Александр Дворкин: наказывать следует секту, а не ее рядовых членов
Бороться не с отдельными членами сект, нарушающими закон по настоянию организации, а с самой организацией, призвал Дворкин Александр Леонидович, православный богослов, исследователь современного религиозного сектантства,17 ноября в своем докладе в Совете Федерации на круглом столе «Повышение уровня законодательной защиты российских граждан от мошеннических действий деструктивных сект», передает корреспондент ИА «Красная весна».
По словам Дворкина, секты — это особого рода авторитарные организации, главный смысл которых — зарабатывание денег для руководства.
Он выделил 5 признаков, по которым можно отличить тоталитарную секту:
1) обман при вербовке;
2) манипуляция сознанием своих членов;
3) регламентация всех аспектов жизни своих членов (тоталитаризм);
4) эксплуатация своих членов;
5) абсолютизация лидера.
По словам богослова, особенность лидера секты — это злокачественный нарциссизм. Он возвышает себя за счет принижения и подавления других людей. Абсолютная власть развращает абсолютно, потому такие лидеры — абсолютно развращённые люди. Чем дальше, тем более непредсказуемым становится поведение подобного человека. Непонятно, когда такая секта «рванёт» и всё окончится массовыми самоубийствами.
Богослов убежден, что обман при вербовке — это очень серьезное нарушение прав граждан. Секты скрывают информацию. Человек может вступать в одну организацию, а оказаться в другой. Называемое «истиной» на одной ступени посвящения может противоречить называемому «истиной» на предыдущей ступени. Человек должен иметь полную информацию, чтобы принимать решение о вступлении в организацию.
Дворкин указывает, что секты используют механизмы манипуляции сознанием. Зачастую, это простые методики, подобные применяемым мошенниками. Чтобы повысить внушаемость, в человеке поддерживается стрессовое состояние. Человек зачастую приходит в секту из-за стресса. А в секте для него создаются дополнительные проблемы, усиливается стресс, чтобы легче манипулировать человеком.
Богослов добавляет, что секта существует ради денег — отсюда эксплуатация своих членов. Также в сектантских организациях идет постоянный контроль за личной жизнью. Ходят по домам с постоянными проверками, с доносами.
Александр уточняет, что секта никогда не допускает, чтобы организация была признана виноватой. Если что-то не срабатывает, то всегда виноват член организации. Сама организация не виновата. Это человек недостаточно молился, был недостаточно усерден.
Дворкин назвал четыре уровня опасности сект:
1. Опасны на уровне личности — секты порабощают человека.
2. Опасны на уровне семьи — секты разрушают семьи. Если один член семьи попадает в секту, то семья зачастую распадается. Если же вся семья попадает в секту, то нормальная семейная жизнь невозможна из-за тоталитарного контроля.
3. Опасны на уровне общества — в отличие от традиционных религий, которые взаимодействуют и обогащают общество, секты антисоциальны.
4. Опасны на уровне государства. Секта — это микрогосударство со своими правилами, законами, системой исполнения наказаний. Если эти правила противоречат правилам государства, то тем хуже для государства.
Александр напомнил, что неопятидесятнические и неоязыческие секты участвовали в Майдане на Украине. Причем на Майдане можно было наблюдать методику психоконтроля, используемую в сектах.
Богослов перечислил проблемы, которые нужно разрешить для законодательного ограничения сект:
1. Прежде чем создавать антисектантское законодательство, нужно определить статус традиционных религиозных организаций.
2. Секты — не обязательно религиозные организации. Есть те, кто претендуют на статус религиозных, а есть те, которые не претендуют. Есть целительские культы, есть психокульты (тренинги, семинары личностного роста, повышения внутреннего потенциала, лидерских качеств). Они растут как мухоморы после дождя.
3. Есть финансовые пирамиды, имеющие все признаки сект, в т.ч. манипуляцию сознанием. Необходимо обратить внимание на такие организации.
4. Сейчас прежде всего обращается внимание на отдельные деяния членов, совершаемые по настоянию организации. Но нужно обратить внимание на саму организацию. Например, по организации «Свидетели Иеговы» было много преследований отдельных членов за распространение религиозной литературы секты. К счастью, не было реальных сроков. Потому что сама организация с нетерпением ждёт реальных сроков, чтобы развернуть пропаганду о мучениках, страдающих за веру.
5. Кришнаиты в ответ на обвинение члена предоставляют написанную задним числом справку об исключении этого человека из списков членов. Необходимо обеспечить, чтобы учитывались другие свидетельства, не только самой организации.
6. Свидетели Иеговы действуют под жестким контролем, под единым руководством. Потому центральная организация (зарегистрированная в Санкт-Петербурге) должна отвечать за действия местных. Сайентологическая церковь в Москве была ликвидирована. Но в стране действуют десятки центров Дианетики. Можно элементарно доказать по литературе (признанной экстремисткой в РФ), что это одна и та же организация. Но почему-то одна ликвидирована, а другие действуют.
К участию в рабочей группе сенатор Елена Мизулина призвала общественные организации и представителей традиционных религий. Она также сообщила, что слушания согласованы с Комитетома Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Создание рабочей группы также одобрено председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко.