logo
Статья
/ Участники

Комфортная, радостная, как вышколенный метрдотель, улыбчивая и услужливая среда — это современный педагог

Здравствуйте, все.

Смотрю на то, как рассказывают про реформы, и мне становится понятно, почему же объявился этот ФГОС дошкольного образования. Реформируют так, реформируют эдак. И всё никак не разрушат. Где-то проскакивают те самые дети, которые умеют мыслить, у которых еще есть какой-то смысл и какая-то идея. И вообще, которые знают, зачем жить.

Новый Закон № 273 «Об образовании» рассматривает теперь дошкольное образование как первый уровень образования. Раз есть официальный уровень образования, то педагогам надо понимать, какой результат образования должен быть на выходе с дошкольного уровня, надо понимать, как достичь этого результата, какими средствами, методами, технологиями. Правильно? Мы должны понять, чему же мы учим дошкольников. Должен быть эталон, норма, стандарт. Он же — дошкольный образовательный стандарт, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. И этот стандарт введен, и по нему теперь ведут и строят образовательную деятельность в детских садах, а теперь, после того, как их слили вместе со школами и сделали одну образовательную организациях, в дошкольных отделениях образовательных организаций.

Разработка этого стандарта велась рабочей группой директора ФИРО Асмолова А. Г.

В советской педагогике образование — это и процесс, то есть «как», и результат — усвоение систематических знаний, умений и навыков. Главное — что обучение и воспитание неотделимы друг от друга. Ну не будет ребенок учиться просто так! Его нужно научить учиться, его нужно научить, воспитать так, чтобы он захотел учиться!

(Аплодисменты.)

Учитель — это носитель культурно-исторического человеческого опыта и организатор передачи социального опыта от поколения к поколению. В обучении и только в обучении происходит развитие. Ребенок — объект педагогики, то есть ребенка учат, каким быть, ему задают, что такое хорошо, что такое плохо, — то есть нормы.

А ФГОС созданы на основе личностно-ориентированной модели воспитания, в которой ребенок выступает субъектом педагогики, то есть он сам решает, каким ему быть. И в чем же суть стандарта? Думаете, не получится сказать в двух словах? А получится! В одном! Суть стандарта — это слова создателя — в «нестандартности»! Можно двумя словами: «Отсутствие стандарта!» Я не перевираю, это слова соз­дателя.

Объясняю, почему такая нелогичность и как это усвоить. Есть дети — у нас их, слава богу, много. Они все разные. Жизнь их с 2 месяцев до 8 лет в соответствии со стандартом называется детством. Детство у всех разное, уникальное, индивидуальное, различное, ну, какие хотите, можно подобрать синонимы. В общем, оно — слово из Стандарта — самоценное. То есть оно ценно само по себе.

Так вот, проживание, просто проживание этого периода времени так, как получится, — и есть уникальный фактор развития! Цитата из стандартов: «Основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития».

Вот он живет просто так, и не надо ему мешать, ни в коем случае! Потому что это — диктатура, авторитарность, психологическое давление, ломка индивидуальности. В этом самом в себе проживании детства ребенок уникально и неповторимо разовьется при главном условии, самом главном: если никто не будет на него хоть как-то воздействовать. Любое воздействие — будь то воспитание, обучение, — это зло, которое коверкает траекторию личностного и индивидуального развития ребенка. То есть просто убрали, даже у нас, воспитателей, воспитание!

Вот представьте себе: я [работаю] в детском саду. Если я читаю документы — а я их читаю! — что я должна делать в соответствии со стандартом? У меня дети, пусть будет их на сегодняшний день 15, пусть будут лет четырех-пяти, средняя группа. Я сижу — должна. Они вокруг бегают... вы не поверите, они всегда бегают! И вот дети бегают, играют, дерутся, что только ни делают. Весело и задорно плюются — всё, что хотите, потому что их никто не организует и не воздействует на них. Так вот, я беру книгу, беру стульчик, ставлю посреди ковра — если я работаю по стандарту — и начинаю читать. Читать я должна так, чтобы им стало интересно, чтобы они подошли и начали слушать. Но на крайний случай, причем это — верх безумия с моей стороны и нарушение их индивидуальности, я могу сказать: «Дети, может быть, вам почитать?» Десять придут, послушают, два будут рядом с гиканьем великолепно играть в машинки, три — петь. Ничего!

Я вспоминаю принципы ФГОС:

«Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования (то есть он может сам выбрать — слушать меня или играть в машинки, или драться, или плевать), становится субъектом образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений (я с ним получаюсь на равных, он решает, и его решение — это закон для меня, для педагога);

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (я еще и должна суметь сказать, что «я тебя поддерживаю»)».

Так вот — нельзя принуждать, ведь тем самым будет нарушена уникальность индивидуального процесса развития личности.

Если я им скажу делать всё вместе — это воспитание коллективности, коллективность — это противоположность индивидуальности. Запрещу шуметь, чтобы не мешать другим, — это авторитарный подход и ограничение прав детей, это психологическое давление, что противоречит вышеизложенным принципам и не учитывает Конвенцию ООН о правах ребенка, которую мы так любим. А также всё это идет вразрез со статьей 1 того же стандарта:

«личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых, педагогических и иных работников».

То есть само то, что я прививаю детям нормы и правила поведения в обществе, — это нарушение, потому что я тем самым детей свожу к единому стандарту, к единой норме, а должна привести к стандарту нестандартности.

«Где образование?» — спросите вы.

А образование — это неагрессивная, пассивная, услужливая образовательная среда. И педагог-воспитатель, а в дальнейшем и учитель, — часть этой среды. У меня в детском саду может быть среда предметно-развивающей: карандаши, фломастеры и краски. А может быть такая, знаете, многомерная, перемещающаяся в пространстве среда. Они [дети] приходят и потребляют. Единственное, что я могу: переставить картинки или налить в таз воды, чтобы ребенок поэкспериментировал с водой и занялся проектной деятельностью.

Вот такая многофункциональная, удобная и обязательно комфортная, радостная, как вышколенный метрдотель, улыбчивая и услужливая среда — это современный педагог.

(Аплодисменты.)

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER