1. Культурная война
  2. Разрушение образования
Москва, / ИА Красная Весна

Эксперты: гипертекст тормозит воображение и меняет работу мозга

Не лишить бы сказки…
Не лишить бы сказки…

Гипертекст не дает развиваться воображению, заявила доктор филологических наук, профессор, декан факультета иностранных языков МГППУ Ирина Дергачёва, 23 января на круглом столе в ОП РФ на тему «Духовно-нравственные аспекты реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации», передает корреспондент ИА Красная весна.

«Уходит воображение при работе исключительно с гипертекстами. На любой из классических романов у нас есть свое представление — как мы видим этих героев, у нас работает воображение. Гениальные музыканты создают музыку. И для нас, наверно, одинаково любимо и произведение Пушкина „Евгений Онегин“, и музыка оперы Чайковского — уже неразделен синтез музыки и слова. На литературные тексты пишутся замечательные иллюстрации, картины. А вот гипертекст, об этом много пишут психологи, к сожалению не дает развиться воображению, потому что мысль уходит в какие-то дебри, подстрочные ссылки и так далее», — сказала Дергачёва.

В своем комментарии на эти слова модератор круглого стола Людмила Дудова отметила:

«Что касается специфики гипертекстов, то об этом пишут не только психологи, но и физиологи. Потому что смена носителя текста очень сильно декодирует наши полушария. И здесь требуется действительно очень большая работа. <…> Мы никуда не уйдем от экранного чтения».

Она добавила, что хотя Россия является первооткрывателем в мире в вопросе психологии чтения, что связано с работами Выготского и других исследователей, на сегодняшний день даже в вузовских программах нет обязательных курсов, связанных с этим актуальным вопросом. Отметив позитивность того, что еще сохраняется бумажная книга, Дудова подняла еще одну важную проблему — фактическую обескровленность школьных библиотек:

«Школьные библиотеки голы, нищи. Выделения целенаправленного средств просто нет. Государство обеспечивает приобретение учебников. <…> Но должен быть перечень литературы, которая обязательно должна быть в библиотеке. Сегодня такого списка нет».

Напомним, что, по мнению ученых, электронные тексты по самым важным параметрам значительно проигрывают бумажным книгам: тексты на гаджетах читаются дольше, а понимаются и запоминаются хуже. Профессор кафедры биологии и экологии человека Северного (Арктического) университета Людмила Соколова, изучавшая психофизические основы чтения, выяснила, что при использовании бумажных книг эффективность выполнения заданий у учащихся на 7% выше, чем на электронных. Эмоциональная реакция организма при чтении материала на гаджетах в два раза ниже, чем на бумаге. То есть настоящие книги воспринимаются людьми значительно ярче, и в большей степени проявляется сопереживание героям. К мнению ученых присоединяются и врачи, говоря о большей нагрузке на глаза при чтении электронных книг, что ведет к снижению зрения уже с подросткового возраста.

Тем не менее, некоторые эксперты считают, что электронные учебники в будущем вытеснят бумажные. Так, руководитель издательства «Просвещение» Владимир Узун на инвестфоруме в Сочи в марте 2017 года высказал мнение, что к 2025 году в России бумажных учебников не останется совсем.