Искусствовед: идейно насыщенные плакаты красных были успешнее вялых белых

плакат времен Гражданской войны
плакат времен Гражданской войны
плакат времен Гражданской войны

Художественную силу, выразительность и успешность советских плакатов времен Гражданской войны в сравнении с белыми агитплакатами отметила заведующая отделом изобразительного искусства Государственного центрального музея современной истории России Вера Панфилова, 6 ноября сообщает BBC.

В интервью BBC Вера Петровна Панфилова коснулась истории развития советского плаката и его основных качеств — сильного идеологического посыла, лаконичности, конкретики, выразительности.

Искусствовед отметила новаторство изобразительных приемов красного плаката в противовес аморфности и безадресности плакатов белых, при том, что к созданию плакатов были привлечены художники одной и той же национальной школы.

Вера Панфилова заявила, что проигрыш белых агитплакатов был обусловлен отсутствием в них видения будущего по причине крайней разрозненности самих белых. Наиболее талантливые и профессиональные художники стали на сторону Советской власти. Многие художники напрямую отказались сотрудничать с белыми.

Необходимо отметить, что Гражданская война началась не сразу после событий октября 1917 года, как отмечает BBC, а весной 1918 года с началом организованного сопротивления Советской власти со стороны Добровольческой армии.

Напомним, в связи со 100-летней годовщиной Великой Октябрьской революции отмечается как всплеск интереса к историческим событиям того времени, так и усиление активности в войне с историей со стороны разнообразных антироссийских и антисоветских сил.

Комментарий редакции

Интервью искусствоведа очень четко отражает характер противостояния в Гражданской войне. С одной стороны — наличие четкого образа будущего, сформированного идеологией развития человека, а с другой стороны — попытка испугать ужасами войны без обещания не только позитивной альтернативы, но и какой бы то ни было определенной перспективы. Наличие неразрешимых противоречий в представлениях участников Белого движения о целях войны определяло и аморфность призывов, и неопределенность их дальнейших действий. Отказ художников от сотрудничества с белыми был только отражением факта отсутствия будущего у всего белого движения.