В Воронеже общественный транспорт превратился в свалку
В последнее время чрезвычайные ситуации в общественном транспорте Воронежа все чаще попадают в федеральные сводки. 12 августа в одной из маршруток произошел взрыв, 27 августа — пожар, 30 августа произошло сразу два ДТП. Попробуем разобраться, что происходит, как видят проблему разные стороны, какие решения они предлагают.
Практически весь транспорт для жителей Воронежа отдан на откуп частникам. В городе всего 13 компаний-перевозчиков, из них городской администрации принадлежит только одна, и доля в маршрутах у нее небольшая: 11 маршрутов автобусов и 5 маршрутов троллейбусов. Больше всего маршрутов в городе обслуживает частная компания ООО ТК «Автолайн плюс», их 24. Трамваев в городе нет.
Стоит отметить, что транспортные компании обслуживают не только Воронеж, но и всю воронежскую агломерацию, которая включает и пригородные Семилукский, Новоусманский, Рамонский, Хохольский и Верхнехавский районы. А это самая большая агломерация в ЦФО после Московской с численностью населения более 1,3 млн человек.
Эксперты описывают ситуацию с транспортом как «свалку» — порядка мало. В погоне за прибылью частники снижают расходы. В итоге на рейс выходят технически неисправные автобусы. Даже в экстремальную жару автобусы ездят без кондиционеров. Водители не выдерживают таких условий работы, участились случаи ДТП, когда водителю автобуса просто стало плохо. При этом аппетиты частников растут — они уже хотят дотаций из бюджета или повышения платы проезда.
Проанализируем данные за один месяц лета — август.
3 августа в Воронеже произошло ДТП с участием автобуса общественного транспорта маршрута № 80. Водителю стало плохо, потом поступили сообщения, что у него случился гипертонический криз. В итоге автобус врезался в столб в центре города, пострадали пять пассажиров.
Сразу после этого инцидента в региональных СМИ развернулась дискуссия, в ходе которой выяснилось, что в воронежских автобусах нет кондиционеров. Автобусов с кондиционерами только 30 штук на всю агломерацию.
А в городе стоит экстремальная жара. Вполне естественно, что у водителей, которые проводят на жаре целый день, могут возникнуть проблемы со здоровьем. И как результат — ДТП с травмами для пассажиров.
В ответ один из представителей мэрии посетовал, что чиновники ограничены законодательством и не могут давить на частников в этом вопросе.
12 августа в Воронеже произошла трагедия, унесшая жизни двух человек — взорвалась маршрутка. При взрыве пострадали 24 человека. Официальная причина трагедии пока не озвучена. СК возбудил дело о некачественном оказании услуг.
Сразу после инцидента власти поручили проверить техническое состояние общественного транспорта Воронежа. Нарушений выявлено не было.
20 августа эксперт и начальник управления транспортного планирования «РосдорНИИ» Владимир Пащенко очень резко высказался об общественном транспорте города, назвав движение в городе «свалкой», и сказал о необходимости запуска воронежского метробуса.
27 августа в Воронеже загорелся автобус. Водитель и пассажиры не видели пожара, его случайно заметили полицейские и оперативно отреагировали. Огонь подбирался к газовому баллону на крыше автобуса и это могло кончиться взрывом.
После пожара были организованы внеплановые проверки общественного транспорта города.
28 августа после резкого торможения в маршрутке упала женщина. Она получила травмы головы и была госпитализирована. СК региона возбудил доследственную проверку по факту ненадлежащего оказания услуг по перевозке граждан.
30 августа в разное время в центре Воронежа произошло сразу два ДТП с участием маршруток. У площади Ленина автобус маршрута № 5А врезался в столб. По предварительным данным, водителю стало плохо, пострадали две женщины. В происшествии разбирается Следственный комитет. Позже маршрутка № 105 проехала на высокой скорости на красный свет, из-за чего произошло столкновение с иномаркой. К счастью, пассажирам и водителю медпомощь не понадобилась.
31 августа в городе возобновилась общественная дискуссия о проблемах общественного транспорта. На совещании в мэрии перевозчики пожаловались, что все проблемы — из-за низких зарплат водителей и плохого материального положения отрасли, в связи с чем они не могут даже установить системы видеофиксации, хотя и должны. Мэр пообещал им компенсировать расходы на этот вид техники.
На том же совещании обнаружилась и другая проблема. Оказывается, на ночь частные перевозчики зачастую оставляют автобусы не на охраняемой территории, а где им удобно, что влияет на антитеррористическую безопасность. Мэр города Вадим Кстенин сказал, что в будущем их будут наказывать за подобное строже, вплоть до отзыва лицензии.
Перевозчикам напомнили о необходимости проводить регулярно предрейсовые осмотры транспорта и дополнительно проверять наличие и исправность огнетушителей. Также предпринимателей предупредили, что информацию об использовании автобусов, находящихся за пределами допустимых сроков эксплуатации, теперь будут направлять в надзорное ведомство.
По данным издания «Вести-Воронеж», в городе существует серьезная нехватка общественного транспорта, например, сейчас ежедневно на улицы города должны выходить около 1,2 тыс. автобусов. В действительности их на маршрутах не более 850. Мэрия заявила, что наиболее сложная ситуация на так называемых социальных маршрутах.
Основной причиной нехватки транспорта на дорогах все дружно называют недостаток водителей, которые на период снижения пассажиропотока находят другую работу и увольняются.
При этом перевозчики открыто заявляют о том, что во всем виновата низкая стоимость проезда в маршрутках города. Так, председатель совета директоров компании «Автолайн» Дмитрий Крутских сказал, что из-за того, что стоимость проезда не повышалась уже более двух лет, сейчас водитель в среднем получает 50-60 тыс. рублей за 12-15 смен в месяц, это меньше, чем он мог бы заработать, например, на стройке. В итоге водители увольняются ради большего заработка.
Администрация города согласилась с частником — общественному транспорту Воронежа действительно не хватает водителей. В мэрии сказали, что большую роль в этом процессе играет сезонность. Летом, когда в городе резко падает пассажиропоток, водители маршруток массово переходят на другую работу — идут на стройки, нанимаются дальнобойщиками. Также в мэрии считают, что в этом процессе играет роль и повышение требований к качеству пассажирских перевозок, которые готовы соблюдать не все.
Какой же выход из ситуации предлагают бизнес и городские власти? Частники хотят дотаций от государства через введение так называемых брутто-контрактов. При этих контрактах мэрия аккумулирует у себя все платежи пассажиров, а перевозчикам оплачивает оговоренную в контрактах работу — пройденные километры или выполненные рейсы, а не количество перевезенных пассажиров.
В итоге властям, скорее всего, придется дотировать предпринимателей. И этот вариант, по словам же самих частников, может устранить только проблему «гонки за пассажирами», которая якобы приводит к ДТП, и проблему с так называемыми социальными маршрутками.
В то же время власти Воронежа обсуждают возможность частичного восстановления муниципального общественного транспорта в виде метробусов. Об этом 4 июня заявил глава области Александр Гусев.
Метробусы — это высокоскоростные электрические автобусы, которые движутся по выделенной, чаще огороженной линии, с посадкой пассажиров с двух сторон на специальных терминалах с турникетами. По словам губернатора, этот вид транспорта можно ввести за два года. Однако для этого потребуется перенести остановки и изменить дорожную инфраструктуру. То есть метробус — это дорогостоящий проект.
В Воронеже обсуждается и проект легкорельсового транспорта, маршруты которого частично будут проходить под землей. Но на его реализацию, по словам главы региона, понадобится около пяти-семи лет.
Варианты, предложенные властями, технологичны, но требуют очень серьезных финансовых вложений, а главное — серьезных изменений привычной гражданам инфраструктуры города. Несмотря на то, что власти обещали до конца 2021 года определиться, будет ли в Воронеже легкорельсовый или электрический транспорт, все эти вопросы пока находятся на уровне консультаций.
Самый очевидный вариант — перевод большей части городского общественного транспорта в государственные руки, что позволит контролировать работу этой важной сферы городской жизни, администрацией почему-то даже не рассматривается.