Участник Культфорума: уличные артисты репетировали бархатную революцию
Караван странствующих артистов стал репетицией «бархатной» революции в Чехословакии в 1989 году, напомнил глава Ассоциации странствующих артистов Джон Килби 17 ноября на круглом столе в рамках VI Санкт-Петербургского культурного форума, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Заседание круглого стола было посвящено практическим вопросам и перспективам реализации международного культурного сотрудничества в современных политических условиях.
«Мы являемся странствующей труппой и мы живем в караванах, в таких палатках, когда путешествуем... Мы слышали кое-что о перестройке... нам прислали информацию из Чехословакии и было сказано, что Вацлав Гавел был арестован, возникли проблемы. Мы думали, что «Караван» может как раз как-то отразить свое видение этой ситуации. Директор труппы практически закрыл возможность объявления «бархатной» революции. Затем в ходе нашей встречи в Париже три министра встречались, и там давалось объяснение тому, какую важную роль сыграл «Караван» в этой истории с Чехословакией, [когда] Вацлав Гавел стал президентом. И перед людьми в своем выступлении он говорил о том, что по сути это было своего рода репетицией бархатной революции... Я упоминаю об этом, потому что я представляю независимую труппу... Это тот вклад, который вносят артисты», — рассказал основатель и почетный президент Международного центра странствующих театров Джон Килби.
Со слов Килби, тур «Караван мира» длился 6 месяцев, в нем принимали участие 186 человек. «У нас даже не было времени на полноценную репетицию, — заметил артист. — За 6 месяцев мы провели 600 представлений».
Со слов Килби, Ассоциация странствующих артистов базируется во Франции, получает поддержку министерств культуры Франции и Бельгии. Эта федерация объединяет 60 странствующих трупп, которые работают в разных жанрах. Сегодня они стараются найти новую публику, что возможно сделать в большом городе. «Театр — это своеобразный центр притяжения», — напомнил артист. Ему хотелось бы найти российские труппы, которые обладали бы тем же желанием — быть странствующей труппой.
Напомним, «Караван мира», задуманный Джоном Килби и Вячеславом Полуниным, стартовал в Москве в мае 1989 года, побывал в Ленинграде, Варшаве, Праге, Западном Берлине и завершился пять месяцев спустя двумя спектаклями «Одиссея-89» в парке Тюильри в Париже в рамках празднования 200-летия Французской Республики.
Приглашенный на форум артист вспоминает время «бархатной революции» в Чехословакии, которая произошла в ноябре 1989 года. Тогда начавшаяся в СССР перестройка подтолкнула оппозицию в Чехословакии к более решительным действиям: проведению уличных демонстраций, провоцировавших власти на применение силы. Итогом «революции» стал распад страны на Чешскую и Словацкую республики.
Теория и практика так называемой ненасильственной политической борьбы была описана еще в 1973 году профессором Гарварда Джином Шарпом в книге «198 методов ненасильственных действий». Караван странствующих артистов, принявший участие в разрушительных процессах, прокатившихся по Европе в конце ХХ века, фактически действовал по лекалам этой методички.