Исследователь: у Запада богатая традиция устройства концлагерей

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Были ли большевики изобретателями концлагерей
Были ли большевики изобретателями концлагерей
Были ли большевики изобретателями концлагерей

Нельзя приравнять фашистские концлагеря к ГУЛАГу, а западную традицию концлагерей — к советской, подчеркнула Евгения Шевченко, выступая 6 ноября с докладом «Были ли большевики изобретателями концлагерей?» на конференции «Октябрьская революция: мифы и реальность», проходящей в Москве, передает корреспондент ИА Красная Весна.

В докладе прозвучали обоснованные ответы на такие вопросы как:

– Кто и зачем создал первые концлагеря?

– Кто в послереволюционной России впервые заговорил о концлагерях, кто первым их применил?

– Какие новые задачи поставили перед собой большевики при работе с заключенными?

– Можно ли сравнивать ГУЛАГ и фашистские концлагеря?

– Существуют ли концлагеря в современном мире?

– Кто и зачем искажает определение понятия концлагерь?

– Для чего на большевиков навешивают ярлык изобретателей концлагерей?

Исследователь отметила, что обвинения, предъявляемые большевикам в том, что они первые придумали и создали концлагеря, имеют определенную цель. Фальсификаторы стремятся замылить давно существующую западную традицию применения концлагерей и обвинить Советский Союз в проектировании лагерей смерти, ставших прообразом фашистских концентрационных лагерей. Через приравнивание советского ГУЛАГа к фашистским концлагерям уравнивают и коммунизм с фашизмом.

Поясняя, как велась эта работа, Шевченко отметила, что «уже в годы Второй мировой оформлением этих идей занялись известные философы Фридрих фон Хайек и Карл Поппер. Хайек ввел термины «тоталитаризм» и «тоталитарное государство», которые использовались именно для приравнивания коммунизма к фашизму». Сегодня эти понятия уже перекочевали в определение понятия «концлагерь» и потихоньку начали искажать его смысл, подчеркнула она.

Из доклада становится понятно, что сегодня совершенно не говорится о существенных отличиях западных концлагерей от первых концлагерей большевиков. Также забывают, что лагеря ГУЛАГа не являлись концлагерями, а составляли часть государственной системы исполнения наказаний в СССР. Исходное определение концлагеря — «место, где содержатся военнопленные, заложники, социально опасные лица». А в системе ГУЛАГ заключенные не являлись военнопленными и отбывали конкретные наказания по установленным срокам.

В ходе выступления было убедительно показано, что тема ГУЛАГа стала полем настоящей войны с нашей историей, в том числе путем многократного преувеличения в публикациях СМИ цифр репрессированных и попавших в советские лагеря. Такие публикации также служат цели уравнять число пострадавших в ГУЛАГе и жертв фашистских лагерей смерти, а в некоторых публикациях не просто уравнять, но и заявить, что жертв ГУЛАГа было больше.

Докладчик подытожила, что «попытки такого сравнения делаются с одной целью: приравнять СССР к фашистской Германии, обесценить победу в Великой Отечественной войне, заставить каяться за все советское прошлое, окончательно психологически сломить и уничтожить наш народ».

Напомним, что 6 ноября в Москве проходит посвященная 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции конференция «Октябрьская революция: мифы и реальность». Это седьмое мероприятие из серии историко-патриотических конференций движения «Суть времени», которые ранее прошли в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Брянске и Томске. Все они посвящены горячим темам нашей истории, связанным с революциями 1917 года.

По материалам конференций будет издана серия «Исторических тетрадей».