очень четко вскрывают природу отношения граждан России к образованию. Невозможно, взглянув на этот список, не узнать его. Предметы, которые подавляющее большинство граждан считают обязательными для изучения в средней школе, — это предметы из советского школьного курса. Именно то, что было обязательным в советской школе, кажется обязательным и сегодня (разве что астрономия немного «просела»). А предметы, введенные в процессе реформ, типа Основ религий или МХК (как бы ни были эти предметы важны и интересны), остаются для граждан существенно менее важными и совсем не обязательными. Только информатика (по вполне понятным причинам) смогла приблизиться к предметам из советской школьной программы (да и то, информатика вводилась как школьный предмет еще в позднесоветское время). (см. Рис. 8)

Получается, что подавляющее большинство граждан России, когда думает об образовании или о школе, думает именно о советском образовании и советской школе. Именно советская школа является для них образцом школы, а советское образование — образцом образования.

Можно, конечно, сказать, что в этом нет ничего особенного, так как школа — это детство и юность, которые для взрослого человека всегда окрашены позитивно. Однако в точности такое же мнение относительно «обязательных» предметов, как и у взрослых, имеют и молодые люди: респонденты в возрасте от 15 до 34 лет, которые не видели сами ни советской школы, ни советского образования, дают точно такие же ответы, как и старшие поколения.

Это единство представлений о «правильной» школе и хорошем образовании — очень показательно. Единство мнений по проблемам образования, выявившееся в данном опросе, даже больше, чем единство мнений относительно традиционных ценностей. Именно в вопросе об образовании граждане России совершенно едины. Тем удивительнее упорство, с которым именно в образовании продолжают всё сокрушительно реформировать.

Потому что это навязчивое реформаторство в свете единства народных представлений об образовании является антинародным в буквальном смысле слова.

Что касается представлений об «обязательных» предметах для высшего образования, то тут современные тенденции сказались больше, хотя очевидные следы советского высшего образования тоже хорошо видны. (см. Рис. 9)

Советская «закалка» видна в большом пиетете перед философией, логикой и высшей математикой. А современные тенденции — в том, что на первом месте оказалась «актуальная» экономика и модная психология. Если учесть, какие цели, по мнению опрошенных, должны достигаться образованием (см. ответы на вопрос № 16), легко можно предположить, что гражданам навязана иллюзия, что экономика как предмет в вузе — это некая фундаментальная наука, объясняющая природу социальных процессов и не только их. И в общем представляется вполне естественным, что в мире, управляемом деньгами, понимание их природы кажется людям фундаментальным знанием.

Так к чему же привели антинародные реформы образования? Помимо того, что образование не решает и не может решить стоящие перед страной и людьми задачи, учреждения образования стали еще и опасными для учащихся.

Причем главные опасности, которые пугают и родителей, и учителей, да и самих детей (в опросе участвовали и старшеклассники) — родом именно из современности.

Родители России считают, что школа опасна прежде всего тем, что она может сделать их детей чужими для них, что дети попадут в психологическую зависимость от чуждого им мира и что им навяжут чуждые родителям представления о мире. (см. Рис. 10)

Что же делать с российским образованием? На что опереться? Сводный рецепт граждан России приведен в распределении ответов на вопрос № 22. (см. Рис. 11)

Этот рецепт, в общем-то, прост и восходит, что неудивительно, к традициям советского образования.

хорошие учителя + трудовое воспитание + опора на коллектив + индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER