Глянец и спецоперация несовместимы

Новая тяжелая ракета «Ангара-А5» вывезет Россию из волчьей ямы

Константин Юон. Новая планета. 1921
Константин Юон. Новая планета. 1921

Новая реальность, в которой проснулась наша страна, а по большому счету и весь мир 24 февраля, как это водится, не сразу явила себя ошеломленным обывателям. Вкус, цвет и запах явления, которое будет определять нашу жизнь лет пятьдесят, а может и сто, только начинают по-настоящему тревожить рецепторы коллективного сознания, которое еще не проснулось.

Но сколько бы ни длилась пауза между сном и явью, она все равно заканчивается очень быстро. И когда станет ясно, что уснуть больше не получится, возникнет вопрос — за что схватиться, чтобы клубы терпкого дыма, смешанные с пылью и грязью нового мира, не унесли нас просто-напросто в небытие?

И есть ли это — то, за что можно схватиться мертвой хваткой человека, к ногам которого уже подобрался ураган истории, хваткой, от которой немеют и становятся не своими пальцы рук. Есть ли это в нашей реальности?

В той реальности, где на фоне спецоперации кривляются теледивы, публике демонстрируют украинскую смесь фашизма с порнографией и отечественное унижение, а названия освобожденных русскими солдатами деревень в Донбассе еле выговариваются гламурно-ботоксными губами.

Где-то позади всего этого шабаша на крови, скромным исполином стоит новая тяжелая российская ракета «Ангара-А5».

Не она ли — потомок родившейся, как Афина из головы Зевса, в КБ Сергея Павловича Королева легендарной семерки — станет высотой, закрепившись на которой, мы начнем выстаивать в новой жизни, пришедшей к нам и по нашу душу вместе с Великой Отечественной спецоперацией?

И не она ли, встав на столб огня, вынесет, как сказочная сивка-бурка, нашу запутавшуюся в трех соснах перестройки, мещанства и постсоветского свинства, матушку-Россию из уготованной ей западными партнерами волчьей ямы санкций и гибели.

И кто тот исполинский человек, человек с большой буквы, человек, который как и прежде звучит гордо, которого вынесет из огня и из полымя российская космическая машина. Ведь как человеку нужна машина, так и машине нужен человек и человек не всякий. Есть ли он на горизонте?

Может быть, сегодня он еще не знает своей будущей судьбы и все еще живет мелкой обывательской жизнью офисного планктона, в подернутом ряской пруде рутины: работа — семья — пивбар — депрессия и снова работа — отпуск. Но что-то глубоко человеческое в нем радуется тому, что все это скоро кончится. И он, наконец, встретится со своей судьбой или поймет, что нет у него никакой судьбы.

Именно его судьбой, может быть, станет «Ангара-А5», разработку которой начали в далеком 1992 году настоящие люди, продолжившие тянуть имперскую лямку ответственности на обломках советской империи. А машина как раз окончательно встает в строй в дни Великой Отечественной спецоперации, когда она — эта машина — особенно необходима.

То, что это вообще состоялось, то, что блуждая тридцать лет по постсоветской пустыне безмыслия и антигосударственности, эта машина не пала жертвой ведомственных интриг, казнокрадства и деградации — само по себе знак каких-то неведомых сил, может быть — сил истории?

Но что же это за волшебная ракета новой русской действительности, она же — меч-кладенец, спросит читатель? Что это за ракета, которой автор придает такое, может быть гипертрофированно большое значение?

Семейство новых российских ракет «Ангара-А5» — сверкающих матовым белым лаком космических машин настоящего и будущего — уже готово к своим первым полетам с полезной нагрузкой. Несколько испытательных полетов с макетами космических аппаратов успешно состоялись ранее.

«Ангара» — это реализация модульной концепции создателей ракеты из Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева. Благодаря универсальным ракетным модулям УРМ-1, ракета-носитель в своем минимальном варианте (один УРМ-1 в составе первой ступени) сможет забросить на низкую опорную орбиту около 2 тонн полезной нагрузки. А это весь спектр малых (до одной тонны) и сверхмалых космических аппаратов, решающих большинство актуальных задач в космосе.

В своей максимальной реализации ракета-носитель «Ангара-А5» поднимает на низкую опорную орбиту уже 38 тонн полезной нагрузки. И здесь речь уже идет о возможности вывода в космос элементов орбитальной станции и космических кораблей для полетов к Луне и планетам солнечной системы.

Есть ли у этой машины недостатки? Конечно есть. У всего существующего есть недостатки, преодолевая которые оно развивается и движется вперед. Самым существенным из них до 24 февраля была более высокая стоимость запуска по сравнению с американским Falcon-9 и, следовательно, неконкурентная позиция «Ангары» на мировом рынке. По понятным причинам, этот недостаток теперь не выглядит так трагически, как раньше.

Дело сейчас совсем не в отдельных недостатках существующих и перспективных российских носителей, а в том, что эти машины есть и они способны выполнять жизненно важные для страны задачи. А ведь все могло быть совсем не так, а как, например, с российским станкостроением или микроэлектроникой, которые были просто принесены в жертву молоху свободного рынка, и которые сегодня нужно создавать заново.

Когда-то на страже суверенитета и свободы страны встала легендарная «семерка» Сергея Павловича Королева. Ее прямые потомки — ракеты-носители семейства «Союз» — и ныне в строю и обеспечивают, например, все пилотируемые российские запуски. Вскоре в космический арсенал России встанет «Ангара» — ракета с непростой судьбой и большим будущим.

3 июля глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил, что старт легкой ракеты «Ангара-А1.2» состоится в текущем году, а тяжелая «Ангара-А5» полетит в конце текущего или начале следующего года, когда основной заказчик окончательно определит полезную нагрузку для новой машины.

В условиях спецоперации вполне очевидно, что скрывается за казенными терминами «полезная нагрузка» и «основной заказчик», но это только одна сторона сверкающей медали «Ангара-А5». Российским вооруженным силам как воздух нужна космическая составляющая.

Но это, повторяю, лишь одна сторона медали. Вторая ее сторона — десятки производств, раскиданных по нашей необъятной родине, где упорные и вдумчивые инженеры и умелые рабочие день и ночь куют части того, что соединившись станет «Ангарой». Эти скромные труженики, вежливо отодвинув крепким плечом теледив и телемальчуганов, должны будут занять почетное место в новой жизни.

«Ангара-А5» — уже живой символ победы, победы над энтропией, над желанием лечь и умереть в мире, где не осталось ничего святого, кроме самого маленького — семья, дети. Она уже несется по новому русскому небу. «Ангара-А5», прочертив ослепительно белым пальцем над стогнами наших городов огненные письмена, подведет черту под гиблым постсоветским тридцатилетием и даст надежду на начало новой эпохи в жизни нашей страны.