Алферов: задача президента РАН — обеспечить спрос экономики на науку
![Главное здание Московского Государственного университета им. М. В. Ломоносова [image43 (сс)]](/static/files/fae94166f02d.jpg)
Для цифровизации экономики необходимо создавать собственную электронную базу и наноэлектронику. Необходимо укреплять сотрудничество с зарубежными научными школами, развивать науку и учить молодых ученых в синтезе научных направлений — сказал нобелевский лауреат, председатель президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН Жорес Алферов 22 сентября в своем интервью по поводу грядущих выборов президента РАН, сообщает ТАСС.
Алферов считает, что на посту президента РАН должен быть профессионал из передовой области науки, с международным признанием и авторитетом:
«[…] К тому же президент (РАН — прим. ИА Красная Весна) должен понимать другие научные области — как технические, так и гуманитарные. Потому что наша академия — это ведь не только физика, информатика, материалы, химия; это и история, и востоковедение, и славяноведение…»
Авторитетный ученый предпочел бы видеть на посту президента РАН академика Геннадия Яковлевича Красникова:
«[…] Он генеральный директор научно-производственного объединения „Микрон“, человек, который вырос в центре нашей науки и технологии — в Зеленограде. […] Как деятель науки, он понимает и направление образования, которое нужно развивать сегодня, и соединение науки и технологии, что очень и очень существенно.»
Жорес Иванович отметил также и те задачи, которые по его мнению, должен решать руководитель на посту президента Российской Академии Наук:
«[…] будущее науки у нас в стране зависит от ее востребованности экономикой. Это главная проблема, которую президент РАН может решать только вместе с руководством страны. [...] Сегодня руководство страны в лице президента России и, думаю, не только президента, понимает, что без собственной микро — и наноэлектроники нам не жить и что это направление нужно развивать.»
О взаимодействии с иностранными научными сообществами академик высказался как о необходимом направлении работы РАН: «Это обязательно. В этом процессе роль президента РАН тоже огромная. И обязательное условие — авторитет президента РАН как ученого.»
При этом ученый отметил, что ему не нравится схема работы с западными учеными, по которой наши научные ресурсы, наши ученые и бюджетные деньги тратятся на проект приглашенного в Россию ученого, при этом мы получаем минимум выгоды для собственной научной школы и собственной базы технологий:
«[…] наши учреждения не возражают […] в таких условиях не только он (ученый — прим. ИА Красная Весна) получает большие деньги, но что-то по этому соглашению сверх обычного финансирования получает институт, университет. Но это плохо, это не нужно делать. […] У нас по-прежнему много талантливых людей, и есть основа для партнерства на другом уровне. […]».
На вопрос о системе грантов Алферов ответил, что «вещь это хорошая», но в этой системе есть уязвимости, которые при должном умении, позволяют «пройдохам» одно и то же исследование продавать нескольким фондам, и, немного по-другому оформив документацию, получать несколько грантов за одно и то же: «[…] И с таким явлением бороться, по существу, невозможно. На мой взгляд, нужно поддерживать и людей, и учреждения и контролировать, как они тратят средства, каких добились результатов. Нельзя отрывать научную группу от организации, в которой она трудится.»
Ученый отметил, что на его учреждении реформы, проводимые сейчас в РАН, отразились негативно — рассказал он об этом, когда корреспондент спросил его о том будут ли и дальше в Санкт-Петербурге проводиться встречи нобелевских лауреатов: «Эти встречи проходили, когда Российская академия наук была Российской академией наук и когда наш научный центр РАН в Петербурге, который я возглавляю, действительно был научным центром, объединявшим не только учреждения академии, но и другие научные учреждения. Сегодня Санкт-Петербургский научный центр волей реформы, проведенной в РАН в 2013 году, стал просто научным учреждением Федерального агентства научных организаций (ФАНО). […] если очень захотеть, то я, наверное, мог бы организовать такую международную встречу, но это мне гораздо сложнее уже. И организационно сложнее, и по финансам.»
В завершении разговора Алферов второй раз подчеркнул огромную важность синтеза научных направлений в обучении молодых ученых и в будущем науки. В качестве пример он привел программу обучения своего университета — Академического университета Ж.И. Алферова: «В основу учебной программы здесь положено сочетание физики, электроники, программирования, матфизики, биологии и медицины. И на скрещивании всех этих направлений молодые люди могут найти свой путь в науку».
Напомним, что Жорес Иванович Алферов — советский и российский ученый-физик, ставший в 2000 году лауреатом Нобелевской премии за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов.
В 2011 году, отвечая на вопрос журналистов о проблемах современной науки, Жорес Иванович сказал: «Отставание в науке — не следствие какой-либо слабости русских ученых или проявления национальной черты, а результат дурацкого реформирования страны».
Стоит отметить, что в этом году профсоюз РАН совместно с Общественно-научным форумом «Россия: ключевые проблемы и решения», провел социологический опрос в среде российских ученых, с целью выяснить их оценку реформ, начавшихся в 2013 году. В анкете были вопросы затрагивающие различные стороны научной жизни: «Что реформа дала вашему институту, вашей лаборатории?», «Улучшилась ли финансовая, материальная и социальная база, социальная защищенность научных работников, кадровая ситуация?»
Результаты исследования показывают, что из почти 240 ученых — директоров институтов, руководителей лабораторий, докторов и кандидатов наук — принявших участие в опросе, большинство считает что реформа не внесла в жизнь организации ничего хорошего. Респонденты сошлись на том, что реформа, призванная «оптимизировать» структуру РАН и позволить за счет этого эффективнее финансировать научные исследования, обернулась хроническим недофинансированием отрасли.