Ямбург предложил ввести трехуровневую иерархию для педагогов в РФ
О необходимости введения в России профессионального стандарта педагога заявил директор московской школы № 109 Евгений Ямбург 28 августа на конференции «Модель национальной системы учительского роста и проект уровневого профессионального стандарта педагога: вопросы для обсуждения» в МИА «Россия сегодня», передает собственный корреспондент ИА Красная весна.
Необходимость введения профессионального педагогического стандарта, переводящего профессиональные компетенции в должности, по мнению Евгения Ямбурга, продиктована различиями в уровне подготовке учеников, приходящих в школы. Одаренные дети, дети с особенностями развития требуют разных подходов и педагогов с разными компетенциями.
Стандарт предполагает введение трехуровневой системы должностей педагогов: учитель, старший учитель, ведущий учитель. При этом, по утверждению Евгения Ямбурга, критерии определения компетенций, соответствующих каждой должности, находятся в процессе разработки. Оценка работы педагога не может быть одноуровневой: одной только оценки чиновника недостаточно для эффективности функционирования системы профессионального стандарта.
Напомним, что на заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования 23 декабря 2015 года президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ разработать и внедрить общенациональную систему профессионального роста учителей. Для достижения этого было запланировано введение нового профессионального стандарта учителя.
Евгений Ямбург обращается к необходимости освоения учителями несвойственных им ранее компетенций, включая навык обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как к одной из причин введения профессионального стандарта педагога. Возникает вопрос об инклюзивном образовании вообще, ведь оно предполагает включение детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов в процесс обучения наряду с детьми без ОВЗ. Инклюзивное образование провозглашает равенство возможностей, тем самым стремится активно включить детей с ОВЗ в социум.
Но существует другая точка зрения, согласно которой инклюзивное образование — несостоятельная попытка подобрать принципиально один подход к детям с совершенно разными требованиями по обучению. Из-за чего страдают и дети с ОВЗ, не получая полноценного необходимого внимания, и дети без ОВЗ, замедляя свое обучение.
К тому же, внедрение инклюзивного образования приводит к повсеместному закрытию специализированных школ для детей с различными отклонениями в развитии, где используются наработанные десятилетиями методики обучения, учитывающие особенности каждого вида заболевания и даже по степени того или иного заболевания. Закрытие таких школ приводит к потере богатого опыта и резкому снижению качества образования, получаемого детьми с ОВЗ, что снижает возможности социализации таких детей в дальнейшем.