1. Культурная война
  2. Charlie Hebdo
Париж, / ИА Красная Весна

В Париже отметили годовщину теракта против Charlie Hebdo

Изображение: (cc) albersHeinemann
Никогда
Никогда
Никогда

Трехлетнюю годовщину террористического акта против сотрудников издания Charlie Hebdo 7 января отметили во Франции. Об этом сообщили ведущие журналы, радио и телеканалы, такие как RFI, Europe1, BFMTV и другие.

Как отмечает французская пресса, поминовение Charlie Hebdo в этом году носило «менее согласованный характер».

Le Monde сообщает, что Эммануэль Макрон в сопровождении супруги и министров внутренних дел, юстиции и культуры, а также мэра Парижа Анн Идальго посетил сегодня место, где ранее располагалось издательство Charlie Hebdo в 11 квартале Парижа. Президент не стал произносить речь, ограничась возложением венка в память 11 жертв теракта, семь из которых были сотрудниками Charlie Hebdo. После минуты молчания присутствующие спели Марсельезу.

Такие же церемонии прошли на бульваре Ришара Ленуара, где террористами был убит полицейский и перед супермаркетом кошерных продуктов Hyper Cаcher, где 8 января 2015 года террористы взяли заложников и убили четырех человек. На месте церемонии присутствовали представители еврейских организаций.

На своей странице в Facebook отметился и Франсуа Олланд: «Мы не должны забывать эти ужасные дни», — написал бывший президент.

По информации Le Figаro в субботу был объявлен день мобилизации для «оживления пламени духа Шарли», который прошел в театре варьете «Фоли-бержер» под названием «Шарли навсегда» и собрал несколько сотен человек.

Мероприятие, на котором присутствовала французская элита, включая мэра Парижа, было организовано ассоциациями «Республиканская весна», «Комитетом за секуляризацию республики» и «Международной лигой против расизма и антисемитизма» (LICRA) и прошло в форме дебатов. Однако, по мнению Le Monde, оно было скомпроментировано «выступлениями за насаждение секуляризма, граничавшего с исламофобией».

Le Figaro, напротив, иронически описывает отсутствие оппонентов в выступлениях на тему о значении Charlie Hebdo для современности. Председатель ассоциации «Республиканская весна» ответил на эту критику: «Мы здесь для того, чтобы отдать дань памяти. Я не хотел бы сейчас видеть Эдви Пленеля (создатель независимого интернет издания Mediapart, один из немногих осудивший глумление Charlie Hebdo над исламскими символами — РЕД. Красная Весна), который бы сказал о „войне Charlie Hebdo против мусульман“, в то время как в зале находятся родственники жертв».

В целом, согласно опросу Французского института изучения общественного мнения (Ifop), 61% французов до сих пор считают себя «Шарли», но по сравнению в прошлым годом их поддержка политики издания упала на 10 пунктов.

Сам Charlie Hebdo отметил трагическую годовщину карикатурой, на которой изображен журналист, скрывающийся за бронированной дверью. Этим журнал хотел привлечь внимание к беспрецедентным мерам безопасности для защиты сотрудников издания. Карикатурист и главный редактор под псевдонимом Рисс сообщает, что стоимость охраны включена полностью в бюджет журнала и составляет между 1 и 1,5 млн евро в год.

Тираж журнала, раздувшийся после резонансного теракта до 380 000 подписчиков за последние три года снизился на две трети. Однако собранные на волне популярности средства позволяют ему не бедствовать.

Напомним, что 7 января 2015 года после публикации карикатуры на пророка Мухаммеда сотрудники Charlie Hebdo были убиты исламистами ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Журнал не раз высмеивал символы веры ислама и христианства, глумился над памятью жертв терактов и катастроф. В 2016 году итальянские власти даже подали на издание в суд «за оскорбление достоинства жертв землятресения», над которыми посмеялись карикатуристы.

Полемика вокруг скандальной политики журнала разделила людей на тех, кто считает недопустимым поругание ценностей и святынь и либералами, называющими это «правом на свободу слова». Известный культуролог Григорий Ревзин прокомментировал тогда политику Charlie Hebdo как явление «гораздо более древней свободы — освобождения от оков цивилизованности».