Судьба гуманизма в XXI столетии

Пилемен, стоявший во главе отряда енетов, пришедшего сражаться за Трою, гибнет. А его енеты делают своим новым вождем Антенора. Могут ли они это сделать по случайным причинам? Нет. В древнем мире никакая общность случайному вождю не отдастся

Судьба гуманизма в XXI столетии

Репродукция барельефа с двумя леопардами в музее Чатал-Гуюка
Репродукция барельефа с двумя леопардами в музее Чатал-Гуюка

В третьей главе своего труда, посвященного древней российской истории, Ломоносов пишет: «Имя славенское поздно достигло слуха внешних писателей <...> однако же сам народ и язык простираются в глубокую древность».

О какой древности говорит Ломоносов и чем он обосновывает свое утверждение о том, что эта древность вообще присуща нашему народу?

В таких случаях обычно подкрепляют свою позицию суждениями древних историков или же древних писателей, занимавшихся исторической проблематикой.

Первый из таких историков, на которого ссылается Ломоносов, — уже знакомый нам Плиний. Напоминаю: Гай Плиний Старший (родился между 22-м и 24 годом н. э., умер в 79 году н. э.) — древнеримский эрудит, автор «Естественной истории», являвшейся крупнейшим энциклопедическим сочинением античности. Конечно же, сочинения Плиния изобилуют странными фактами (о песьеголовых людях, людях с глазами на плечах и так далее). Но Плиний не утверждает, что он видел таких людей. Он ссылается на чьи-то сведения.

В целом, «Естественная история» Плиния является ценнейшим сочинением, и адресация к нему Ломоносова вполне правомочна.

Ломоносов приводит информацию Плиния о том, что «за рекою Виллиею страна Пафлагонская, Пилименскою от некоторых проименованная; сзади окружена Галатиею. Город милезийский Мастия, потом Кромна».

Еще до того, как мы разберемся с тем, зачем нужны Ломоносову эти сведения Плиния, необходимо разобраться в непонятных для нас географических названиях.

Нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить редакции о найденной ошибке