Минтруд скорректирует статус «ребенок-инвалид»
Новую методику присвоения детям статуса «инвалид» планирует внедрить Министерство труда и социальной защиты РФ в 2019, заявил глава ведомства Максим Топилин 24 октября в ходе рабочего визита в Курск, сообщает ТАСС.
В Воронежской и Смоленской областях проходит апробацию новая методика оценки статуса «ребенок-инвалид». По ее результатам скорректируют подходы к присвоению данного статуса. В следующем году с опорой на общественные организации апробация пройдет на всей территории страны пояснил Максим Топилин.
«Мы исходим из того, чтобы сделать все эти способы более комфортными, понятнее для людей, семей с детьми. У нас очень часто воспринимают инвалидность как возможность доступа к каким-то социальным благам. Мне кажется, что, если, например, у ребенка есть какие-то отклонения, совершенно не обязательно это должно вести к инвалидизации», — добавил министр.
Максим Топилин считает, что необходимо обращать внимание не на статусы, а «нормально оказывать медицинскую помощь, социальную помощь».
Напомним, в 2012 году Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». В справке к которому сказано: «К числу общих обязательств государств-участников Конвенция, в частности, относит: принятие всех надлежащих законодательных, административных и иных мер для осуществления прав инвалидов; отмену существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными».
Самой Конвенцией предусматривается, обеспечение достаточного жизненного уровня инвалидов и их социальной защиты, к которым могут быть отнесены, например, обучение инвалидов в системе общего образования. Полученная в наследство советская система работы с инвалидами предусматривала их обучение в коррекционных школах 1–8 вида, с адаптированной учебной программой под соотвтетствующий вид инвалидности ребенка. На данный момент система коррекционных школ демонтируется, учебные заведения закрываются, уникальные коллективы распускают, а имущество распределяется на другие нужды.
Ратифицированная конвениция по правам инвалидов неразрывно связана с внедрением инклюзивного образования. Смысл его заключается в совместном обучении детей-инвалидов и здоровых детей. Авторам проекта необходимо под предлогом ущемления прав инвалидов поместить их в общеобразовательный класс. Тем самым возникнет ситуация, при которой учитель будет обязан на одном уроке давать одинаковый учебный материал детям с разным восприятием. Слепой, глухой или ребенок с задержками в развитии интеллекта не сможет осваивать материал наравне со здоровым ребенком. Что, как минимум, затрудняет социализацию ребенка, а в большинстве случаев приводит к конфликтным ситуациям между детьми. При этом ребенка-инвалида лишают квалифицированной помощи педагогов-корректоров, с помощью которых, он мог преодолеть ограничения инвалидности.
Для внедрения чуждых российскому обществу подходов к обучению инвалидов целенаправленно размывается само понятие «ребенок-инвалид» попытками замены его на «ребенок с особенностями развития». Когда родителям сообщают, что в одном классе с их детьми будет учится «ребенок с особенностями развития», это вызывает меньшее сопротивление. Обращает на себя внимание и тот факт, что чиновники в обиходе уже практически не используют понятие «инвалид», настал черед исключить его из официальных документов. При отказе от инвалидизации есть риск того, что таким детям не будет оказан тот объем помощи, который предусмотрен действующим законодательством.