Докладчик: большевики не были инициаторами гонений на Церковь

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Большевики и религия
Большевики и религия

Тезисы о том, что большевики главной целью своей политики ставили уничтожение православия и были инициаторами гонений на православную церковь, опроверг в своем докладе исследователь Алексей Рожнов 6 ноября на конференции «Октябрьская революция: мифы и реальность» в Москве, передает корреспондент ИА Красная Весна.

В докладе, подготовленном группой исследователей, приводятся доказательства того, что антицерковные выступления начались задолго до Октябрьской революции по инициативе различных слоев населения, в том числе весьма далеких от большевиков.

Авторы привели выдержки из документов эпохи, показывающие, что недовольство церковью имело место и было вызвано действиями самих церковных деятелей, а не чьей-либо агитацией.

Один из документов — письмо бедного крестьянина, который так описывает действия церковнослужителей: «Бесстыдие их доходит до крайних пределов: за то, кто не даст ему положенного им, в храме даст выговор и лишение благодати Божией. Понятно, не все такие. А таким нет обуздания, и все это ставит на низшую ступень животного, и позорит нашу веру…».

Другой документ — выдержка из протокола заседания Государственной думы в 1909 г. Один из депутатов рассказывал: «Сельские священники… имеют порядочно земли, которая считается церковной, …доходы с этих земель они кладут в свои карманы; берут с живого, берут с мертвого, за крестины, за свадьбы, за погребение и т. д.»

Опровергнуть тезис о том, что население Российской империи было поголовно верующим и разделяло ценности белых, а совершенно «чужеродные» большевики вынудили простой народ отказаться от веры, позволяют публикации в церковной прессе за 1917 год.

Сразу после февральской революции, когда большевики еще не имели сколько-нибудь заметного влияния на ситуацию в Российской империи, по всей стране начались церковные погромы, захват крестьянами церковных земель. Уже в апреле число изгнанных прихожанами священников во многих губерниях исчислялось десятками.

Например, газета «Пензенские епархиальные ведомости» № 7-9/10 за апрель 1917 года писала:

«В Юго-Западном крае усиливается преследование священников крестьянами. Крестьяне требуют удаления священников. В одной Киевской губернии удалено уже свыше 60-ти священников. Из Житомира сообщают, что за последние две недели сельскими сходами составлено до 60-ти приговоров об удалении приходских священников. В Саратовской епархии по приговорам прихожан уволены 40 священников».

А по сообщению в газете «Русское слово» № 88 от 21 апреля 1917 года «ввиду крайне враждебного отношения… местного населения за его прикосновенность к бывшему охранному отделению» из Нижнего Новгорода был удален архиепископ Иоаким.

В то же время действия по ограничению влияния церкви большевики начали далеко не сразу. Декрет об отделении церкви от государства и государства от церкви принят ими не в первые дни после взятия власти, а на исходе третьего месяца.

Таким образом, заключают авторы доклада, «начало религиозным гонениям в стране положили не большевики, а борьба с религией не была для них первоочередной задачей».

Напомним, что 6 ноября в Москве проходит посвященная 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции конференция «Октябрьская революция: мифы и реальность». Это седьмое мероприятие из серии историко-патриотических конференций движения «Суть времени», которые ранее прошли в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Томске и Брянске. На каждой из них были разобраны острые вопросы, связанные с революциями 1917 года.

По материалам конференций будет издана серия «Исторических тетрадей».