Патриарх Кирилл: художественный вымысел и ложь — разные вещи
О том, что недопустимо использовать лживые факты при создании художественных произведений, заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей оценке фильма Алексея Учителя «Матильда» 12 октября во время выступления на очередном заседании Высшего церковного совета. Его выступление опубликовано на сайте РПЦ.
При этом патриарх не упомянул название, а лишь сказал, что речь идет о «еще не вышедшем на экраны, но уже ставшим печально известным» фильме.
«Художник имеет право на художественный вымысел. Но художественный вымысел и ложь — это разные вещи. Художественный вымысел является драматургическим приемом и как таковой усиливает интерес зрителя к историческим фактам. Ложь — это не драматургический прием. Ложь грубо искажает историческую действительность и сознательно вводит людей в заблуждение», — сказал патриарх.
Глава РПЦ отметил, что очень сложно объективно оценивать исторические события, потому что это «вопрос и предмет баталий».
«История — очень удобная почва для идеологических спекуляций, создания выгодных мифов — как национальных, так и антинациональных. При работе с историей так легко уйти в лукавую трактовку, даже в мелочах. Но для честного человека ложь и лукавство немыслимы. Как же быть? Стремиться быть добросовестным при работе с фактами. Избегать домыслов», — заявил он.
Напомним, что большой общественный резонанс вызвал фильм Алексея Учителя «Матильда», который должен выйти в прокат 26 октября. Картина повествует о любви последнего российского императора Николая II к балерине Матильде Кшесинской.
Приведенное высказывание главы РПЦ невозможно считать частной, ситуационной оценкой. Поскольку подмена настоящего художественного вымысла ложью сегодня является бичом не только киноиндустрии или телепродукции, но фактически всего культурного пространства в России, включая театр и художественную литературу. Заостряя, такое положение можно назвать всеобщей «культурой диффамации», или — «культурой фейка», по сути представляющей собой развернутую пиар-кампанию. Причем в такой форме, которой непросто противостоять. А потому каждое слово в этом противостоянии — на вес золота.