Современные буддийские секты на Украине

Утверждения о скверне реального мира, о неразличимости добра и зла, о необходимости посвятить свою жизнь поискам Просветления для ухода из сансары приводят к тому, что ученики погружаются в виртуальный мир, подобный компьютерному игровому миру

Современные буддийские секты на Украине

Общее представление о классическом буддизме

Первое знакомство европейских религиоведов с экзотическим на то время буддизмом привело их к мысли, что эта мировая религия — вовсе и не религия. В буддизме отсутствовали все общепризнанные на то время признаки религии, сформулированные еще Кантом:

  • бытие Бога
  • бессмертие души
  • свобода воли

В самом деле, в буддизме отсутствует понятие Бога как демиурга, буддизм отрицает существование у человека души, и в буддизме человек не обладает свободой воли, поскольку он полностью подвластен кармическому закону.

В буддизме каноны практически отсутствуют, к буддистам себя могут причислять все, кто разделяет несколько основных доктринальных положений, а именно:

  • учение о четырех благородных, или арийских истинах
  • учение о восьмеричном пути спасения
  • закон взаимозависимого возникновения (pratltya samutpada)
  • «три фундаментальные характеристики» (trilaksana) бытия:
    • anilya («непостоянство»)
    • anatma («безличность»)
    • duhkha («неудовлетворенность»)

Вот как писал о буддистском мировоззрении Джамгон Конгтрул — известный тибетский буддийский лама, основатель традиции Римей, в книге «Сокровищница драгоценных учений-кладов»:

«Отличить, какой философской системе привержен человек, мирской или немирской, то есть буддийской, можно по следующим признакам: принимает ли он в качестве своего воззрения «четыре печати» слова Будды; практикует ли он медитацию, которая должна стать противоядием от уровня реализации, называемого «вершина бытия»; что касается поведения — отвергает ли он две крайности: самоумерщвление и ненасытная жадность; что касается плода освобождения — признает ли он истину о прекращении как особое состояние, в котором уже нет ничего неблагого, что нужно было бы преодолевать».

В остальном допускаются самые разнообразные трактовки.

Именно поэтому буддизм иначе, чем авраамические мировые религии, трактует понятие сектарности. Если для авраамических религий существует разделение на классические конфессии и секты, то есть относительно небольшие сообщества религиозных людей, толкования священных текстов которых отличаются от канонического, то в буддизме под сектарными понимаются учения, относящиеся к какой-то отдельной буддийской школе. Таковых в Тибете, основном месте — законодателе сегодняшней «буддийской моды», насчитывается сегодня четыре:

  • Ньигмапа (школа старых переводов)
  • Кагьюпа (секта «красношапочников»)
  • Гелугпа (секта «желтошапочников»)
  • Сакьяпа (школа новых переводов).

Именно их чаще всего и называют сектами, а те направления буддизма, которые не относят себя к этим школам, именуют несектарными.

Непростым вопросом является и классификация буддийских учений или путей — «колесниц».

Различают либо две колесницы, Большую и Малую (Махаяна и Хинаяна), либо в самостоятельные колесницы выделяют еще Ваджраяну (или Тантраяну), а иногда из Тантраяны еще как самостоятельный путь выделяют Дзогчен.

Существует и деление буддийских учений по способу получения Просветления, и тогда говорят о пути Сутры, пути Тантры и высшем пути — пути Дзогчена.

Кроме выделения двух или трех самостоятельных и самодостаточных колесниц, выделяют также шесть или даже девять полных путей, следование которым может привести к выходу из колеса страданий.

Главная цель, которую преследует человек, вставший на путь Дхармы, — выйти из бесконечного круга перерождений, покинуть Сансару.

Распространение буддизма
в нетрадиционных регионах

Не вдаваясь в древнюю историю буддизма, отметим то, что нас интересует в современности. В элитных кругах христианского мира мода на восточную эзотерику также существовала давно, но лишь во второй половине XX века буддийские духовные практики стали принимать массовый характер — буддизм стал распространяться в регионах, доселе ему чуждых. Связано это было с двумя обстоятельствами, взаимно дополняющими друг друга.

Во-первых, после гибели СССР и заката коммунистической идеологии духовно-смысловой вакуум стали заполнять многочисленные секты — в первую очередь разного рода новоделы.

Во-вторых, после аннексии Тибета Китаем в конце 40-х — начале 50-х годов XX века множество тибетских учителей буддизма разбрелось по всему миру. Появились и доморощенные учителя, якобы получившие полноценную передачу от имеющего на то право тибетского мастера.

Так, по всему миру разъезжает с учениями шведский лама Оле Нидал, учреждая везде центры «Алмазного пути», относящиеся к подшколе карма-кагью тибетской школы кагьюпа.

В России и на бывшей Украине среди людей, интересующихся буддизмом, широко известен лама Сонам Дордже, в миру Олег Петрович Поздняков, дающий учения, относящиеся к той же школе.

Отметим, что критерием для оценки подлинности учителя служит чаще всего не содержание его проповедей. Буддизм, как уже было сказано выше, достаточно к этому терпим — лишь бы учитель не выходил за рамки, определенные несколькими базовыми положениями. Важным для определения правомочности учителя является факт получения им полноценной передачи. Полноценной же является передача, полученная от учителя, встроенного в непрерывную линию преемственности, берущую начало от исходного, первоначального, учителя.

Буддийские секты на Украине и в России

Всего на Украине насчитывалось около сотни буддийских общин и групп, менее сорока из которых имели официальную регистрацию и статус юридического лица.

Наибольшее распространение на Украине и в России получили общины, относящие себя к линии Карма Кагью, подшколе тибетской школы Кагьюпа. Формально они были объединены во всеукраинский религиозный центр «Украинская ассоциация Буддистов Школы Карма Кагью». Главой этого центра считался лама Дорже Жамбо Чойдже, в миру — Мужчиль Олег Владимирович, родился 29 ноября 1965 года в Донецке.

В списке самозваных лам, полномочия которых вызывают сомнение, опубликованном на буддийском форуме (http://dharma.org.ru/board/topic5423.html), этот лама значится под номером один. Он знаменит тем, что организовал монастырь в поселке Ольгино под Волновахой, а кроме того — «изобрел» тибетское боевое искусство «маг-цзал».

Олег Мужчиль к тому же являлся одним из основателей организации «Тризуб имени Степана Бандеры» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) , он — бывший сотник «Тризуба» в Донецкой области, до недавнего времени служил разведчиком в добровольном украинском корпусе «Правый сектор» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), имел позывной — Друг Лесник.

Следующим по численности является «Буддийский духовный Орден Лунг-Жон-па», ориентирующийся на тибетскую школу Ньингмапа.

Третье по численности буддийское сообщество — «Дзогчен-община», действующее как отдельная, несектарная школа буддизма, входящая во всемирную общину, организованную в конце XX века усилиями тибетского ламы в эмиграции Чогьяла Намкая Норбу. Возглавляется она самим Чогьялом Намкаем Норбу.

Кроме них имеются несколько общин и групп других буддийских традиций, в том числе:

  • школа Сон — корейская ветвь школы Чань,

  • Нитирэн-сю — японская школа, представленная на Украине духовным орденом «Ниппондзан Меходзи»,

  • прочие небольшие группы.

Все буддийские секты, действующие на территории России и Украины, можно условно разделить на две группы:

  • сообщества, опирающиеся в своей деятельности на канонические буддийские тексты и относящиеся таким образом к классическому буддизму,

  • сообщества, относящие себя к так называемому «необуддизму», представляющему из себя эклектическую смесь из буддизма и других религиозных течений. Для большинства этих движений буддизм, как и вера в целом, являются не более чем средством приобретения земных благ.

Оценка классическим буддизмом
социально-политических событий

Буддийские секты, придерживающиеся традиционных форм буддизма, подчеркнуто сторонятся какого-либо участия в общественной, социальной или политической жизни страны, региона. Учителя классического буддизма обычно уклоняются от оценки происходящих событий, давая порой очень туманные комментарии.

Так, Намкай Норбу в начале 2014 года на просьбу дать объяснение происходящему в Киеве сказал, что он отрицательно относится к революции, ему больше нравится эволюция. Такой ответ пусть философски невежествен, но понятен, так как соответствует канонам буддизма. Буддизм как огня боится страстей, считая, что они вызываются злыми духами. Идеал буддиста — спокойный, постоянно улыбающийся человек, готовый оказать любую мелкую услугу, но не вмешивающийся ни во что серьезное.

Буддисты считают, что войны и революции вызываются очень мощными злыми духами класса Гьялпо, Махакалы и другими. Вот как прокомментировал учитель Намкай Норбу ряд давних и недавних событий в мире:

«Культурная революция в Китае и недавняя резня в Руанде между двумя народами, живущими в одной стране, — всё это спровоцировано гьялпо. Другой пример. Гьялпо насылают вред не только на людей, но и на животных — например, на коров и овец, которые заболевают бешенством. Это то, что случилось в Англии (речь об эпидемии коровьего бешенства. — М. К.)».

Впрочем, лауреат Премии мира Далай-Лама XIV постоянно высказывается на социально-политические темы, хотя его комментарии часто выглядят, по меньшей мере, нелепо и хаотично.

Так, в 2008 году он объявил себя последователем учения Маркса, так как «оно более этично».

В январе 2014 года, отвечая на вопрос украинского журналиста о его отношении к Евромайдану, Далай-Лама заявил, что у народа, который избрал лидера, есть право снять этого руководителя.

7 декабря 2015 года в интервью итальянской газете «La Stampa», Далай-Лама призвал вести диалог с запрещенной террористической организацией «Исламское государство» (ИГ)*: «Необходимо слушать, понимать, так или иначе проявлять уважение. Другого пути у нас нет». Далай-Лама подчеркнул, что Ислам — миролюбивая религия.

Необудийские секты на примере
ордена Ниппондзан Меходзи

В сравнении с классическими сектами, необуддийские секты не только не избегают высказывания своей позиции, но и активно вмешиваются в процессы, происходящие в сансаре. Отсюда следует характер их религиозной практики:

  • активный прозелитизм с участием всех членов секты (адептов);
  • авторитаризм (культ харизматического учителя или лидера);
  • максимальное привлечение в секту молодёжи;
  • более активное (по сравнению с традиционными школами буддизма) участие в общественно-политической жизни.

Типичный пример — орден Нипподзан Меходзи, возглавляемый японским будддийским монахом Дзюнсэем Терасавой.

Дзюнсэй Тэрасава известен своей миротворческой и антивоенной деятельностью.

С 2000-го по 2012 год Тэрасаве было отказано во въезде в Россию из-за его антироссийской позиции по войне в Чечне. В апреле 2012 года Тэрасаве повторно был запрещен въезд в Россию до 2017 года.

Между тем в годы перестройки Тэрасава был принят, что называется, в высших кругах СССР. В 1988 году он стал первым религиозным лидером и буддийским монахом, который официально молился на Красной площади в Москве и во время Международного саммита в Кремле вручил Президенту М. С. Горбачеву частицу священного праха Будды.

В августе 1991 года он успел поприсутствовать на баррикадах в Москве возле Белого Дома. Он активно выступал против действий российской армии во время первой чеченской войны, участвовал во многих акциях протеста в Москве. В марте 1995 года был одним из организаторов «Марша Материнского Сострадания» Москва — Грозный.

Тэрасава резко критиковал действия российских федеральных войск на Северном Кавказе на сессии Комитета по правам человека ООН в Женеве в 2000 году, в открытом письме президенту Путину призывал вывести российские войска из Чечни.

После изгнания из России Тэрасава переключил внимание на Украину — в сентябре 2013 года он добился разрешения на постройку священного буддийского сооружения — ступы в селе Паньковка Старобешевского района Луганской области.

Тэрасава опубликовал несколько книг, основное содержание которых составили его проповеди, прочитанные в разных местах.

В 1997 году вышла его книга «Рассеять мрак в живых существах. Проповеди буддийского монаха». Тэрасава отмечает в этой книге, что в мире повсеместно наблюдаются негативные перемены, и причины их видит в христианстве. Тэрасава считает, что человечество, восприняв христианские смыслы, пошло не по тому пути, что с приходом христианства началось падение человечества:

При этом он воздерживается от прямых нападок на христианство — он уверяет, что люди не поняли истинное Учение Христа, извратили его:

«Несмотря на распространение в Европе христианской религии, никто так и не понял и не воспринял Благую Весть, проповеданную Иисусом из Назарета, источником которой как раз и была чистая мудрость древней Центральной Азии. Христианство же, получившее развитие в Риме и Византии, уже во времена своего возникновения очень сильно отличалось и было очень далеким от той Благой Вести, которой учил Иисус, ибо первые христиане ошиблись в том, что начали толковать его прямые мысли, а история лишь увековечила их ошибку».

Если Учение, данное Христом, люди извратили, то «с буддийским учением такого не произошло. Учение Будды также произошло из источника той чистой мудрости Центральной Азии, но логика, доктрина и язык этого учения были необходимы лишь как средство для выражения и передачи смысла, заключенного в них».

Тэрасава и Чечня

«Причины всех страданий — жадность, желание иметь больше и больше», — считает Тэрасава и как образец поведения, продиктованного только жадностью, он приводит Россию.

По его мнению, именно из жадности Россия «вторглась» в Чечню, «захватила» Крым.

В 1995 году он говорил: «Если взглянуть пристально на все события, происходившие в Чечне вплоть до сегодняшнего дня, ясно видно, что в словах и действиях правительства России нет и тени правды. Власть провозглашает ложь, извращает истину, не желает смотреть в глаза реальности, лжет своему народу, лжет всем правительствам и народам Земли. И всё для того, чтобы оправдать убийства».

Тэрасаву не смущает то, что Чечню в период, предшествующий вводу российских войск, уже несколько лет сотрясали кровавые разборки, бандитизм, грабежи и убийства, для него чеченцы, «защищающие свою родину и не боящиеся пожертвовать за нее своей жизнью, могут стать «бодхисаттвами, выпрыгнувшими из-под земли», которые рассеют мрак современной цивилизации и приведут к Истинной Дхарме весь мир. Благодаря такой стране, устанавливающей истинную справедливость и спокойствие, слепота и невежество всего человечества могут быть просветлены, причины падения современного мира устранены, а весь мир спасен».

Это он говорил в 1997 году, уже после того, как чеченские банды совершили теракты в Буденовске и Кизляре.

Взгляд Тэрасавы на чеченские события, несомненно, далек от объективности. Чеченцев он окрашивает только в светлые тона, российских военных — только в черные, широко применяя буддийскую риторику.

Тэрасава и Украина

Похоже, что главным достоинством «земли Чечни, готовой к «рождению» бодхисаттв, выпрыгнувших из-под земли», было то, что она находилась в то время, когда монах изрекал эти проповеди, в конфликте с Россией. Но как только на земле Чечни утвердился мир, Тэрасава практически полностью потерял к ней интерес. Фокус внимания монаха переместился на Украину. Теперь Украина стала страной, с которой связаны у него большие надежды на обретение миром светлого будущего.

Нет нужды говорить, что Тэрасава с огромным энтузиазмом встретил «помаранчевую революцию». В декабре 2004 года он примчался в Киев и выступил с обращением, в котором заявил:

«Оранжевая революция обнаружила весь потенциал духовной сути украинского общества. Суть была не в том, чтобы поддержать какую-то особую персону или определенного лидера. Это именно та ситуация, когда люди вместе восстали против несправедливости, против притеснений и фальсификаций со стороны власти. У людей украли фундаментальное право выбора, которое они имеют, живя в этой стране. Их движение было совершенно ненасильственным».

Тэрасава очень горячо приветствовал также события, развернувшиеся на Украине в 2013–2014 годах. В феврале 2014 года он побывал в Киеве, откуда писал: «Майдан — это решающий момент важнейшего процесса глобального пробуждения всеобъемлющей мудрости. Это решающий, критический момент. Кажется, что огромный Мара хочет разрушить мир. И битва с ним проявилась на Майдане...

Существует глубокая причина, почему украинский народ смог совершить эту практику. Она — в глубоких духовных корнях украинцев, восходящих к бессмертному героизму скифов. Древний украинский духовный героизм объединил всех на Майдане».

Для Тэрасавы теперь уже украинские националисты, а не чеченцы, являются боддхисаттвами, «выпрыгнувшими из-под земли». По-видимому, он так интерпретирует майданные прыжки с криками: «Кто не скачет, тот москаль!»

И уже в феврале 2014 года ему было понятно, что главный, самый зловещий враг поднимающейся на Украине духовности — это Россия: «Россия хочет победить Украину, захватить ее, лишить независимости. Это тяжелый кризис, но зло не сможет одержать верх. Украина никогда не будет разделена. В Украине никогда не будет гражданской войны. Россия не может победить или разрушить Украину. Ее защищает сила Лотосовой Сутры».

Кстати, когда Тэрасава говорит о «глубоких духовных корнях украинцев, восходящих к бессмертному героизму скифов», — это не является просто метафорой, одним из многих хвалебных высказываний Тэрасавы в адрес украинцев. Тэрасава очень плотно взаимодействует с Институтом философии и религиоведения АН Украины в поисках истоков высокой украинской духовности, и они вместе нашли к ней путь.

Именно в украинцах, по мнению Тэрасавы, сохранилась глубокая память о временах, когда «...сознание людей было чистым, непосредственно связанным с природой и космосом, человек жил, встречая лицом к лицу действительность жизни и смерти. То была живая человеческая культура, в основе которой лежали чистое сознание и дух, еще не загрязненные желаниями обладать материальной собственностью и эгоцентрическим образом мысли. Люди жили общинами, ничем не отгораживаясь от окружавшей их природы».

Этот золотой век, о котором осталась память в душах украинцев, связан, по мнению Тэрасавы, со временем скифов, и «Украина была одним из источников такой духовности, которую мы называем скифской духовностью, а также — космическим героизмом». И «сегодня наследниками и преемниками древних великих духовных героев скифов и шакьев стали люди Украины».

Именно сегодняшним украинцам суждено возродить величие скифов.

Промежуточные выводы

Предварительный анализ буддийских сект, действующих на территории России и Украины, показывает:

  • с самого начала проникновения в буддийские практики ученик проникается осознанием того, что окружающий его мир скверен, полон страданий, и причина этих страданий — наличие кармических следов в потоке сознания, являющихся следствием поступков, совершенных в предыдущих реинкарнациях. Несущие страдания следствия, имеющие кармические причины, неотвратимы, нет никакого смысла бороться с ними. Можно лишь применить усилие для устранения кармических причин. Для этого нужно

    • а) убрать из жизни любые страсти как источник кармических семян,
    • б) не совершать поступков, приводящих к зарождению неблагих кармических семян.
  • в мире нет добра и зла. Различение между добром и злом — это двойственность, заблуждение, которое нужно преодолеть.

  • ученику говорится, что он может добиться прекращения реинкарнаций — Просветления за одну жизнь, но для этого он должен погрузиться в сложные эзотерические практики. Его обучат методам «сжигания кармы», очищения потока сознания от любых кармических следов, он проникнется осознанием, что все явления пусты по своей природе, всё есть пустота, и нет ничего, кроме пустоты. Все явления иллюзорны, подобны сну.

Таким образом, утверждения о скверне реального мира, о неразличимости добра и зла, о необходимости посвятить свою жизнь поискам Просветления для ухода из сансары приводят к тому, что ученики погружаются в виртуальный мир, подобный тому, в какой погружаются любители жизни в компьютерном мире. В этом мире есть духи, божества, есть кармические семена, локи и прочее. Но реальный мир такому человеку становится уже не интересен, не нужен. Человек вырывается из социальной среды, перестает ориентироваться в происходящих в мире процессах. Единственным ориентиром для него становятся слова учителя, и они, как бы ни были сомнительны, не подлежат критике.

Между тем, как следует из представленного материала, учителя буддизма, в том числе и Далай-лама, посылают своим адептам очень разноречивые сигналы. Часть учителей сами не ориентируются в протекающих в мире процессах, другая же часть использует своих учеников для достижения идеологических и политических целей, весьма далеких от первоначального чистого учения буддизма.

* «Исламское государство» (ИГ/ИГИЛ/ISIS/ Daesh - ДАИШ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

Нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить редакции о найденной ошибке