1. Война идей
  2. Экономика Китая
Пекин, / ИА Красная Весна

В Китае распущен «масонский» бизнес-клуб Тайшань — SCMP

Изображение: cc0, pxhere.com
Пиратский флаг
Пиратский флаг

Роспуск одного из самых известных частных китайских клубов в стиле клуба «Череп и кости», где собирались крупнейшие китайские магнаты, вызвал опасения касательно роли предпринимателей на следующем этапе модернизации страны, сообщает 13 февраля газета South China Morning Post.

«Тайшаньский клуб» — это частный клуб, насчитывающий около 20 членов. Он был «расформирован некоторое время назад», о чем сообщил бывший его член газете на условиях анонимности, утверждает газета South China Morning Post.

«У нас уже довольно давно не было собраний. Официальная регистрация в клубе отменена. Пора двигаться дальше», — заявил он.

Расформирование клуба происходит после того, как лидеры Компартии Китая дали понять предпринимателям, что им нужно четко осознавать свою роль в модернизации страны и национальном возрождении.

Власти Китая утверждают, что под руководством Компартии страна одержала решительную победу над пандемией коронавируса и находится на пути к тому, чтобы стать «современной социалистической страной» к 2049 году.

В сентябре прошлого года партия выпустила новый свод руководящих принципов, призывающих руководителей частных предприятий работать вместе с партией, чтобы «сформировать основу частной экономики, на которую можно положиться и которая будет полезна в критические моменты». В нем также говорилось, что сообщества бизнесменов должны «руководиться» и «контролироваться».

«Тайшаньский клуб» держался в тени с тех пор, как был основан более двух десятилетий назад рядом самых известных предпринимателей материкового Китая, многие из которых были выходцами из мира технологий. Названная в честь культурно значимой горы на востоке Китая группа впервые зарегистрировалась под названием Тайшаньского института промышленных исследований в 1993 году.

С тех пор бизнес-империи ее членов расширились и охватили почти все сектора китайской экономики — от технологий до недвижимости и развлечений.

По сообщениям китайских СМИ, эксклюзивный клуб предъявлял огромные требования к членству, включая ежегодные сборы в «миллионы юаней» и изрядные штрафы за неявку на собрания.

По мере роста частного сектора страны появились и другие клубы, в том числе клуб «Цзяннань», основанный Джеком Ма из компании Alibaba. Ма также, по слухам, был членом Тайшаньского клуба много лет назад.

На протяжении десятилетий Тайшаньский клуб старался держаться подальше от глаз общественности и политики и в результате приобрел репутацию масонской группы.

Его членство так и не было подтверждено, но считалось, что в его рядах были такие персоны, как основатель Lenovo Лю Чуаньчжи, исполнительный директор Baidu Робин Ли Яньхун, Го Гуанчан из Fosun Holdings и Фэн Лунь из Vantone Holdings.

Когда в 1997 году Giant group Ши Юйчжу переживала финансовый кризис, один из членов Тайшаньской группы Дуань Юнцзи, по слухам, помог Ши.

Основатель BBK Electronics Дуань Юнпин заявил в прошлом месяце, что он был членом клуба в течение двух лет и присоединился к нему, «чтобы найти людей, с которыми можно играть в гольф».

«Мы раз или два в год вместе ели и болтали. На поверхности не было ничего секретного, но некоторые члены были немного таинственными. Мне не было особого смысла оставаться, так как у каждого были свои собственные идеи», — написал Дуань в своем аккаунте в социальных сетях, добавив, что он уже покинул клуб, тем более что «никто не играл в гольф, или, может быть, я был недостаточно общителен».

Тем не менее, по словам доцента Школы государственной политики Ли Куан Ю при Национальном университете Сингапура Альфреда Ву, влияние частных клубов, таких как клуб Тайшань, вызывало удивление среди партийных лидеров. Он также отметил, что «эти магнаты ворочают миллиардами долларов, если хотят».

Примерно полгода назад Компартия выпустила руководство, в котором утверждалось, что частные сообщества должны быть «управляемы» и «регулируемы». В частности, было сказано, что любые бизнес-структуры без надлежащей регистрации не должны вовлекаться в общественную деятельность.

«Организации, отвечающие этим требованиям, должны быть зарегистрированы и управляться в соответствии с законом. Мы должны усилить руководство и управление форумами, семинарами, лекциями, салонами и другими мероприятиями, проводимыми организациями, связанными с предпринимателями», — говорилось в руководстве.

Затем, на встрече с беспартийными советниками 1 февраля, председатель КНР Си Цзиньпин призвал бизнес-элиту подтвердить свою приверженность партии.

Си Цзиньпин также поручил Всекитайской федерации промышленности и торговли — партийному органу, взаимодействующему с частным сектором, — «содействовать здоровому развитию частной экономики и оказывать помощь предпринимателям».

«Мы должны усилить политическое и идеологическое руководство частной экономикой», — заявил Си.

«Бывший верховный руководитель Дэн Сяопин доказал жизнеспособность частной экономики после того, как модель тотальной плановой экономики Мао потерпела крах. Цзян Цзэминь сделал еще один шаг вперед, пригласив предпринимателей присоединиться к партии. Сейчас главной заботой Си является достижение цели обновления нации, поэтому необходимо определить, кто является хорошим предпринимателем», — заявил Альфред Ву.

Во время поездки в провинцию Цзянсу в ноябре Си поднял промышленника династии Цин Чжан Цзяня как образец для подражания другим. Чжан настаивал на инвестициях в промышленность для укрепления страны и создания учреждений образования и социального обеспечения, чтобы вернуть их обществу.

Декан Передового института глобальных и современных исследований Китая в Шэньчжэне Чжэн Юннянь считает, что Китай не будет следовать западной экономической модели модернизации и китайские предприниматели, а также их конгломераты будут иметь иную функцию, чем в других странах.

По его словам, вместо того чтобы просто разрушать компании, Китай должен искать способы для фирм реализовать свою неотъемлемую социальную ответственность за использование технологий во благо.