Внимание действующего премьер-министра Кириакоса Мицотакиса, похоже, направлено вовсе не на интересы Греции

Самым «подходящим» премьер-министром Греции стал Никто

Рене Магритт. Высшее общество (фрагмент). 1962
Рене Магритт. Высшее общество (фрагмент). 1962
Рене Магритт. Высшее общество (фрагмент). 1962

Признание Косово

Комитет по политическим вопросам ПАСЕ на заседании 27 марта в Париже рекомендовал пригласить Косово в Совет Европы. Решение было основано на докладе греческого политика Доры Бакоянни, сестры премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса.

Как ранее заявил президент Сербии Александр Вучич, такое решение «де-факто будет означать изгнание Сербии».

Особую роль Греции в этом решении ПАСЕ придает то, что Греция, как по-прежнему написано на сайте ее МИД, не признаёт Косово. Принято считать, что эта позиция определяется проблемой Кипра: Греция отказывается признавать одностороннее объявление независимости повсюду, чтобы не создавать даже намека на возможность признания Северного Кипра, отделившегося в результате турецкой оккупации.

После заключения ПАСЕ Вучич заявил, что Бакоянни изменила своим принципам, и устыдил ее: «Позор за то, что ты сделала… я прекрасно знаю, кто отдал приказ отказаться от своих принципов и так себя вести».

Проправительственные СМИ Греции обошли это событие стороной. Последняя новость по теме Косово на сайте газеты Kathimerini, связываемой с правящей партией «Новая демократия», датирована 14 марта. Ее заголовок: «Правительство [премьер-министра Косова Альбина] Курти возвращает 240 акров земли сербскому монастырю». Эта же новость — последняя за март и по тегу «Сербия».

На новостном сайте государственного телевидения ERT последняя новость о Сербии датирована 7 марта («Премьер-министр [Ана] Брнабич будет выдвинута на пост спикера парламента»), а о Косово за март новостей вообще нет.

Печатный орган оппозиционной партии СИРИЗА — газета Avgi — опубликовал 29 марта новость о том, что Вучич «напал» на Бакоянни «за Косово». На следующий день газета рассказала, что бывший лидер СИРИЗА Алексис Ципрас оказался «единственным, кто воздержался» на том голосовании в Совете Европы. По версии издания, это воздержание Ципраса имеет «особое значение не только для него самого, но и для страны [Греции]».

Как утверждает Avgi, Сербия «приветствовала позицию» Ципраса, и, более того, позиция Ципраса «спасает положение Греции».

Лидер небольшой националистической партии Греции «Греческое решение» Кириакос Велопулос заявил, что «ни одна партия не сделала заявления о невероятном решении правительства признать Косово», потому что они «трусы», которые боятся американского посольства.

Пресс-служба его партии заявила, что предложение Бакоянни — это не просто предательство Грецией своего союзника Сербии, но и предательство самой Греции, а также Кипра, помощь «нацистскому видению „Великой Албании“, которая, конечно, включает греческие территории», открытие «черного хода псевдогосударству Атиллы» и усиление «турецкой угрозы во Фракии».

Выходит, вслед за предательством России — якобы во имя своих принципов и Кипра — Греция в лице своего правительства предала Сербию, а вместе с ней и те принципы, ради которых предавала Россию.

Резкое падение рейтинга Мицотакиса

Столь резкие действия греческого правительства по отношению к Сербии, символические и последовательные с точки зрения российского наблюдателя, вряд ли бы оказали сильное влияние на политические события в самой Греции, для которой, по утверждению социологов, главная проблема — это рост цен. Тем не менее одновременно с этим (и даже раньше) было зафиксировано резкое падение рейтинга Мицотакиса как политика. Несмотря на весьма скромный уровень инфляции.

Еще в феврале, по данным опроса Metron Analysis, «наиболее подходящим» на пост премьер-министра политиком, по мнению 40% граждан Греции, являлся Мицотакис. По крайней мере с октября 2023 года его предпочитали 40–41% опрошенных. Однако уже в опросе 12–19 марта этот показатель Мицотакиса упал до 33%, тогда как на первое место вышел ответ «Никто», который выбрали 39% опрошенных.

Само по себе это событие не столь необычно для Греции. В последний раз «Никто» становился самым подходящим премьер-министром пять лет назад. Однако директор Metron Analysis Стратос Фанарас подчеркнул, что «ранее не видел столь негативного совпадения», чтобы вдобавок к этому рейтинг второго политика оказывался ниже 10%. По данным мартовского опроса, рейтинг второго политика — лидера СИРИЗА Стефаноса Касселакиса — составил лишь 7% (в феврале — 5%).

Фанарас добавил, что текущая политическая ситуация внутри Греции не является ситуацией политической борьбы. Это ситуация господства правительства «Новой демократии» и Мицотакиса. Несмотря на это, опрос показал для Мицотакиса «худшие результаты» за все пять лет его пребывания на этом посту.

Социолог отметил, что контекст последнего исследования определяется такими событиями, как годовщина железнодорожной катастрофы в Темпи, утечка е-мейлов зарубежных избирателей, реформа высшего образования. Ранее контекст определялся легализацией гей-браков, протестами фермеров и другими событиями.

Отметим, 28 февраля — день годовщины катастрофы в Темпи. В этот день прошли забастовки и многотысячные митинги: в Афинах — 20 тыс. человек, в Салониках — 10 тыс. человек.

28 февраля 2023 года у города Темпи на одном пути двухколейной железной дороги столкнулись «в лоб» пассажирский и грузовой составы. Катастрофа унесла жизни 57 человек. Системы железнодорожной автоматики на этом участке не работали уже много лет, поэтому переложить всю вину на начальника станции оказалось невозможно.

В годовщину трагедии Мицотакис заявил, что верит в правосудие, и пообещал, что виновные будут наказаны. По его словам, время принесет облегчение, когда все причины будут установлены, сомнения развеяны, абсурдные слухи опровергнуты, а виновные наказаны.

В конце марта оппозиция вынесла на голосование в парламенте вотум недоверия правительству «Новой демократии». В каком-то смысле это традиционный ход греческой оппозиции. Было наперед понятно, что большинство депутатов, будучи членами «Новой демократии», проголосуют «против». Зато на эти три дня парламент действительно станет площадкой для жесткой политической дискуссии.

Как позднее показал опрос, граждане Греции сочли эту инициативу оправданной. Однако эти же граждане, когда их последовательно расспрашивали, какая из парламентских партий потеряла или приобрела в результате этого парламентского процесса, неизменно отдавали больше голосов варианту «проиграла», чем «приобрела». Иными словами, проиграли все партии.

Главным вопросом вотума оказалось расследование катастрофы в Темпи. И можно предположить, что именно Темпи переполнил чашу терпения многих избирателей. Выступая в парламенте на слушаниях по этому поводу, Мицотакис начал свою речь словами: «Господин председатель, дамы и господа депутаты, я выхожу на эту дискуссию, полагая, что трагедия в Темпи — это вопрос намного более важный и намного более глубокий, чем просто повод вынести предложение вотума недоверия правительству, как этого хотели партии, которые его инициировали».

Развитие кризиса

Кризис на внутриполитической арене Греции возник не на ровном месте и не сводится только к неспособности правительства провести расследование или справиться с издержками экономической и иной войны против России.

Это продолжение ситуации, которая сложилась еще во время парламентских выборов лета 2023 года. Глубокий кризис левой оппозиции привел к тому, что Мицотакис позволил себе прямо заявить перед повторными выборами, что выборы будут повторяться до тех пор, пока граждане не отдадут «Новой демократии» столько голосов, сколько той нужно для того, чтобы сформировать правительство без какого-либо участия каких-либо других партий.

В ноябре 2023 года глава исследовательской компании MRB Димитрис Маврос заявил, что в сложившейся ситуации «всевластия» правительство сможет проводить такие реформы, «которые в другой ситуации не посмело бы проводить никакое правительство».

Фактически события показывают именно такое развитие.

Так, Мицотакис стал инициатором легализации гомосексуальных браков, сделав Грецию первой православной страной, проведшей эту реформу. Причем инициатива Мицотакиса коснулась не только права оформления таких отношений, но и права однополых пар усыновлять детей, что уже никак не согласовывалось не только с позицией церкви, но и с социологическими данными. Сильный протест вызвала также реформа высшего образования. И это всё на фоне неспособности правительства сказать хоть что-то соразмерное спустя год после катастрофы.

Вместе с тем Мицотакис проявляет активность на направлении, которое не ограничивается внутренней политикой и которое можно условно назвать европейским. Он стал одним из первых европейских политиков, объявивших, что его страна воюет с Россией. Греция отправила киевскому режиму транспортный самолет с оружием уже через три дня после начала спецоперации — раньше даже, чем смогла собрать для Украины партию гуманитарной помощи.

Из недавних инициатив Мицотакиса можно отметить его поездку в Одессу с «пикантным моментом»: он почти попал под удар российских вооруженных сил, на что на следующий день успешно сослался на съезде Европейской народной партии, призывая поддерживать Киев. Вскоре после этого он призвал Евросоюз выпустить облигации для финансирования оборонных расходов.

Давний курс Мицотакиса?

Европейские инициативы Мицотакиса не ограничиваются конфликтом с Россией. В январе 2021 года он презентовал Еврокомиссии проект единого европейского «зеленого цифрового сертификата» вакцинации. Летом того же года его правительство согласовало в ЕС план восстановления «Греция 2.0», по которому предполагалось привлечь около €100 млрд. План опирался на цифровизацию, социальную трансформацию (!), «зеленые» технологии и крупные инвестиции. Тогда в его правительстве этот план назвали «планом Маршалла нашей эпохи».

Мицотакис заявил, что Греция будет в авангарде борьбы с глобальным потеплением. Он объявил целый остров Астипалея испытательной базой перехода к «зеленой» энергетике и пообещал, что в 2026 году благодаря солнечным батареям и ветроэлектростанциям остров достигнет полной энергетической автономии. Это в условиях, когда его министры не стесняются публично называть туризм «тяжелой промышленностью» Греции.

Польза этих проектов для Греции очевидна далеко не всегда. В то же время нельзя назвать их непродуманными. Напротив, многие действия греческого правительства, такие как заблаговременное развертывание в Александруполисе газового хаба и перевалочной базы для натовской военной техники, удивляют своей, если так можно выразиться, прозорливостью. Если, конечно, придерживаться официальной версии западных СМИ о том, что обострение конфликта на Украине в 2022 году произошло в результате неожиданной и «неоправданной» инициативы России. А если не придерживаться этих рамок и допустить, что конфликт был навязан России Западом, то эти шаги не удивляют, но от этого не выглядят менее продуманными.

В любом случае эти действия не случайны, и ясно, что то, что за ними стоит, вовсе не интересы греческих избирателей. И именно сейчас, во время кризиса оппозиции, Мицотакис и правительство «Новой демократии» получили особую свободу от демократических ограничений.

В момент, когда оппозиция ослабла настолько, что потеряла возможность заниматься Грецией, оказалось, что правящая партия осмелела настолько, что потеряла желание заниматься Грецией.

А лучшим премьер-министром Греции, как некогда царем Итаки, видимо, должен стать тот, кто пока хитро скрывается в соцопросах под именем Никто.