Судьба гуманизма в XXI столетии

Третьего мотива, который некоторые хотят навязать всем исследователям масонской тематики, у меня не было и не будет. Я считаю масонство одним из явлений мировой и российской элитной жизни, одной из форм самоорганизации элиты. Причитать по поводу зловещего масонского заговора я считаю делом глупым и недостойным

Судьба гуманизма в XXI столетии

Д. Левицкий. Портрет Н. И. Новикова. 1797 г.
Д. Левицкий. Портрет Н. И. Новикова. 1797 г.
Иван Перфильевич Елагин
Иван Перфильевич Елагин

Итак, нас интересуют сведения о взаимодействии Жуковского и Гёте. При этом нам нужны только те сведения, которые можно почерпнуть из безусловно авторитетных источников, таких, как А. Н. Веселовский.

Но могут ли эти сведения сами по себе сообщить нам что-то по-настоящему значимое? К сожалению, нет. Потому что такие сведения абсолютно необходимы и при этом категорически недостаточны. Потому что без знания некоторых деталей российской общественной жизни в исторический период, предшествующий жизни и деятельности интересующего нас Жуковского, а также в исторический период, когда развертывалась эта интересующая нас деятельность, сведения о взаимодействии Жуковского и Гёте потеряют существенную часть своего, крайне важного для нас, содержания.

Поэтому мне, увы, придется проинформировать читателя об этих самых деталях российской общественной жизни в оговоренную мною выше эпоху. Говоря о деталях этой жизни, я имею в виду отдельные фигуры, а также целые семейства, чье влияние на общественную жизнь было очень велико. Эти фигуры никогда не были в фокусе общественного внимания. Потому что в фокусе общественного внимания оказывались фигуры, повлиявшие на историю России, а не на те игры, которые вела элита России. Мы вновь вынуждены обсуждать тему соотношения истории (или исторического духа) как животворящего источника, связанного с народной жизнью, и теми интеллектуальными группами, которые были ориентированы именно на эту жизнь. Такие группы в истории тогдашней России носили существенно антивластный характер. Они описаны как лидером большевиков Лениным в его краткой, но очень емкой статье «Чествуя Герцена», так и антибольшевистским философом Бердяевым в его гораздо менее емкой, но гораздо более длинной книге «Истоки и смысл русского коммунизма».

Нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить редакции о найденной ошибке