Вход
Статья
5 мая 2017 г. 03:02 / Селестен Комов

О классической музыке в контексте современности

В статье o «потребилизации» классической музыки, опубликованной в 129-м номере газеты, мы писали о происходящих в этой области разрушительных процессах. На примере ситуации во Франции говорилось о превращении музыки в изысканный продукт потребления, об утрате ее действенной роли в духовной и общественной жизни, о скукоживании и смысловом обеднении ее институтов (концертов, учебных заведений, критики); о сокращении субсидий, закрытии фестивалей, упразднении оркестров, и т. д. Было также сказано, что всё это является частью глубинной эрозии культуры в целом.

В данной статье я предлагаю сделать шаг к более глубокому разбору этой проблемы, внимательнее рассмотрев саму природу европейской классической музыкальной традиции.

Начнем с того, что можно увидеть невооруженным глазом. Нет необходимости в особых музыкально-теоретических познаниях, чтобы заметить, что музыкальная среда сегодняшнего глобализированного общества похожа на некий планетарный супермаркет, в котором сосуществуют всевозможнейшие направления и стили — от классики до рэпа, от разнообразных восточных традиций до рока, от церковной музыки средневековья до популярной киномузыки. Казалось бы, всё довольно привлекательно — каждому свое, мультикультурализм в действии... Однако, есть тут один, отнюдь не случайный общий процесс — процесс погружения всего разнообразия в огромное, почти однородное болото «попсы», которое стремится поглотить всё, что держится на плаву, — уравнивая, обедняя, опресняя и приводя к «общему знаменателю» элементарных инстинктов.