Новости
/ Москва

СМИ: культура в России, переживая непростой период, остается многогранной

Экспозиция на основе частной коллекции, посвященная медеплавильному производству, открылась в городе Киржач Владимирской области 21 ноября, сообщает ИА Красная Весна.

Постоянно действующая выставка под названием «Музей меди и латуни» расположилась в особняке купцов Силиных дореволюционной постройки. Большую часть экспонатов музея составили предметы из личного собрания Евгения Федорова. Собранные в музее антикварные вещи призваны проиллюстрировать историю медеплавильных заводов Владимирской губернии, первый из которых появился в 1811 году. Представленные посетителям экспонаты, в основной своей массе, — это предметы бытового обихода, что не умаляет их ценности, а отдельные экземпляры вполне можно назвать произведениями искусства.

Объектами творческого подхода к окружающей нас реальности становятся не только произведения, создаваемые на заводах, порожденных индустриальной цивилизацией, но и сама промышленная среда, наполненная механизмами. Правда, это творчество обретает иногда довольно специфические, вычурные формы. Региональное СМИ «Ариг Ус» (arigus.tv) 18 ноября рассказало о готовящейся новогодней постановке известной сказки Карло Коллоди «Пиноккио». Премьера рассчитана на детскую аудиторию.

Новость сама по себе банальна, однако режиссер, работающий в Молодежном художественном театре, и художник из Красноярского государственного театра оперы и балета решили поставить творение Карло Коллоди в жанре стимпанк. Названа предназначенная подрастающему поколению постановка «инженерной сказкой». Стимпанк (от англ. steampunk: steam — «пар» и punk — «панк») — направление в литературе и киноискусстве. «Парапанк» освоил сферу живописи и отделку интерьеров, его адепты изготавливают и пропагандируют выполненную в определенном стиле бижутерию.

Этот жанр обособился от других и стал самостоятельной субкультурой, отличающейся гипертрофированным вниманием к особенностям эстетического облика механизмов и промышленных конструкций так называемой викторианской эпохи. Однако дошедшие до нас в виде материальных объектов или сохраненные искусством фотографии викторианские «образцы» — механизмы, мосты, здания — не несут на себе печати мрачности, ставшей визитной карточкой стимпанка. Этой субкультуре близки постапокалиптические мотивы, в эстетическом оформлении часто проскальзывает нечто темное, почти инфернальное.

Остается загадкой, почему намечающаяся премьера получила наименование «инженерной сказки». Инженер — хозяин и знаток «жизненного цикла технических устройств» — мало похож на адептов странной, вычурной субкультуры, дизайнеров и художников-оформителей, чьи работы носят зримые следы декаданса.

Сказкой для ребенка, причем такой, которая может обернуться в будущем былью научной или инженерно-технической, может стать посещение планетария, научно-образовательного центра, где юный человек услышит о безбрежной вселенной и увидит завораживающие картины космоса. В таком месте по-особому прозвучит рассказ о том, что астрономы недавно обнаружили в созвездии Девы планету, похожую на нашу Землю. Планетарий как элемент культуры и образования был востребован в советский период, потом, преданный забвению, был осмеян как чудачество.

Однако в СМИ начинают мелькать сообщения о том, что планетарии не только не умирают, но и появляются новые. ТАСС сообщил об открытии планетария в детском саду, расположенном на Ямале. Как высказался один из современных историков, «о советской космической программе большинство современных людей содержат в памяти столько же информации, сколько о Владимире Святом».

Но эти знания, входящие в культурный багаж образованного человека, востребованы, например, в Италии. Там помнят о русском — советском — космосе. «Известия» 17 ноября поместили на своей странице характерный пример такой памяти. Носящий имя Юрия Гагарина планетарий открылся при Астрономической обсерватории Каподимонте в городе Неаполь.

Память об освоении космоса нашей страной напомнила о себе с Алтая. Официальный сайт Алтайского края сообщил, что Государственный мемориальный музей Германа Титова получил новые материалы по истории космонавтики.

Человечество, шагая в космос, всё равно опирается на Землю. И в физическом смысле, как на место старта ракеты, и в психологическом, духовном смысле, как на место обитания своих предков. Разумный человек бережет информацию о пращурах, хранит ее в наиболее полном объеме, считая важной любую деталь. Это и объясняет, что рядом могут находиться музей космонавтики и музей, посвященный предметам бытового обихода, и они оба будут считаться важными.

Вначале мы упомянули частную коллекцию под названием «Музей меди и латуни». Творчество в обработке металла появилось в человеческих сообществах вместе с самим металлом. Однако поиск полезных ископаемых — искусство ничуть не меньшее, чем его обработка. Поиск месторождений и история их освоения стали темой лекций, читаемых в музее «Мир камня» в Барнауле. «Мир камня» постоянно проводит просветительские мероприятия, 18 ноября там состоялся рассказ об особенностях минеральных ресурсов Алтайского края и Республики Алтай. Новости о работе музеев регулярно публикуются на страницах официального сайта Алтайского края. Последние известия на эту тему датируются 20 ноября, на Алтае претворяется в жизнь программа под названием «Вместе с внуками в музей». Старшее поколение совместно с теми, кто еще только готовится вступить в активную жизнь взрослого человека, посещают различные музеи своей малой родины.

Жизнь театра представлена на Алтае в широком диапазоне. Во многом это стало возможным благодаря проведению общероссийской программы «Большие гастроли», в ходе которой театры Алтайского края познакомят со своим творчеством другие регионы. Зрители детского возраста увидели постановки Алтайского государственного театра кукол «Сказка». Этот древний вид искусства продолжает жить и радовать аудиторию новыми спектаклями не только на Алтае. Официальный сайт, на этот раз Камчатского края, 16 ноября рассказал о намеченных премьерах трех кукольных спектаклей. Взрослая аудитория Камчатки сможет совершить своеобразное путешествие в прошлое, прослушав трансляцию концерта «Арфа в музыкальных салонах Европы XVIII–XIX вв.» из Камчатского колледжа искусств. Это уже не первый концерт. 28 сентября в рамках программы «Краски галантного века» прозвучали «старинные арии, вокальные и инструментальные произведения».

Оригинальной инициативой в сфере культуры стало начинание, возникшее в Красноярске. Новостной региональный портал Sibnovosti.ru сообщил, что «на базе школы № 147 открылся первый театр для детей-инвалидов… Школьники сами выбирают сказки для постановок, а затем распределяют роли». Сходное направление в работе на стыке творчества и социальной работы отмечено в уже упомянутом Алтайском крае, там выдвинут проект реабилитации инвалидов -колясочников при помощи хореографии. По информации официального сайта Алтайского края, это начинание уже успело, образно говоря, «стать на ноги». Проект успешно работает уже три года и теперь будет представлен на VI Международном культурном форуме.

Освещавшийся в СМИ VI Международный культурный форум имел очень насыщенную повестку дня. И достоин того, чтобы посвятить ему отдельный разговор. Однако стоит остановиться на выступлении главы государства, открывшего саммит, посвященный разнообразным проблемам культуры. Президент Российской Федерации поддержал проведение на территории России будущей Театральной олимпиады, назвав место ее проведения — Санкт-Петербург. Наша страна имеет богатейшие традиции театрального творчества. На сегодняшний день их стараются продолжить и как-то развить существующие театральные коллективы. СМИ отмечают на своих страницах проявления этой сложной жизни. Например, то, что театр в России не живет, замкнувшись в себе, к нам заглядывают гости из бывших республик Советского Союза и Дальнего Зарубежья.

Таджикский молодежный театр имени М.Вохидова планирует приехать во Владикавказ и выступить в рамках 8-го Международного театрального фестиваля «Сцена без границ», сообщило агентство AVESTA . Ранее ресурс MK.RU информировал о том, что в Новокузнецке в сентябре открылся фестиваль «Окна», участниками которого стали Россия, Германия и Израиль. 5 ноября официальный сайт Приморского края сообщил аудитории, что на Приморской сцене Мариинского театра прошло представление «Легенда о Белой Змее». Спектакль был сыгран артистами Китайского государственного театра пекинской оперы.

Информационные ресурсы доносят иногда очень интересную, но крайне скупую информацию о жизни театра в далеких, неспокойных и небезопасных регионах планеты. Например, пришло известие в виде набора красочных фотографий под заголовком, написанным корреспондентом агентства ИРНА, «Международный фестиваль уличного театра в городе Мариван, провинция Курдистан».

Сайт Министерства обороны Российской Федерации рассказал, что Драматический театр Черноморского флота им. Бориса Лавренева продемонстрировал премьерную постановку по произведению Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». Постановка, по мнению директора театра Александра Губернаторова, открыла зрителю некие творческие находки театрального коллектива. Интернет-страница MK.RU сообщила о «спектакле-сюрпризе», приготовленном тамбовским театром по пьесе Карло Гольдони «Кьоджинские перепалки». Помимо «сюрприза», новый сезон тамбовской труппы познакомит зрительскую аудиторию с многочисленными премьерными спектаклями. Красноярское региональное агентство Sibnovosti.ru сообщило о состоявшейся в Красноярском театре кукол постановке с пометкой 18+ под названием «Мелкий бес» по Ф. Сологубу.

Специалисты, необходимые для обеспечения работы творческих коллективов, в РФ есть, и число «мастеров культуры» увеличится. По сообщению Единого сервисно-информационного портала на Дальнем Востоке NADV.RU, глава государства открыл во Владивостоке «новый концертный зал и образовательный центр для подготовки музыкантов, танцоров балета, художников». Возможно, в будущем там, в новом творческом центре, продолжат обучение одаренные дети из Красноярска. Для них «на базе пяти общеобразовательных школ созданы отделения детских школ искусств», сообщил портал Sibnovosti.ru. Обучение включает в себя такие дисциплины, как «Хоровое пение» и «Теория музыки».

Событиями, иллюстрирующими состояние культуры в какой-либо стране, является открытие новых памятников и отношение к памятникам, уже имеющимся. Последним знаковым событием в Российской Федерации, несомненно, стало открытие памятника императору Александру III. На мероприятии присутствовал и президен России Владимир Путин. Появление этого монумента — событие из сферы культуры, но, несомненно, знаменует собой появление особого вектора в государственной политике. Надпись на памятнике представляет собой цитату — изречение, принадлежащее самому императору: «У России есть только два союзника — ее армия и флот». Появление такого памятника в свете современной напряженной международной обстановки и попыток оказать давление на Россию однозначно трактуется как готовность принять вызов и дать на него адекватный ответ.

Наверняка, неслучайно на следующий день после открытия памятника прозвучали слова иинистра культуры Владимира Мединского, сказанные в интервью ТАСС: «Идеология — это как воздух или вода. Она есть. Если человек знает, как жить, как создавать семью и защищать ее, как возделывать землю и строить отношения с соседями, то на основании этих идей он строит общество вокруг себя. Это набор ценностей и идей, которыми в своей жизни руководствуется человек разумный. Этим он отличается от питекантропа».

Вторым и третьим знаковыми событиями, прошедшими незаметно, стали утверждение градостроительным советом при правительстве Санкт-Петербурга эскизного проекта монумента, «посвященного мужеству ленинградцев», как сообщил новостной ресурс Интерфакс-АВН. И установка памятника Ленину в городе Заозерный, о чем информировал Красноярский источник Sibnovosti.ru. Однако если рассматривать отношение к памятникам как симптом, или диагностический признак, то стоит упомянуть о печальном примере.

В мемориал Ладожской военной флотилии как его неотъемлемая часть входит озерно-речной буксир «Олонец». Небольшое судно совершало рейсы в осажденный Ленинград, вывозя из блокированного вермахтом города людей и доставляя туда грузы. Теперь, как сообщили «Известия», «Олонец», установленный на берегу как памятник, превратился в место ночевки бомжей и большой мусорный бак. Стоит напомнить, что военные корабли, принимавшие участие в Цусимском сражении, Япония превратила в музей, придав им очень высокий статус в иерархии музейной сети.

Изучение культурных особенностей других стран помогает, прежде всего, научиться ценить свое культурное достояние. И, конечно, содействует укреплению межгосударственных связей, дает дополнительные шансы «найти общий язык» в сложной ситуации. Одним из таких начинаний, сулящих развитие конструктивного межгосударственного диалога, стал анонсированный ТАСС проект Перекрестного года культуры в рамках российско-катарского диалога.

Другим сходным начинанием, несомненно, укрепляющим уже завязавшиеся культурные связи, стало открытие при Университете Дамаска центра изучения русского языка, о чем сообщили «Известия» 16 ноября. Культурные связи в современном мире оцениваются весьма высоко, и выстраивают их самые разные государства. Упомянутое агентство AVESTA, например, сообщило о встрече заместителя министра культуры Таджикистана Зевары Давлатзода с делегацией Японии. Встреча была посвящена «вопросам развития культурного сотрудничества между Таджикистаном и Японией».

Но межгосударственные отношения в сфере культуры далеко не всегда бывают безоблачны. По свидетельству агентства РИА Новости, «Министерство культуры России может приостановить музейные отношения с Нидерландами в случае невозврата «скифского золота» в Крым».

Как именно обстоят дела с культурой в Российской Федерации? Насколько бережно мы к ней относимся? Вопрос остается открытым. С одной стороны, есть примеры внимания и заботы. Например, официальный сайт администрации Приморского края сообщил: «В 2017 году Инспекцией по охране культурного наследия Приморского края на территории региона было выявлено 30 объектов, представляющих историческую и культурную ценность». В список особо ценных объектов, являющихся культурным достоянием, вошли «древние поселения, курганы и части Владивостокской крепости». Разумеется, это радует, так как «объекты культурного наследия, попавшие в список выявленных, незамедлительно попадают под защиту государства».

С другой стороны, региональный источник «Ариг Ус» (arigus.tv) сообщает, что архитектурные памятники города Кяхта в Бурятии постепенно разрушаются.

С одной стороны, по информации RT,современный польский писатель Януш Леон Вишневский заявляет: «Россия — это самая читающая страна мира». А Санкт-Петербург является самым читающим регионом, возглавляющим список из двух десятков, куда входит, например, Свердловская область, о чем 17 ноября с гордостью сообщило Свердловское областное телевиденье.

С другой стороны, упомянутое выше агентство RT приводит 15 ноября слова руководителя Минобрнауки России Ольги Васильевой: «Мы лишились возможности говорить. Наши дети очень плохо говорят. Очень плохо говорят и плохо могут донести». Это, несомненно, говорит о падении уровня культуры. Правда, глава Минобрнауки настроена оптимистично и утверждает: «Плохо могут донести — а им есть, что донести».

Сфера культуры в России переживает не самые простые времена. Культура жива и полна сил, когда она напрямую неразрывно связана с правдой истории. Насколько сильна эта связь, можно судить по сериалам «Троцкий» и «Демон революции». Данную кинопродукцию ознакомившиеся с ней историки охарактеризовали как фэнтези. Остается вслед за Максимом Горьким, обращаясь к людям творческих профессий, вопросить: «С кем вы, мастера культуры?»

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER