Методика А. С. Пчелко полностью соответствует системно-деятельностному подходу, предусмотренному ФГОС. Потому что она опирается на активное вовлечение ребенка в учебный процесс

Новый старый учебник

Учебник арифметики А. С. Пчелко и Г. Б. Поляка, выпущенный РВС летом 2016 г.
Учебник арифметики А. С. Пчелко и Г. Б. Поляка, выпущенный РВС летом 2016 г.

5 сентября 2016 года в Москве прошла пресс-конференция Общероссийской общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС), на которой был представлен выпущенный этой самой организацией учебник по арифметике для 1-го класса, являющийся современной переработкой классического учебника авторов Александра Спиридоновича Пчелко и Григория Борисовича Поляка. Это первый учебник, который выпустила РВС. Почему же это событие имеет важное значение? И какое вообще значение в процессе обучения имеют учебники? Так ли они важны или достаточно хорошего учителя, чтобы воспитать и обучить ребенка?

Вот что об этом писал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский в своих «Воспоминаниях об обучении в Новгород-Северской гимназии»: «Учение далеко не достигало той полноты подготовительных сведений, которой можно и должно требовать от гимназии. Мы узнавали только кое-что то из той, то из другой науки; но любили и уважали то, что узнавали, и это уже было много. Плохие тощие учебники и отсутствие всяких педагогических сведений в преподавателях всего более были причиной такой неполноты сведений, потому что при хорошем учебнике и благоразумной методе и посредственный преподаватель может быть хорошим, а без того и другого и лучший преподаватель с такими редкими способностями и таким рвением к делу, которые трудно предположить в человеке, ограничившемся скромною учительскою карьерою и скудным учительским жалованьем, долго, а может быть и никогда, не выйдет на настоящую работу».

Обратите внимание — «при хорошем учебнике и благоразумной методе», по мнению Ушинского, даже посредственный преподаватель может достичь значительных результатов.

Поэтому неудивительно, что родители в Севастополе подняли протест против внедряемого в школах Севастополя учебно-методического комплекса (УМК) «Гармония». Тем более, что этот УМК был исключен в январе 2016 года из федерального перечня учебников. Но по существующим законам, так как школа закупила учебники, она имеет право еще несколько лет по ним преподавать. Родителей это совершенно не устраивало.

Организация «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) поддержала этот протест. В июне 2016 года в Севастополе прошла общественно-педагогическая конференция «Пути возрождения классического отечественного образования», организованная РВС и посвященная проблемам современного образования и возможным путям выхода из тупика, в который завели российскую систему образования реформаторы. Об этом мы писали в № № 182–184 нашей газеты.

В резолюции июньской конференции было зафиксировано единое мнение участников мероприятия о том, что назрела насущная необходимость создания условий для желающих перейти на использование в школьном образовании классических отечественных методик, проверенных временем.

Тогда же, на конференции, РВС заявила о намерении создать учебник арифметики к началу учебного года, а в дальнейшем создать полную линейку учебников начальной школы.

Для выполнения этой амбициозной задачи была собрана рабочая группа, которая сразу же начала действовать, взяв за основу классический учебник арифметики, авторами которого являются А. С. Пчелко и Г. Б. Поляк. Этот учебник признан экспертами лучшим учебником для начальных классов. И это неспроста.

А. С. Пчелко тщательнейшим образом изучал историю преподавания арифметики в России. Поэтому его методика вобрала в себя всё лучшее, что было в отечественном педагогическом опыте.

В отличие от современных методик, которые стараются как можно раньше ввести в оборот абстрактные схемы и алгебраические принципы, недоступные первоклассникам из-за того, что абстрактное мышление у ребенка развивается только к 11–13 годам, методика А. С. Пчелко основана на практике, на известном ребенку материале, на примерах из реальной жизни. И это полностью соответствует дидактическим принципам Ушинского, который писал в своей книге «Родное слово. Книга для учащихся»:

«Если вы начинаете вообще учить ребенка раньше, чем он созрел для ученья, или учить его какому-нибудь предмету, содержание которого приходится ему еще не по возрасту, то неминуемо встретитесь с такими препятствиями в его природе, которые может преодолеть только одно время. И чем настойчивее будете вы бороться с этими препятствиями возраста, тем более принесете вреда вашему ученику. Вы требуете от него невозможного: требуете, чтобы он стал выше своего собственного развития, забывая, что всякое органическое развитие совершается в определенный период времени...

Но хуже всего то, что, встречаясь преждевременно с чрезмерными требованиями ученья вообще и какого-нибудь отдельного предмета в особенности и нападая на непреодолимые по возрасту трудности, дитя может потерять веру в свои собственные силы, и эта неуверенность в нем так укоренится, что надолго замедлит его успехи в ученье. Не одно талантливое, нервное и впечатлительное дитя сделалось тупым и ленивым именно потому, что в нем преждевременными попытками подорвана уверенность в своих силах, столь необходимая для человека при всяком деле».

Именно поэтому классическая методика, выработанная годами как в дореволюционной России, так и в Советском Союзе, в начальном периоде обучения оформляет уже имеющиеся знания ребенка и накладывает на эти знания арифметическую основу. Такое построение методики обеспечивает понимание ребенком смысла арифметических действий. Это понимание облегчает запоминание и ведет к формированию понятийного мышления.

В методике А. С. Пчелко уделяется большое внимание решению задач, что требует взаимодействия мышления и воображения ребенка. При решении задач ребенок учится рассуждать, четко и кратко выражать свои суждения, расчленять сложную проблему на составные элементы и, решая ее по частям, находить решение проблемы в целом. Основы, заложенные данной методикой, постепенно подводят ребенка к восприятию алгебраических принципов и обеспечивают дальнейшее успешное обучение математике.

Итак, напомню, в июне было заявлено намерение создать учебник. А уже 1 сентября первоклассники нескольких севастопольских школ получили в руки этот учебник.

Вручение учебников арифметики выпущенных РВС первоклассникам в одной из школ г. Севастополя. 1 сентября 2016 г.
Вручение учебников арифметики выпущенных РВС первоклассникам в одной из школ г. Севастополя. 1 сентября 2016 г.
Вручение учебников арифметики выпущенных РВС первоклассникам в одной из школ г. Севастополя. 1 сентября 2016 г.
Вручение учебников арифметики выпущенных РВС первоклассникам в одной из школ г. Севастополя. 1 сентября 2016 г.

Для того чтобы не было иллюзий о том, что учебник был переиздан, полностью повторяя оригинал, необходимо сказать несколько слов о том, в чем заключалась работа коллектива РВС.

Первой и основной задачей коллектива было сохранение сути и структуры учебника с приближением, в то же время, его к современным реалиям жизни. Поэтому тщательнейшим образом были пересмотрены задачи, где использовались советские цены на те или иные предметы. Также были выправлены задачи, которые использовали устаревшие и непонятные современному школьнику понятия и обстоятельства, такие как заготовка дров для отопления школы, колхозы и колхозники и так далее.

Значительно по отношению к советскому времени изменились технические требования к самим учебникам. Есть ограниченный круг шрифтов, которые можно использовать в учебниках, диапазон размеров букв, расстояний между буквами и словами. А также ограничен вес одного учебника, в результате чего его пришлось разбивать на две части.

Кроме самого учебника были подготовлены и приведены в соответствие с переработанным учебником планы уроков — пособие для учителя, преподающего по данному учебнику.

Очень важным вопросом для дальнейшей работы над учебниками является вопрос возможности практического использования сегодня учебной литературы, созданной на основе советских учебников.

В действующем законе об образовании сказано, что школа выбирает учебники из Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию. Однако это положение не запрещает использовать учебники, не включенные в перечень, в рамках инновационной деятельности. Статья № 20 Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорит о том, что инновационная деятельность осуществляется «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования».

Также инновационная деятельность может быть ориентирована на совершенствование учебно-методического обеспечения, а это значит, что апробация советских учебников в современных условиях может являться направлением инновационной деятельности.

Главным условием ведения инновационной деятельности является соблюдение прав участников образовательного процесса, а также получение образования не ниже требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Кроме того, в «Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 гг.» предусмотрена поддержка инновационных проектов при реализации мероприятий, направленных на обеспечение внедрения ФГОС.

И несмотря на то, что учебники по арифметике для четырех классов начальной школы А. С. Пчелко и Г. Б. Поляка созданы в прошлом веке, они по содержанию могут обеспечить образование детей в соответствии с требованиями современного ФГОС.

Во-первых, комплекс учебников кроме непосредственно арифметики содержит геометрический материал. Не представленным в учебниках материалом из обязательного предметного содержания являются только первоначальные представления о компьютерной грамотности. Но этот пробел можно восполнить дополнительным разделом в 4-м классе начальной школы.

Во-вторых, методика А. С. Пчелко полностью соответствует системно-деятельностному подходу, предусмотренному ФГОС. Потому что она опирается на активное вовлечение ребенка в учебный процесс. Советская методика использует вопрос-ответный метод, при котором дети самостоятельно подходят к выводам и обобщениям и активно участвуют в наглядном представлении и изучении нового материала. Помимо предметных знаний, у них формируется умение слушать учителя и сверстников, вести диалог. На уроке развивается способность школьников рассуждать, обобщать, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи — то есть развиваются те умения, которые перечислены в метапредметных результатах, прописанных в ФГОС.

Постепенное усложнение задач, а также предложение задач смешанного типа после освоения ребенком решения задач одного типа исключает решение задач по готовым шаблонам и способствует развитию гибкого мышления. Решая предлагаемые в определенной системе примеры и задачи, обучающийся подмечает их общие свойства и улавливает закономерность, тем самым овладевая индуктивным методом суждений (иногда понятые закономерности у малышей не сформулированы в виде правила и остаются в скрытом виде, но от этого сущность индуктивного метода не меняется). Когда же ребенок, решая примеры и задачи, узнаёт в них задание известного ему типа и, в соответствии с этим, составляет план решения, его мышление носит дедуктивный характер. Для этого ученик проделывает большую мыслительную работу — находит и выделяет в конкретном случае общие признаки и свойства. Таким образом, значительное количество упражнений помогает развивать индуктивное и дедуктивное мышление ребенка.

Еще одним документом, расставляющим цели и приоритеты государственной политики в сфере образования, является Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы. Среди целей, обозначенных в программе, указана цель — обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения. То, что запрос на качественные советские учебники у населения сейчас огромный, не является секретом ни для кого. Поэтому внедрение переработанных советских учебников в систему образования вписывается в цели и приоритеты государственной программы «Развитие образования».

Также приоритетным направлением развития образования является «сокращение разрыва образовательных результатов школьников (по результатам единого государственного экзамена) за счет реализации соответствующих образовательных программ».

Если обратиться к книге кандидата физико-математических наук, доцента кафедры «Высшая математика-1» Ростовского государственного университета путей сообщения И. П. Костенко «Проблема качества математического образования», то можно увидеть, что в 1949 году, по исследованиям Академии педагогических наук (АПН), процент верных решений заданий по алгебре среди советских школьников 6–10 классов был от 69 до 80 %, а средний процент верных решений по математике в 9–10 класса (включая алгебру, тригонометрию и геометрию) — 74 %. И это отнюдь не современные задачки по ЕГЭ. Представленные цифры позволяют с уверенностью говорить, что использование программ, созданных по советским учебникам, лежит в русле вышеуказанного приоритетного направления.

Таким образом, советские учебники по арифметике А. С. Пчелко и Г. Б. Поляка отвечают требованиям современного ФГОС, и существует нормативно-правовая возможность их внедрения в образовательный процесс еще до этапа внесения данных учебников в Федеральный перечень. Внедрение это зависит от готовности органов управления образования. Разумеется, что после создания полной линейки учебников РВС планирует пройти процедуру включения учебников в этот перечень, чтобы позволить школам пользоваться этими учебниками в обычном режиме. Но для этого нужно проделать большую работу.

Завершила пресс-конференцию, проходившую 5 сентября 2016 года, председатель РВС Мария Мамиконян словами: «Если вы откроете этот учебник, то вы, наверное, заметите, что это очень добрый учебник, хотя речь идет о математике. Стиль, в котором выполнены картинки, и задачи своими сюжетами возвращают нас к тому миру, в котором человек был не один, где дети жили дружной детской семьей, со своими детскими заботами, детскими занятиями, где они выглядят как нормальные дети в нормальной среде. Это в каком-то смысле психотерапевтически действует. Когда смотришь на этот учебник, то понимаешь, что мир этого доброго детства — он не только был, но он еще и возможен. Очень хочется, чтобы он вернулся к нам, вот так вот мягко себя предлагая и этой мягкостью борясь с сегодняшней жесткостью, с взаимным отчуждением и атомизацией людей, начиная с самого детства. Родителям понятно, что это очень нужно».