Новости
/ Вильнюс

Литва обнаружила российские системы управления на литовских поездах

Электровоз
Сергей Пластинин © ИА Красная Весна

Комитет национальной безопасности и обороны Литвы расследует установку российских систем управления на локомотивы «Литовских железных дорог» (ЛЖД), сообщил председатель комитета Витаутас Бакас 12 ноября, передает новостная служба телеканала LRT.

Речь идет о системах КЛУБ-У (Комплексное локомотивное устройство безопасности унифицированное), которые начали устанавливать на литовские поезда в 2006 году. Системы были произведены на «Ижевском радиозаводе», который был включен в санкционный список западными странами. В Литве опасаются, что Россия может использовать эту систему, чтобы дистанционно менять курс, управлять скоростью поездов или останавливать их. КЛУБ-У также использует систему спутникового позиционирования ГЛОНАСС, что также пугает литовских политиков.

Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис назвал такое положение «угрожающим».

Комитет национальной безопасности и обороны, по словам его председателя, за два месяца расследования планирует выяснить, кто участвовал в принятии решения об установке этих систем, осуществлялся ли парламентский контроль, обсуждался ли вопрос с министерствами и правительством, обсуждались ли альтернативы, как организовывались закупки, не было ли особых условий.

Бывший директор ЛЖД Стасис Дайлидка, при котором КЛУБ-У устанавливали на литовские поезда, считает, что других вариантов просто не было: замена всего оборудования на европейское стоила бы около 570–870 млн евро, эти деньги взять было неоткуда и отношения с Россией тогда были лучше.

По данным СМИ, на данный момент система, установленная на литовских поездах, изолирована от спутникового оборудования. Однако, по заверению специалистов, ее все равно нужно менять, стоить это будет десятки миллионов евро.

Напомним, что изготовленную в Ижевске систему используют в Литве с 2006 года. Она была установлена российскими специалистами на всех локомотивах ЛЖД, как на пассажирских, так и на грузовых поездах, а также на локомотивах нового поколения, закупленных в Германии. Оригинальное оборудование на локомотивах «Сименс» была демонтирована в пользу российской системы.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER