Вход
Статья
8 июля 2017 г. 03:10 / Сергей Кургинян

Судьба гуманизма в XXI столетии

Вольтер пишет: «Что еще интереснее — этот Санхуниатон, который определенно жил раньше, чем Моисей, ссылается на великого Тота, первого Гермеса, первого египетского Меркурия. А этот самый великий Тот жил за 800 лет до Санхуниатона, если ориентироваться на свидетельства этого финикийца.

Поэтому Кабиры были в почете и пользовались уважением две тысячи и три или четыре сотни лет до христианской эры».

Напоминаю читателю, что Вольтер всё это написал в конце XVIII столетия. И что в конце XVIII столетия история Древнего мира выглядела совсем не так, как теперь. Например, в классической истории Древнего мира, сформировавшейся окончательно к концу XIX столетия, вообще не было хеттов. А уж тем более — хаттов. И вся древнейшая автохтонная цивилизация Малой Азии просто отсутствовала как факт. Соответственно, вся модель Древнего мира была другой, чем сейчас.

Очень большая часть разного рода древних текстов: шумерских, аккадских, вавилонских, хеттских, ассирийских и других — не была не только расшифрована, но и найдена. Соответственно, Вольтер все свои рефлексии на проблему соотношения древнейших религий основывал на скудном материале, доступном для очень интересующегося вопросом интеллектуала в конце XVIII столетия. Для того чтобы в ту эпоху, тем не менее, интересоваться кабирами и соотносить их с иными древнейшими религиозными верованиями, нужно было быть не просто очень продвинутым интеллектуалом, а очень продвинутым интеллектуалом, достаточно погруженным в проблематику древнейших религий.