Если так дело пойдет и дальше, то армяне могут остаться не только без Карабаха, но и без самой Армении

Почему границы Армении в Сюнике рисуют по GPS?

Конечные станции на Закавказской ж/д имени Л. П. Берия со стороны Нахичевани и Баку по состоянию на 2020 г.
Конечные станции на Закавказской ж/д имени Л. П. Берия со стороны Нахичевани и Баку по состоянию на 2020 г.

10 декабря, выступая на победном параде в Баку, президент Азербайджана Ильхам Алиев предъявил претензии не просто на Нагорный Карабах, входивший в советское время в состав Азербайджанской ССР, а на территорию самой Армении.

По заявлению Алиева, в 90-е годы XX века «сотни тысяч азербайджанцев, проживавших в нынешней Республике Армения, были изгнаны с земли предков». «Зангезур, Гейча, Иреван — наши исторические земли. Наш народ веками жил на этих землях, однако руководство Армении изгнало в то время сотни тысяч азербайджанцев с родных земель», — заявил президент Азербайджана. Зангезур — это Сюникская область, Гейча — озеро Севан, а Иреван, соответственно, Ереван.

Такие претензии звучат с азербайджанской стороны не впервые. Например, в 2018 году Алиев на предвыборном выступлении перед членами своей партии также упоминал про Иреванское ханство, Зангезур и Севан.

Уже в ходе последних боевых действий в Нагорном Карабахе глава Азербайджана неоднократно заявлял, что армян в Нагорном Карабахе до XIX века никогда не было, а появились они там только благодаря политике России, которая после заключения Гюлистанского мирного договора с Персией начала заселять армянами исконно азербайджанские земли. В эту же логику вписываются и его претензии на территорию Армении.

Мы рассмотрим лишь часть территориальных претензий Азербайджана — на Сюникскую область Армении (историческое название — Сюник или Зангезур). Нас будут интересовать несколько аспектов.

Транспортный аспект

Одним из условий трехстороннего заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе от 9 ноября является разблокировка транспортного сообщения в регионе и предоставление Арменией гарантии «безопасности транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой». Кроме того, в заявлении прописано, что «по согласованию Сторон будет обеспечено строительство новых транспортных коммуникаций, связывающих Нахичеванскую Автономную Республику с западными районами Азербайджана».

Здесь нужно пояснить, разблокировка какого транспортного сообщения имеется в виду и где должны будут проходить новые транспортные коммуникации.

Еще в советское время через юг Сюникской области проходил самый короткий путь (порядка 40 км) между «континентальным» Азербайджаном и его эксклавом — Нахичеванской Автономной Республикой. Вдоль пограничной с Ираном реки Аракс проходила автомобильная трасса и южное ответвление Закавказской железной дороги, которое связывало Баку, Нахичевань, Ереван и Тбилиси.

С началом первой карабахской войны сообщение по этому участку дороги прекратилось. Вскоре под контроль Нагорного Карабаха перешли районы между НКАО и иранской границей — Кубатлинский, Зангеланский, Джебраильский и треть Физулинского района Азербайджана. Железнодорожное полотно в этих районах и в Сюникской области было разобрано. Нахичеванская Автономная Республика потеряла сухопутную связь с Азербайджаном.

По состоянию на декабрь 2020 года конечной станцией со стороны Нахичеванской Автономной Республики является Ордубад, а со стороны Баку — Горадиз (отмечены на карте). Между ними железнодорожные пути отсутствуют с момента окончания первой Карабахской войны в 1994 г.

С тех пор переговоры по нагорно-карабахскому мирному урегулированию включали в себя вопрос разблокировки транспортного сообщения между Баку и Нахичеванью.

Так, по заявлению второго президента Армении Роберта Кочаряна, Армения и Азербайджан ближе всего были к заключению мирного соглашения в 2001 году в американском Ки-Уэсте. На повестке дня переговоров стоял вопрос присоединения Карабаха к Армении. В ответ Армения должна была дать Азербайджану право на суверенный путь в Нахичевань через Сюникскую область.

По информации Кочаряна, на переговорах даже показали модель этой дороги с многочисленными тоннелями и эстакадами. Экс-глава Армении отметил, что тогда президент Азербайджана Гейдар Алиев отказался подписывать документы, так как не смог добиться согласия парламента. Отметим, что, согласно информации Кочаряна, статус Карабаха и транспортный коридор через Сюник рассматривались как вопросы одинаковой важности.

Сюникская область имеет важнейшее геополитическое значение вообще и для самой Армении в частности. Здесь находится единственный участок границы с Ираном, через которую, в случае обострения отношений с Азербайджаном или Турцией, могут доставляться грузы. Хотя Армения на севере граничит с Грузией, однако сильное влияние на Грузию Турции и Азербайджана делает эту границу крайне уязвимой. Это показали боевые действия в Нагорном Карабахе в 2020 году, когда Грузия сразу же перекрыла возможность транзита военных грузов через свою территорию и воздушное пространство.

Так называемый «план Гобла» (назван по имени Пола Гобла, американского политика, предложившего в 90-е годы план урегулирования конфликта, основанный на обмене территориями) подразумевал передачу Азербайджану транспортного коридора через Сюник в обмен на Лачинский коридор между Арменией и Нагорным Карабахом. Но так как Сюник является единственным выходом Армении к иранской границе, первый вариант оказался отвергнут в силу неравности обмена. Более поздний вариант «плана Гобла» подразумевал передачу Армении части Нахичеванской Автономной Республики, которая бы связала Армению с Ираном, как компенсацию за передаваемый Азербайджану сюникский коридор.

Вся история переговоров и заявления лидеров двух стран, которые делались в разные годы, доказывают, что с геополитической точки зрения вопрос принадлежности Сюника является ключевым как для Армении, так и для Азербайджана.

Полезные ископаемые

Сюникская область богата своими полезными ископаемыми. Здесь находятся Каджаранское и Агаракское медно-молибденовые месторождения. Первое является крупнейшим месторождением молибдена на территории бывшего СССР и одним из крупнейших в мире. В первой половине 2019 года Зангезурский медно-молибденовый комбинат, который разрабатывает рудник, стал крупнейшим налогоплательщиком в Армении, перечислив в бюджет около $60 млн. Каджаранское месторождение также содержит большие запасы золота — около 40 тонн, в Армении, наряду с Амулсарским месторождением, оно является вторым по величине. С учетом того, что новая граница с Азербайджаном прошла непосредственно по крупнейшему в Армении Соткскому золоторудному месторождению, значение других месторождений резко возросло.

Разведанные запасы молибдена в Армении составляют более 7,6% мировых. Кроме молибденового в том же Сюнике расположено и крупнейшее в Армении Сваранцское железорудное месторождение с разведанными запасами железной руды примерно в 1500 млн тонн, которое пока не разрабатывается.

Для Армении, у которой нет запасов углеводородов и в целом не так уж много полезных ископаемых, значение этого района трудно переоценить.

В Азербайджане уже говорят о компенсациях, которые должна заплатить Армения за ущерб Карабаху, нанесенный в результате хозяйственной деятельности. Армянской стороне вменяется незаконное использование полезных ископаемых (в первую очередь — золота), незаконное, по мнению азербайджанской стороны, строительство гидроэлектростанций и другой экологический ущерб. Объем возможных компенсаций экспертами оценивается в десятки миллиардов долларов. Некоторые азербайджанские юристы отмечают, что, так как Армения, скорее всего, не сможет выплатить такие суммы, то в принципе возможен и «зачет» территориями. И в этом смысле Сюник с его полезными ископаемыми и расположением — идеальный кандидат на такой «территориальный зачет».

Что происходит сейчас?

В процессе идущей с необъяснимой стремительностью демаркации границы в районах, не упомянутых, заметим, в трехстороннем заявлении, стали возникать сложности.

Часть населенных пунктов при демаркации границы перешла под контроль Азербайджана. В некоторых селах (например, Шурнух) граница прошла непосредственно по населенному пункту. Стратегическая дорога Горис — Капан несколько раз заходит на территорию, которая теперь маркирована как азербайджанская, хотя еще на советских картах 1988 года дорога целиком находилась на территории Армянской ССР (за исключением одного участка, имевшего к тому же объезд по АрмССР).

В Советском Союзе границы между республиками чертились из расчета, что республики — части единого государства, то есть порой достаточно приблизительно и условно. Разграничение бывших частей одной страны уже после распада СССР оказалось достаточно долгим и трудным процессом, поэтому границы между бывшими союзными республиками в некоторых местах до сих пор не определены. Так, граница Грузии и Азербайджана демаркирована только на 66%, и даже ее длина, по данным сторон, существенно отличается (446 км по данным Грузии и 480 км по данным Азербайджана). У Грузии с Арменией демаркирована примерно половина границы, длина которой также отличается по данным каждой из сторон. На армяно-азербайджанской границе в районах вокруг Нагорного Карабаха делимитация не проводилась в принципе. После первой карабахской войны граница Сюникской области с НКР, под контроль которой перешли соответствующие районы, была и вовсе прозрачной.

При демаркации стало выясняться, что в Сюникской области граница проходит в непосредственной близости от населенных пунктов и пересекает стратегически важные дороги. Самой большой проблемой является поспешность, с которой демаркируется граница. Зачастую это происходит просто по факту появления на каком-то участке границы азербайджанских военных, как это было на Соткском месторождении в Гегаркуникской области на границе с Кельбаджарским районом Азербайджана. На границе Сюникской области армянские военные покидают позиции, находящиеся де-юре на территории Азербайджана, хотя по условиям трехстороннего заявления стороны должны оставаться на тех позициях, которые они занимали к 9 ноября, когда заявление было подписано. Поспешность и непрозрачность процесса демаркации приводит к тому, что даже местные власти, на территории которых проходит демаркация, никак не вовлечены в этот процесс и узнают о нем по факту.

Никаких внятных объяснений со стороны властей Армении не дается, всё происходит кулуарно. Это приводит к тому, что даже региональные и местные власти присоединяются к протестам и требуют отставки правительства.

5 декабря главы общин и члены советов старейшин Сюникской области потребовали отставки премьер-министра Никола Пашиняна и всего правительства. Под заявлением подписались главы общин Капана, Гориса, Каджарана, Мегри, Сисиана, Теха и Татева, а также все члены законодательных органов власти. В заявлении глав общин говорится, что «Армения и Арцах стоят перед бедствием, страна на грани катастрофы, под угрозой находится Сюник». Руководители общин области констатировали, что весь государственный аппарат бездействует, и даже самые мелкие вопросы не решаются на государственном уровне. «Враг дошел до ворот Сюника», — отметили они.

17 декабря Геворк Парсян, мэр областного центра Сюника города Капан, заявил, что он был поставлен перед фактом, что с 18 декабря под контроль азербайджанской стороны переходят позиции, которые обеспечивают безопасность города Капана и тринадцати прилегающих сел.

При этом в результате демаркации граница будет проходить в сотнях метров от областного центра. Нежилой участок города Капан будет находиться всего в 100 м от границы, а жилой участок — в 1 км. В двухстах метрах от границы теперь будет располагаться аэропорт. Кроме того, некоторые села попали в транспортную блокаду.

Эксперты также отмечают, что под угрозой обстрелов с территории Азербайджана оказались не только населенные пункты области, но и части транспортного коридора, соединяющего Ереван и юг страны, где находится пропускной пограничный пункт с Ираном. Если Азербайджан будет контролировать дорогу «север — юг», то единственным «окном в мир» у Армении останется только граница с Грузией, которая, как мы уже отметили, является уязвимой из-за зависимости Грузии от Турции и Азербайджана.

Однако республиканские власти как будто бы не замечают ни «молчаливого» вывода армянских войск со своих позиций на высотах в районе Сюника, ни протестов жителей и местных властей.

19 декабря премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что сдача позиций в процессе демаркации границы в Сюникской области Армении проводится для того, чтобы снять напряженность на границе и обеспечить безопасность Сюникской области. «В эти дни в Сюнике проводится уточнение границ, ВС Армении становятся на международно признанных границах республики. Это приводит к изменениям, создает определенные сложности и неудобства, более того, вызывает эмоции. Звучат оценки, что происходящее — это сдача Сюника или угроза потери Сюника. Но реальность совершенно иная».

Какую совершенно иную реальность имеет в виду Пашинян — сложно сказать, его задача как руководителя страны объяснить всё своим гражданам, региональным и местным властям. Пока же заявления Пашиняна лишь усугубляют хаос и вызывают новые протесты.

Вполне вероятно, что у азербайджанской стороны нашлись карты, на которых граница прочерчена несколько иначе. Было бы логично, если бы эти вопросы выясняли двусторонние и трехсторонние комиссии с обязательным привлечением профильных специалистов. Однако тут-то и выяснилось, что в Армении с недавних пор профессионально заниматься разграничением… представьте, некому! В апреле 2020 года была расформирована государственная некоммерческая организация «Геодезия и картография» при Комитете кадастра Армении, которая отвечала за создание топографических карт, она же занималась демаркацией границ, например, с Грузией.

По мнению бывшего директора ГНКО Арама Степаняна, процесс демаркации границы настолько сложен, что может занимать годы. При этом должны быть собраны группы специалистов из различных областей. Степанян отмечает, что ни GPS (которым пользуются при этом поспешном разграничении), ни тем более Google Maps не могут служить основанием для демаркации. На линию границы часто могут влиять такие обстоятельства, как, например, остатки старых пограничных столбов, текстовые описания границы и тому подобное.

19 декабря с заявлением выступил бывший командующий погранвойсками Армении, генерал-майор в отставке Левон Степанян. По его оценке, ситуация с демаркацией границы в Сюнике демонстрирует абсолютное безвластие в Армении. Он отметил, что в стране нет человека, который бы взял на себя ответственность и вел переговоры с Азербайджаном.

Генерал обратил внимание на двоякое толкование сторонами условий трехстороннего соглашения о прекращении огня в Нагорном Карабахе, которое было подписано 9 ноября.

Действительно, в первом пункте заявления прописано, что Армения и Азербайджан «останавливаются на занимаемых ими позициях», то есть, согласно этому пункту, продвижения азербайджанских войск вне передаваемых ему Агдамского, Кельбаджарского и Лачинского районов быть не должно. Пункт 3 заявления определяет место размещения российских миротворцев — «вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора», а пункт 4 касается вывода из зоны конфликта армянских военных: «Миротворческий контингент Российской Федерации развертывается параллельно с выводом армянских вооруженных сил».

Армения трактует в свою пользу 1-й пункт, настаивая на том, что азербайджанские военные должны оставаться на своих позициях в районах, граничащих с Сюникской областью и не упомянутых явно в трехстороннем заявлении. Азербайджан же использует 4-й пункт, считая, что армянские войска должны быть выведены из всех районов вокруг Нагорного Карабаха.

Общий характер трехстороннего заявления, отсутствие внятной позиции и разъяснительной работы руководства Армении с общинами и населением приводит к тому, что на местах творится хаос.

20 декабря губернатор Сюникской области опубликовал заявление, рекомендующее гражданам, которые попадают в острые ситуации в ходе демаркации границы, звонить по телефону горячей линии Службы национальной безопасности. Многие жители области восприняли это заявление как прямое издевательство и свидетельство неспособности обеспечить четкий процесс и предотвратить возможные агрессивные действия азербайджанских военных.

Что дальше?

Сюник имеет для Турции и Азербайджана важнейшее значение, так как открытие транспортного коридора через него связывает Азербайджан с его эксклавом — Нахичеванью. Турция, которая также имеет сухопутную границу с Нахичеванью, получает проход к Каспийскому морю, что является важным шагом для желаемого построения «Великого Турана» — объединения тюркоязычных стран и регионов (в числе которого турки видят в перспективе также российский Крым и тюркоязычные регионы РФ).

Власти Азербайджана неуклонно внедряют в сознание своих рядовых граждан мысль, что территория Армении является исконно азербайджанской землей. Пример подобной пропаганды опубликовал 17 декабря омбудсмен Армении Арман Татоян. Он привел пример карт из буклетов азербайджанских солдат, на которых Сюникская область и другие районы Армении помечены как азербайджанская территория.

Надпись на азербайджанском на одной из карт гласит: «Моя страна…эта страна моя, твоя, наша». В состав Азербайджана «попали» Сюникская, Вайоцдзорская, Гегаркуникская и Тавушская области Армении.

Однако аппетиты Азербайджана и Турции не ограничиваются и этими областями. Из уст некоторых ученых и экспертов звучат претензии вообще на всю Армению.

В мае 2020 года азербайджанское агентство Turan.az сообщило о том, что в Турции была «объявлена Республика Западный Азербайджан (Иреван) в изгнании». Причем именно в такой формулировке — не «правительство в изгнании», как это неоднократно было в мировой истории, а целая республика, которой при этом никогда не существовало. Профессор Университета Кайсери в Турции, армяновед и преподаватель армянского языка Гафар Чахмаглы был избран председателем инициативной группы «Республики Западный Азербайджан (Иреван)» после обсуждений в ходе видеоконференции, организованной Всеазиатскими центрами (БАО).

Чахмаглы заявил, что подобная идея уже давно стоит на повестке дня «как Азербайджана, так и Турции», и что важные люди «западно-азербайджанского (иреванского) происхождения», проживающие в разных частях света, сделали этот решительный шаг. Он также подчеркнул, что главная цель Республики Западный Азербайджан (Иреван) — «вернуть все исторические земли, включая Ереван, Зангебасар (Араратская область Армении. — Прим. авт.), Гейчу, Зангезур, Гюмри, Даралайаз (Шаруро-Даралагезский уезд Эриваньской губернии в составе Российской Империи в настоящий момент большей частью совпадает с Вайоцдзорской областью Армении, — Прим. авт.) и все оставшиеся исторические земли в границах современной Армении».

Конечно, виртуальное правительство в изгнании — это не вооруженные силы на границе страны, но то, что сегодня является только словами, завтра может вылиться в конкретные дела и вооруженные конфликты.

В ответ на «объявление» Республики Западный Азербайджан (Иреван) азербайджанский политический обозреватель Нурани Касимова Тофигаханум предложила другой, мягкий вариант возвращения «исконных исторических земель». По ее мнению, с 1918 по 1988 годы в Советской Армении «коренное азербайджанское население Иреванского ханства подвергалось планомерным этническим чисткам». Поэтому следует поставить перед армянским руководством вопрос, «которого они смертельно боятся коснуться», — возвращение в Армению всех азербайджанских беженцев с 1918 года, включая их потомков, что, с учетом демографии, даст, по мнению обозревателя, «впечатляющие цифры».

Автор отмечает, что так как население самой Армении сокращается, то возвращение беженцев может просто создать ситуацию, когда «на территории Иреванского ханства восстановится азербайджанское большинство — со всеми электоральными последствиями вообще и восстановлением в регионе исторических границ в частности».

Многие эксперты отмечают странность поражения Армении в Нагорном Карабахе, обвиняя премьер-министра Армении в предательстве и сдаче позиций и населенных пунктов. Не меньше странностей возникает в южной Сюникской области, где происходит демаркация новой границы с Азербайджаном. Никакой четкой позиции власти не заявляют, а сдачу позиций объясняют требованиями безопасности.

Парадокс ситуации заключается в том, что проигравший войну Никол Пашинян через 40 дней после фактической капитуляции всё еще находится у власти. Складывается ощущение, что все, кто требуют его отставки, по большому счету не хотят брать власть. Дело доходит до того, что представители достаточно радикальной партии Армянская Революционная Федерация «Дашнакцутюн» — той, что 100 лет назад с оружием в руках мстила за геноцид армян, — сейчас объявляют голодовку с требованием отставки премьер-министра, но и ее сворачивают.

Премьер-министр, похоже, готов сдавать территории нон-стоп уже в самой Армении. Но готова ли к этому элита и армянский народ? И не является ли нахождение Пашиняна у власти до настоящего момента свидетельством пассивного соучастия в его действиях и всех остальных?

Ведь если так дело пойдет и дальше, то армяне могут остаться не только без Карабаха, но и без самой Армении.