Ученый назвал Ленина одним из немногих, кто понял Маркса

Изображение: Худ. Юсов Ф.С. 1915 г.
Ленин беседует с рабочими
Ленин беседует с рабочими
Ленин беседует с рабочими

Ленин был выдающимся марксистом, который не искажал учение Маркса, заявил доктор философских наук, главный научный сотрудник Центра социологии истории и сравнительных исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН Вадим Мухачёв 26 сентября на международной научной конференции «Социальное творчество масс и уроки истории XX века», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Конференция проходила Санкт-Петербурге в Доме Плеханова и была посвящена 150-летию Владимира Ильича Ульянова-Ленина. Мухачёв внес в название своего доклада «Уметь быть марксистом» слова Ленина, который сам разделял тех, кто желает быть марксистом, и тех, кто умеет делать это.

Как отметил философ, за XX век и начало XXI века среди несметного числа желающих быть марксистами стать марксистами смогли единицы. «Причём связано это было, по большей части, просто с непониманием наиболее существенного в учении Маркса, неспособностью понять и принять это», — сказал ученый.

Мухачёв напомнил, что в начале XX века в статье про Карла Маркса для энциклопедического словаря Ленин пишет про главное содержание марксизма — экономическое учение, но начинает он с материалистического понимания истории и с диалектики, лишь потом переходя к экономическому учению и социализму.

«Ленин тут абсолютно был прав. Он выдающийся марксист, который понимал, что самый главный, структурообразующий элемент всего марксизма — этот метод Маркса», — сказал Мухачёв.

Доказывая свой тезис о сущности марксизма, Мухачёв отметил, что в 1895 году Энгельс писал экономисту Вернеру Зомбарту: «Но всё миропонимание Маркса — это не доктрина, а метод. Оно дает не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования и метод для этого исследования».

Как сообщил докладчик, в предисловии ко второму изданию капитала Маркс отмечал, что его метод был плохо понят. Маркс написал, что его метод имеет материалистическую основу, но сам метод диалектический.

«Он сам его назвал материалистической диалектикой, в противоположность гегелевской идеалистической диалектике, — пояснил ученый. В основе лежит материя, саморазвивающаяся материя. Ее саморазвитие происходит диалектически. Теория этого саморазвития — она и есть материалистическая диалектика, которой надо пользоваться».

«Это что значит? Это означает скрупулезно, досконально, внимательно изучать материю. Где, как Энгельс пишет, можно чисто историческим путем идти, все понемножку, по крупицам собирать, долгий путь. Можно это сделать быстрее с помощью диалектики материалистической. То есть, зная основные законы диалектики, всё это представить, выразить», — добавил Мухачёв, отметив, что Ленин всё это понимал.

Ученый подчеркнул, что искажения марксизма были известны уже при жизни Маркса. Известен случай, когда, говоря о французских «марксистах» Маркс заявлял: «Я знаю только одно, что я не марксист».