Произошедшее 10 марта фиксирует статус Пекина как лидера-модератора в регионе. Начинают говорить, что США потеряли Ближний Восток. А тогда это не последняя потеря

Начало новой эры. Китай примирил Иран и Саудовскую Аравию

Читать на сайте →
Чжао Мэнфу. «Чиновник верхом на коне» (фрагмент). 1296
Чжао Мэнфу. «Чиновник верхом на коне» (фрагмент). 1296
Чжао Мэнфу. «Чиновник верхом на коне» (фрагмент). 1296

10 марта Иран и Саудовская Аравия объявили о восстановлении дипломатических отношений и взаимном открытии посольств в течение двух ближайших месяцев. Соглашение между странами было подписано в Пекине при посредничестве Китая.

Разрыв отношений между странами произошел в 2016 году. Тогда после казни в Эр-Рияде видного шиитского священнослужителя возмущенные иранцы взяли штурмом посольство Саудовской Аравии в Тегеране.

Подписанное мировое соглашение является итогом долгой дипломатической работы. Две страны в 2021 году начали переговоры на рабочем уровне по вопросу сближения. В качестве посредников выступили и Катар, и Ирак, и Оман. Но подписание соглашения произошло в итоге в Пекине, и это очень символичное событие.

Участие Китая в примирении стран, борющихся за лидерство в исламском мире на Ближнем Востоке — это очередная победа Пекина в регионе.

7 марта известный аналитик популярного на Западе ресурса об энергетике OilPrice Саймон Уоткинс вспомнил, что рождественский ужин главе ЦРУ в 2021 году испортили три события, которые выявила разведка США: первое состоит в том, что Китай строит секретный военный объект в крупном порту ОАЭ Халифа, второе — Саудовская Аравия начала производство собственных баллистических ракет при посредничестве Китая, третье — Россия и Индия после неафишируемой подготовки подписали 28 инвестиционных соглашений. Так вот, событие 10 марта 2023 года можно назвать четвертым событием в ряду тех, которые очень сильно испортили некоторым лицам в США их праздничный ужин.

Примечательно, что Саудовскую Аравию и Иран примирил не стратегический партнер США на Ближнем Востоке — Катар, и не сильно зависящий от американцев Ирак, а конфронтационный Китай. И произошло это именно в тот момент, когда отношения с Тегераном и Эр-Риядом у Вашингтона стали довольно напряженные.

Символические детали

Подписание соглашения по факту было приурочено к переизбранию председателем КНР Си Цзиньпиня. Он стал первым в истории страны председателем страны, который избран на третий срок.

Но не только сам факт соглашения бьет по престижу США на Ближнем Востоке. Необходимо еще обратить внимание на текст соглашения. Его первые два абзаца выглядят следующим образом:

«В ответ на благородную инициативу Председателя Китайской Народной Республики Его Превосходительства Си Цзиньпина о поддержке Китаем развития добрососедских отношений между Королевством Саудовская Аравия и Исламской Республикой Иран;

И на основе соглашения между Его Превосходительством Председателем Си Цзиньпином и руководством Королевства Саудовская Аравия и Исламской Республики Иран, согласно которому Китайская Народная Республика будет принимать и поддерживать переговоры между Королевством Саудовская Аравия и Исламской Республикой Иран…»

Неприкрытые реверансы Китаю заметны во всем, даже в том, как стороны сидели на переговорах за треугольным столом, во главе которого сидела китайская делегация.

Условия соглашения

Согласно опубликованному заявлению сторон, Саудовская Аравия и Иран решили возобновить дипломатические отношения и возобновить работу посольств в течение периода, не превышающего двух месяцев. Стороны также договорились о реализации Соглашения о сотрудничестве в области безопасности, которое было подписано 17.04.2001, а также Генерального соглашения о сотрудничестве в области экономики, торговли, инвестиций, технологий, науки, культуры, спорта и молодежи, которое было подписано 27.05.1998.

«Три страны выразили готовность приложить все усилия к укреплению регионального и международного мира и безопасности», — такими словами завершается соглашение сторон.

Однако это только открытая часть сделки.

Обсуждая возможные предшествовавшие подписанию соглашения договоренности между странами, эксперты отмечали, что стороны должны были прийти к какому-то консенсусу по войне в Йемене, от которой Эр-Рияд уже порядком устал, а также по вопросу ядерной программы Ирана, которая после разрыва ядерной сделки в период президентства в США Дональда Трампа беспокоит весь регион. Кроме того, Иран наверняка потребовал от Саудовской Аравии невмешательства во внутренние дела страны, поскольку ранее иранские власти обвиняли саудовские спецслужбы в поддержке протестов в Иране.

Последнее требование даже нашло свое отражение в подписанном соглашении: «Соглашение также включает подтверждение ими (сторонами — прим.) уважения суверенитета государств и невмешательства во внутренние дела государств».

В Иране несколько слов об условиях соглашения высказал глава информационного культурного центра в Тегеране Мехди Шакибайи. Он написал в Twitter:

«Саудовская Аравия согласилась прекратить оказывать поддержку террористическим группировкам „Джейш аль-Адль“, „Аль-Ахвазийя“, Организации иранских моджахедов, а также финансировать телеканал Iran International. Также согласовано, что будут сняты ограничения для саудовских шиитов, и им будет позволено посещать г. Мешхед в Иране. Йеменцы согласно этому соглашению получат особые привилегии».

Кроме того, надо вспомнить, что незадолго до подписания соглашения оппозиционный иранским властям телеканал Iran International, в своеобразной манере освещавший протесты в Иране и другие внутренние события в стране, закрыл свой офис в Лондоне по соображениям безопасности. Сотрудники канала перебрались в США.

Gardian вообще написала, что канал скорее всего будет закрыт.

«Если отношения Саудовской Аравии с Тегераном действительно потеплеют, одним из последствий этого, вероятно, станут саудовские инвестиции в Иран. Еще одним потенциальным последствием возобновления дипломатического взаимодействия является то, что Саудовская Аравия может просто заблокировать или закрыть базирующийся в Лондоне международный спутниковый канал Iran International, который известен тем, что поддерживает протестующих в Иране», — написала лондонская газета.

Из СМИ также поступила информация, что в Иране ожидают поступления огромных валютных ресурсов из стран Персидского залива, в том числе через ОАЭ.

Реакция мирового сообщества

Заведующий Канцелярией Комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ван И, который присутствовал на переговорах и подписании соглашения, заявил, что произошедшее представляет собой «победу диалога и мира».

«Это показывает, что украинский вопрос — не единственная проблема, с которой сегодня сталкивается мир», — заявил китайский дипломат.

Ван И добавил, что Си Цзиньпин с самого начала руководил переговорами, и что соглашение между тремя сторонами свидетельствует о достоинствах «недавнего предложения» Пекина по урегулированию международных дел.

Напомним, что переговоры последовали за визитом в Китай в прошлом месяце президента Ирана Ибрагима Раиси для встречи с китайским коллегой Си Цзиньпином.

Арабские страны приветствовали новость о соглашении, ожидая, что оно улучшит региональную стабильность. Некоторые выразили признательность Китаю за посредничество в сделке.

Анвар Гаргаш, дипломатический советник президента ОАЭ, написал в Twitter, что ОАЭ приветствуют «соглашение между Саудовской Аравией и Ираном о возобновлении дипломатических отношений между двумя странами и ценят роль Китая в этом отношении».

Стороны также поздравили Ирак, Оман, Египет, Турция, Пакистан, Иордания, Катар, Ливан и Россия.

Генсек ООН Антониу Гуттериш отметил, что «добрососедские отношения между Ираном и Саудовской Аравией необходимы для стабильности в регионе Персидского залива».

Высказалась и «проигравшая» сторона — США и Израиль.

Вашингтон поспешил заверить, что США были в курсе ведущихся переговоров и поддерживали их. Джон Кирби, официальный представитель Пентагона, заявил:

«Саудовцы держали нас в курсе переговоров, которые они вели, точно так же, как мы сообщаем им о наших дипломатических контактах, но мы не были напрямую вовлечены в них. США поддерживают любые усилия по снижению напряженности в регионе».

Более открыто свое разочарование выразили политики Израиля. Для них тщательно выстраивавшийся в регионе альянс против Ирана внезапно рухнул из-за того, что лидер антииранской борьбы пошел на мир со своим «противником». Экс-премьер Израиля Нафтали Беннет заявил:

«Это соглашение является сокрушительным провалом и свидетельствует о небрежности и слабости Израиля. Возобновление отношений между Саудовской Аравией и Ираном есть опасное развитие событий для Израиля и считается политической победой Ирана».

Бывший премьер-министр Израиля Яир Лапид сказал:

«Соглашение между Саудовской Аравией и Ираном является полным и опасным провалом внешней политики Израиля. Это соглашение — крах региональной оборонительной стены, которую Израиль начал строить против Ирана».

США теряют позиции на Ближнем Востоке, а значит…

Нормализация саудовско-иранских отношений при китайском посредничестве нарушила планы США на Ближнем Востоке. Китай еще больше укрепил свои позиции в регионе, сместив США с места главного медиатора.

Американский политический истеблишмент воспринял эту ситуацию почти как катастрофу. Республиканцы вновь накинулись на президента Джо Байдена и его администрацию.

Соглашение также продемонстрировало, что Саудовская Аравия не собирается вступать в открытый конфликт с Ираном и поддерживать антииранскую политику Израиля ни в какой мере. А на это и у Тель-Авива, и у Вашингтона определенно был расчет, когда затевался грандиозный проект «Авраамовых соглашений», необходимый для налаживания связей между Израилем и арабскими странами. Таким образом, стратегический план Вашингтона в регионе проваливается.

Оказалось, что монархии Персидского залива не побоялись использовать в своих интересах мировой кризис, вызванный конфликтом на Украине, и некоторое охлаждение отношений с США. Конфликт на Украине по факту придал новый импульс развитию Саудовской Аравии и ОАЭ. Страны получили большую экономическую выгоду, они стали действовать более самостоятельно и в некоторых вопросах абсолютно независимо от Запада.

Произошедшее 10 марта фиксирует статус Пекина как лидера-модератора в регионе. Начинают говорить, что США потеряли Ближний Восток. А тогда это не последняя потеря.

В нынешней ситуации необходимо также вспомнить события “арабской весны“ на Ближнем Востоке и в Северной Африке (ориентировочно октябрь 2010 года — декабрь 2012 года). Тогда после целого ряда организованных при координации из Вашингтона “оранжевых революций“ Китай очень много потерял в регионе. И сегодня становится видно, какие выводы Пекин сделал из событий времен “арабской весны“. При этом точек напряжения, которые снова могут быть взорваны при участии западных дирижеров, становится все больше.

Если Эр-Рияд, Абу-Даби, Тегеран, Анкара, Каир и другие страны региона стремятся решить имеющиеся проблемы дипломатическим путем, то США, похоже, готовы к развязыванию любых конфликтов, используя любые меры в борьбе за сохранение глобального лидерства.