Модернизация Транссиба и БАМа: субсидии или долговая яма для РЖД?

Изображение: Svetlov Artem, wikimedia.org (CC BY-SA 2.0)
Схема Байкало-Амурской магистрали
Схема Байкало-Амурской магистрали
Схема Байкало-Амурской магистрали

О возможностях модернизации Транссиба и БАМа 20 октября написал «Коммерсант».

Ответа на вопрос о финансировании модернизации стратегических железных дорог пока нет, пишет издание.

Источник «Коммерсанта» в РЖД заявил о нерентабельности проекта в том виде, в котором он сейчас существует: корпорация попадает в долговую яму — прибыли от индексации грузовых тарифов недостаточно для того, чтобы покрыть траты. Потребуются госсубсидии.

Напомним, модернизировать БАМ и Транссиб планируется за четыре года с начала работ, которое назначено на 2019 год. Ожидается, что после модернизации грузовая база железнодорожной инфраструктуры возрастет с нынешних 94 до 178,9 млн т. В 2017 году из Фонда национального благосостояния (ФНБ) России в 2017 году планируется выделить 100 млрд руб., а через год — еще 50 млрд.

Планируется построить более 1,5 тыс. км магистральных путей, реконструировать 28 станций, электрифицировать участок Волочаевка — Комсомольск — Ванино, построить обход Северомуйского тоннеля и усилить устройства тягового электроснабжения на Транссибе.

Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) началось в 1938 году и, с перерывами, продолжалось до 1984 года. Самый сложный участок магистрали — Северомуйский тоннель — был введен в постоянную эксплуатацию только в 2003 году.

В настоящее время остро стоит вопрос о модернизации БАМа, так как магистраль работает на пределе своей пропускной способности.

Комментарий редакции

Ситуация с модернизацией стратегических коммуникацией лишний раз демонстрирует не просто ущербность, а уже опасность рыночного подхода — когда он вторгается в стратегические вопросы. Другое дело, что от заваливания проекта субсидиями тоже не стоит ждать стопроцентного эффекта. Никто не гарантирует, что средства будут потрачены по назначению. Экономическое будущее страны требует стратегических решений: выделения ключевых проектов и объема средств на них, определения, кто будет контролировать реализацию. Но такие стратегические решения — вопрос уже не менеджмента, но политической воли правящей элиты.