Широко используемый гербицид может оказаться канцерогеном
Новые документы, подтверждающие, что продукт транснациональной компании Monsanto гербицид Раундап (Roundup) является канцерогеном, обнаружились на процессе против компании в федеральном суде Сан-Франциско, сообщает 1 августа The New York Times.
Расследование было инициировано в связи с заключением международной комиссии, поставившим под сомнение безопасность основного продукта этой транснациональной корпорации. Специалисты ссылаются в том числе на решение Международного Агентства изучения рака (International Agency for Research on Cancer) о том, что действующее вещество гербицида — глифосат — является канцерогеном.
В ходе расследования всплыло множество неприглядных фактов о методах, которые готово использовать руководство Monsanto для поддержки мифа о безопасности своих продуктов. В частности, были предъявлены документы, дискредитирующие горячих поборников ГМО и гербицидов Генри Миллера и Джона Акваввеллу, постоянно выступающих в научных кругах и СМИ. Оба «ученых» были уличены в фальсификации своего авторства в публикациях, посвященных безопасности продуктов Monsanto. В частности, Генри Миллер просил Monsanto написать для него черновой вариант статьи, который «в значительной степени зеркально отражал» вариант статьи опубликованный под его именем на сайте Forbes в 2015 году. В статье содержались нападки на заключение Международного агентства по исследованиям рака о канцерогенных свойствах глифосата. В журнале ничего не упоминалось о причастности Monsanto к подготовке статьи. После скандала с утечкой документов Генри Миллер стал недоступен для звонков.
В распоряжение суда попала также внутренняя переписка Monsanto, в которой обсуждалась проблема безопасности продуктов. Из нее видно, что даже среди сотрудников самой компании не было стопроцентной уверенности в безопасности гербицидов. «Если бы кто-нибудь пришел ко мне и сказал, что хочет проверить Roundup, то я знаю, как отреагировал бы на это — с серьезной озабоченностью», — написал один ученый Monsanto во внутреннем письме от 2001 года. В электронном письме от 2002 года один из исполнительных директоров компании сказал: «То, что я слышал от вас, заключается в том, что с самим глифосатом все O.K., но конечный продукт (а именно сурфактант) наносит ущерб». В электронном письме, датированном 2003 годом, другой исполнительный директор Monsanto обращается к коллегам: «Вы не можете говорить о том, что Roundup не является канцерогенным ... мы не проводили необходимых тестированиий конечного продукта, чтобы делать подобные заявления». Однако после добавляет, что «мы можем сделать заявление [о безопасности глифосата, — прим. ИА Красная Весна] и можем сделать вывод о том, что нет оснований полагать, что Roundup будет причиной рака».
В документах, находящихся в распоряжении суда, также имеются свидетельства того, что бывший редактор журнала «Пищевая и химическая токсикология» Уоллес Хейс состоял с Monsanto «в договорных отношениях». В 2013 году, будучи редактором научного журнала, Хейс отказался публиковать ключевое исследование, установившее, что Roundup и генетически модифицированная кукуруза могут вызывать рак и раннюю смерть у крыс. Уоллес Хейс сказал в интервью, что он не состоял на контракте у Monsanto во время своей работы на посту редактора, а гонорар ему был выплачен компанией только после того, как он покинул журнал.
Представители Monsanto заявили, что возмущены обнародованием материалов, которые предназначались только суду. На что Брент Виснер, партнер адвокатской фирмы, допустившей утечку информации, сказал, что Monsanto совершила юридическую ошибку, не подав требуемое ходатайство о защите документов. «Очевидно, адвокаты Monsanto допустили ошибку, — сказал мистер Виснер. — Они не приняли надлежащих мер для сохранения конфиденциальности этих документов». И добавил: «Теперь мир сможет увидеть эти документы, которые в противном случае так и остались бы засекреченными».
Напомним, что компания Monsanto была основана в 1901 году в США. Первым направлением деятельности компании было производство пищевого заменителя сахара. Позже, однако, спектр выпускаемой продукции значительно расширился. И не в последнюю очередь за счет военной продукции. Во время Второй мировой войны Monsanto производила химическое оружие и боевые отравляющие вещества (фосген и белый фосфор). В рамках «экологического компонента» войны США против Вьетнама Monsanto поставляла правительству США гербицидно-дефолиантную смесь под названием «агент Орандж» (Agent Orange). В ходе Холодной войны Monsanto диверсифицировала линейку выпускаемой продукции за счет перехода к производству химических элементов ядерных боеприпасов. В лабораториях Monsanto велись разнообразные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по военной тематике, в частности, направленные на разработку высокопрочных композитных материалов для нужд флота, а также топливных систем на кислородном или водородном топливе для глубоководных поисковых аппаратов.
На настоящее время в России действует представительство Monsanto.
Глифосат (N-фосфонометилглицин), действующее вещество гербицида Раундап, был открыт в 1950 году швейцарским химиком Генри Мартином, работавшим по заказу фармацевтической компании. Глифосат не нашел применения в медицинских целях, поэтому формула вещества была продана. В 1970 году работавший на Monsanto химик Джон Франц установил наличие у глифосата гербицидной активности (способности подавлять рост растений) и создал рецепт конечного продукта, который получил название Раундап. Коммерческое производство Раундапа началось в 1974 году. По данным Чарлза Бэнбрука, бывшего профессора Центра устойчивого сельского хозяйства и природных ресурсов Вашингтонского университета, в период с 1974 по 2014 в США было использовано более 1,6 млрд. килограмм глифосата, а его мировое потребление составило 8,6 млрд. кг. С 1974 года в глобальном масштабе использование глифосата возросло почти в 15 раз. По мнению эксперта, глифосат в обозримом будущем останется наиболее широко применяемым гербицидом.