logo
Новости
/ Москва

Кириенко: протестанты — неотъемлемая часть религиозного сообщества РФ

Адольф фон Менцель. Лютер сжигает папскую буллу и каноническое право. 1831

Протестанты воспринимаются в России как неотъемлемая часть религиозного сообщества страны, заявил первый заместитель руководителя администрации Президента РФ Сергей Кириенко 31 октября в Доме Пашкова на проходящем там праздновании 500-летия со дня начала церковной Реформации, сообщает РИА Новости.

По словам Кириенко, XX век принес религиозным людям большие испытания, и сейчас в России много делается для восстановления разрушенных храмов и поддержки национального духовного возрождения. То, что протестантские общины смогли объединиться с целью организации празднования 500-летия Реформации, говорит о взаимопонимании между общинами и о возможностях совместной работы протестантов как на благо своих общин, так и на благо нашей страны.

Напомним, что началом церковной Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах-августинец и доктор богословия Мартин Лютер, недовольный церковной политикой, проводимой католическим Римом, прибил к воротам виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых он выступал против злоупотреблений католической церкви.

Брожение умов, которые вызвала Реформация, стали одной из причин начала Крестьянской войны в Германии 1524–1526 годов. Одним из лидеров восставших крестьян был бывший соратник Мартина Лютера по делу церковной Реформации Томас Мюнцер. В ходе жестокого подавления крестьянских выступлений погибло около 100 000 человек. Сам Томас Мюнцер после разгрома восставших крестьян войсками немецких князей, сторонников Лютера, был схвачен и казнен.

Комментарий редакции

В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Макс Вебер отводит большое, если не решающее, значение протестантским сектам и их роли в развитии капиталистических отношений в мире. Одним из важнейших принципов, на котором зиждятся капиталистические отношения, является принцип индивидуализма. Ответвления протестантизма, в частности, кальвинизм, провозгласив, что дело спасения души теперь является исключительно личным делом каждого человека, способствовали развитию у людей индивидуалистического восприятия человеческого бытия.

У России, страны православной культуры, возникли очень непростые отношения с капитализмом, основанном на индивидуализме. Попытка модернизировать Россию, поставив ее на капиталистические рельсы, разрушить крестьянские общины и опереться на индивидуализм, предпринятая в начале XX века в ходе столыпинских реформ, полностью провалилась.

Модернизация России была осуществлена большевиками в ходе первых пятилеток в конце 20-х и 30-х годов XX века и выполнена она была, в отличие от других стран Европы, не разрушением коллективизма, а наоборот — его наращиванием. Советское предприятие со своими социальными обязательствами в виде детских садиков, школ, поликлиник, санаториев для своих работников, помещало вчерашнего крестьянина, привыкшего к жизни в коллективе общины, в другой, но еще более плотный коллектив. Результаты первых советских пятилеток, за время которых вводилось по 2000 промышленных предприятий в год и которые вывели Россию из положения нищей аграрной страны с неграмотным населением в мировые промышленные лидеры, были названы на Западе «русским чудом». Это чудо было совершено с опорой на коллективизм, а не на индивидуализм, к которому в своих толкованиях христианских текстов и обращается протестантизм.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER