Власти Ирана заявили, что ситуация в провинции Систан и Белуджистан настолько ужасна, что, если люди не получат доступ к воде, произойдет «гуманитарная катастрофа»

Афганистан готов к войне с Ираном из-за воды. Мнение

Оазис в пустыне, Антал Лигети, 1862
Оазис в пустыне, Антал Лигети, 1862

Соглашение о воде было источником напряженности между Ираном и Афганистаном на протяжении десятилетий. Иран давно утверждает, что не получает достаточно воды со стороны Афганистана. Ситуация ухудшилась после прихода к власти талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ), произошедшего в годы засухи.

Требования иранской стороны и издевательский ответ Афганистана привели к перестрелке на границе в результате которой погибли два иранских пограничника и один талиб (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

В продолжение темы водного кризиса в Иране ИА Красная Весна публикует перевод статьи из американского еженедельного журнала TIME «В Афганистане готовят террористов-смертников в конфликте с Ираном из-за воды».

Читайте также: Иран, Ирак и Афганистан стоят у порога водного конфликта. Мнение


В середине мая президент Ирана Ибрагим Раиси обратился к талибам (организация, деятельность которой запрещена в РФ) с предупреждением: соблюдайте соглашение о водоснабжении Афганистана или столкнетесь с последствиями.

Один из представителей Талибана (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в ответ преподнес ему издевательский подарок в виде 20-литровой емкости с водой и велел ему прекратить выдвигать ультиматумы. Примерно через неделю на границе вспыхнула перестрелка, в результате которой погибли два иранских пограничника и один талиб (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

Талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) направили в этот район тысячи солдат и сотни террористов-смертников, по словам человека, знакомого с этим вопросом, который утверждает, что они готовы к войне. Афганистан также развернул на границе сотни военных машин и вооружения, оставленных в свое время США, сообщил источник.

В 1973 году Иран подписал соглашение с Афганистаном о поставках оговоренного количества воды из Гильменда (река в Афганистане — прим. ИА Красная Весна) в год в «нормальных» климатических условиях. Гильменд имеет протяженность более 1000 км и проходит от афганских гор Гиндукуш через всю страну в Иран. Вода из самой длинной реки Афганистана имеет решающее значение для сельского хозяйства и потребляется миллионами людей по обе стороны границы.

Иран утверждает, что Талибан (организация, деятельность которой запрещена в РФ) сократил подачу воды после того, как вернулся к власти, и не выполняет афганскую часть сделки.

Представитель Талибана (организация, деятельность которой запрещена в РФ) заявил, что комментарии президента Ирана по невыполнению Афганистаном договора о воде неуместны и могут повредить отношениям. Министр иностранных дел Амир Хан Муттаки утверждает, что проблема возникла только из-за засухи и Афганистан соблюдает соглашение.

Сам договор оставляет место для интерпретации. В нем говорится, что водоснабжение должно быть «отрегулировано» во время засухи, и обе страны должны участвовать в «дипломатических переговорах» для решения любых вопросов.

Соглашение было источником напряженности на протяжении десятилетий. Иран давно утверждает, что не получает достаточно воды. Сегодня ситуация резко ухудшилась.

Гуманитарная катастрофа

По сообщениям местных СМИ, в июне иранские законодатели заявили, что ситуация в Систане и Белуджистане настолько ужасна, что, если люди не получат доступ к воде, произойдет «гуманитарная катастрофа». Согласно отчету, за последний год столицу провинции покинули более 10 000 семей.

По меньшей мере 300 городов в Иране сталкиваются с острой нехваткой воды. По одной из оценок, более 97% территории страны страдает от засухи. По словам одного из ученых, около 20 миллионов человек переехали в города, потому что земля слишком сухая для сельского хозяйства.

Некоторые из примерно 3 миллионов афганцев, бежавших в Иран, чтобы избежать десятилетий войны дома, также пострадали.

«Мы часами ехали, чтобы добраться до другой деревни и получить 30 литров питьевой воды, — сказал 45-летний Сардар Али, который в этом году вернулся в Афганистан со своей семьей из Систана и Белуджистана. — Жара и нехватка воды также убили домашний скот многих людей и вынудили многих людей бежать».

Старший научный сотрудник базирующегося в Вашингтоне аналитического центра Ближневосточного института Фатеме Аман, однако, считает, что Иран должен винить только себя. «У иранских властей было более 40 лет, чтобы инвестировать в управление водными ресурсами или подготовить регион к стихийным бедствиям, — сказала она. — Они потерпели неудачу».

Афганистан — не исключение

По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, страна страдает от засухи, и в 2022 году от нее пострадало в шесть раз больше домохозяйств по сравнению с 2020 годом. В 2022 году около 64% афганцев пострадали от засухи, а в 30 из 34 провинций наблюдалось крайне низкое качество воды, говорится в заявлении организации.

По данным ООН, эта тенденция сохранится в ближайшие десятилетия, когда изменение климата может иметь серьезные последствия.

Причем в Афганистане водный кризис дополнительно осложняется другими чрезвычайными ситуациями.

Сотни тысяч человек потеряли работу после возвращения талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) два года назад, причем женщины несут на себе основной удар, говорится в отчете Международной организации труда. Экономика остается парализованной санкциями, а международное сообщество не признает администрацию талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ), отрезав Афганистан от мировой финансовой системы.

Кризис голода в стране также усугубляется. По данным ООН, в этом году Афганистану необходимо $4,6 млрд для поддержки более 20 миллионов человек, страдающих от острого голода, что составляет около половины населения.

Всего через два дня после предупреждения Раиси, заместитель премьер-министра по экономическим вопросам мулла Абдул Гани Барадар приказал возобновить работы на спорной Бахшабадской плотине над Гильмендом (на территории Афганистана — прим. ИА Красная Весна), проект, который откладывался на долгие годы из-за конфликта и попыток Ирана его остановить.

И спустя более двух месяцев никакого прогресса в решении вопросов с Ираном нет.

«Мы ничего не видим на пути к выполнению обязательств и обеспечению прав Ирана на воду, — заявил официальный представитель министерства иностранных дел Ирана Канаани на пресс-конференции 10 июля. —На различных уровнях ведутся переговоры с временным правительством Афганистана, и мы продолжим серьезно относиться к этому вопросу».

Из-за водного кризиса талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) уже обострили отношения и с другими соседями. Афганистан строит огромный оросительный канал на севере, чтобы отвести воду из бассейна Амударьи, которая в противном случае попала бы в Узбекистан и другие страны Средней Азии. Узбекистан выразил озабоченность, но обещал не препятствовать проекту.

Фатеме Аман из Института Ближнего Востока говорит, что регион должен готовиться к дальнейшим водным конфликтам, вызванным изменением климата.