Мизулина: российская ювенальная юстиция—результат правительственных реформ
Российская ювенальная система сложилась в результате ведомственных реформ и работает, опираясь на приказы, информационные письма и региональное законодательство, заявила член Совета Федерации Елена Мизулина 31 октября на парламентских слушаниях на тему «Совершенствование семейного законодательства в целях защиты семьи и традиционных семейных ценностей» в Совете Федерации, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Выступая с вступительным докладом, сенатор напомнила основные выводы Альтернативного доклада, составленного в ответ на поручение президента РФ проверить практику изъятия детей из семей на предмет нарушений и избыточного вмешательства в семью со стороны государственных органов.
Мизулина заявила, что системный анализ российского законодательства показал, что в России создана система профилактики, которая может называться по-разному «профилактика детской безнадзорности», «профилактика социального неблагополучия» и т.д, однако эта система работает как ювенальная юстиция. Основной мерой «профилактики» и способом защиты «прав ребенка» является изъятие ребенка из семьи. Вся деятельность «системы профилактики» направлена на «выявление» ребенка, отобрание ребенка у родителей, помещение его в «замещающую среду» на временной или постоянной основе.
Сенатор подчеркнула, что «замещающая среда» — это мощная инфраструктура из 6 тыс. стационарных учреждений и более 100 тыс. платных замещающих семей. Мизулина напомнила, что официальные данные статистики показывают, что в 2015 году из семей было изъято свыше 305 тыс. детей, 88,6% из которых были изъяты временно. При этом только 4% из этих детей отбираются по 77 статье Семейного Кодекса РФ («Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью»).
Выстроенная система профилактики позволяет вторгаться в семью без предъявления документов, без оформления акта изъятия ребенка, навязывать семьям различные принудительные услуги, проводить принудительные беседы с родителями, детьми, семьей в целом. При этом работники опеки и других органов, входящих в эту систему, фактически наделены и судебными полномочиями, так как именно они на основании своих непрозрачных процедур и регламентов признают ребенка находящимся в «социально опасном» положении, в условиях, угрожающих его жизни и здоровью и т.д. При этом эти лица не привлекаются к ответу за нарушения, влекущие за собой тяжелые последствия для судеб детей и родителей.
По словам сенатора, анализ федерального и регионального законодательства показал, что сложившаяся «система профилактики» — побочный результат ведомственных реформ, проведенных правительством без принятия каких-либо федеральных законов, а с помощью «информационных писем», приказов и регионального законодательства.
Мизулина отметила, что реформированные ведомства решили свои узковедомственные задачи, в частности во все органы «системы профилактики» пришли значительные государственные средства. Сенатор напомнила, что в 2015 г. на сферу соцобслуживания был выделен 1 трлн рублей, не менее 100 млрд из которых пошли в НКО, оказывающие соцуслуги.
В конце своего вступительного слова модератор парламентских чтений призвала участников к поискам выхода из сложившегося положения, чтобы инфраструктура «системы профилактики» не только перестала быть опасной для семей с детьми, но и стала инфраструктурой, которая оказывает действительную помощь семье.
Напомним, 3 января 2017 г. президент России Владимир Путин дал поручение уполномоченной по правам ребенка при президенте РФ Анне Кузнецовой, Общественной палате РФ и Минтруда поручение проверить случаи изъятия детей из семей на предмет избыточного вмешательства со стороны госорганов. 15 мая 2017 г. Анна Кузнецова сообщила, что нарушений «практически нет», они «единичные». В ответ на это утверждение ряд родительских организаций покинули общественный совет при уполномоченной и заявили, что представят президенту альтернативные доклады на основе своей практики помощи семьям, у которых отобрали детей. Сенатор Мизулина, имеющая право запрашивать статистику, провела свой анализ отобрания детей из семей. Таким образом, президенту и российскому обществу был представлен Альтернативный доклад под редакцией Елены Мизулиной и ряд альтернативных докладов родительских организаций, в том числе, Итоговый альтернативный доклад «Детство без родителей» общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС).