Обмудсмен ДНР: при обмене пленными Киев ведет себя не совсем честно
Власти Украины не произвели должной процессуальной очистки большого количества переданных пленных, заявила уполномоченная по правам человека ДНР Дарья Морозова 28 декабря, в эфире российского телеканала Россия 24.
«Что касается обмена, то, к сожалению, для ребят начинается новый этап. Потому что в первую очередь в Минске мы договорились о следующем: все ребята будут процессуально очищены. На данный момент ту информацию, которую я получила, пообщавшись с ребятами, — они процессуально не очищены. Более того, им не вернули документы», — уточнила Дарья Морозова.
Как рассказала Дарья Морозова, многим пленным, киевские власти просто изменили меру пресечения на подписку о невыезде. Это означает, что, как только эти пленные пересекли границу Украины с ДНР, они украинскими властями объявляются в розыск, против них немедленно возбуждаются старые уголовные дела, к которым добавляется еще одна статья за нарушение режима.
Напомним, что в среду 27 декабря состоялся обмен пленными между Украиной с одной стороны и народными республиками Донбасса, ЛНР и ДНР, с другой стороны. Украинской стороне было передано 73 пленных, в свою очередь ДНР и ЛНР получили 233 человека. К обмену планировалось 74 украинских пленных и 306 пленных из ЛНР и ДНР.
В октябре 2017 года Дарья Морозова сообщала о том, что Киев не передает с некоторыми пленными их личных документов. На запросы со стороны ДНР, почему не передаются личные документы пленных, украинские власти письменно не отвечали, а в устной беседе заявляли, что не могут передать с пленными документов, потому что не выработан механизм такой передачи.
Среди пленных, переданных ЛНР и ДНР, есть люди, которые проживают не на территориях донбасских республик, а на землях, подконтрольных Киеву. Многие из этих людей не воевали в составе ополчения ДНР и ЛНР, а были арестованы у себя дома по надуманным обвинениям в терроризме и сепаратизме. Ситуация, при которой эти люди не были процессуально очищены украинскими властями, означает, что они не смогут вернуться к себе домой так, чтобы при этом не быть вновь арестованными.