Бывшей уличной оппозиции, которая стала правящей коалицией, для того, чтобы остаться в парламенте, понадобился союз с противником — бывшей партией власти

Покончит ли Болгария с временным правительством?

Морские пейзажи. Иван Лалев
Морские пейзажи. Иван Лалев

27 октября в Болгарии проходят внеочередные выборы в парламент — Народное собрание. Какая политическая конфигурация сложилась к этому моменту в стране?

В 2020 казалось, что страна готовится к своему майдану: ежедневные или ежевечерние уличные протесты в течение всего лета и почти всей осени, которая в Болгарии долгая и теплая. Территориально протесты проходили на так называемом треугольнике власти — на «желтой мостовой», то есть всё равно что в Москве на Красной площади.

Протестующие — разные общественные и политические организации — выступали против правления находившейся тогда у власти партии «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ). Именно ее протестные активисты объявили «партией жуликов и воров», а самым главным жуликом и вором назначили, конечно же, Бойко Борисова, который с 2006 года был лидером партии и больше 10 лет занимал пост премьер-министра страны.

Надо полагать, кое-какие реальные основания для этого у протестующих были… Бойко Борисов и компания напоминали наших «братков» из 1990-х с борцовскими или боксерскими параметрами. Сам Борисов — бывший спецслужбист, правда, не из КГБ, а из МВД. Борисов и его партия в течение более десяти лет руководили страной, вписывая ее в Европейский союз.

Однако, в отличие от украинцев, протестующие болгары не превратили свой майдан в госпереворот. Самое радикальное, на что время от времени решались протестующие, — забросать входы в административные здания яйцами и туалетной бумагой.

Возводились несколько раз и палаточные городки, и были даже некие столкновения с полицией. Но без жертв, и даже без тяжелых увечий. Были отдельные хулиганские выходки, как, например, отключение всех поездов метро в час пик от электропитания, учиненное одним сторонником монархической партии. Такие поступки вызывали скорее общественное порицание.

Однако кое-какой успех протестующим сопутствовал. Представители власти пошли на переговоры. И даже поделились властью с представителями оппозиции. На волне народных выступлений в парламент Болгарии вошли несколько новых политических образований. Кто-то из них удержался в парламенте, кто-то нет, бывшие лидеры уличных протестов собирались в различные комбинации и коалиции.

За 2023 год — начало 2024 года правящая коалиция приобрела следующий вид. В нее вошли члены партии «Продолжаем перемены» (ПП), объединившиеся с «Демократической Болгарией» (ДБ), национальная турецкая партия «Движение за права и свободы» (ДПС). И мало-помалу в эту же коалицию влилась ставшая на время оппозицией партия ГЕРБ.

Тем не менее приход оппозиции во власть был не слишком удачным. Лидер ПП, бывший некоторое время премьер-министром страны, успел получить вотум недоверия вместе со своим кабинетом министров.

Прочие политики также не отличились выдающимися свершениями на благо страны. Популярность этих новых партий постепенно падала, падала и активность их избирателей.

Политический кризис в Болгарии, начавшийся в 2020 году и продолжавшийся до июня 2024 года, ознаменовался рекордно длительным периодом нахождения у власти временного правительства. Это получилось из-за того, что политические силы, входившие в Народное собрание (парламент) Болгарии, после нескольких выборов кряду никак не могли составить регулярный кабинет министров. После чего президент страны Румен Радев, согласно конституции страны, объявлял следующие внеочередные выборы, а на время подготовки к ним назначал временное правительство.

Популярность в народе партий и их участников, входящих в нынешнюю правящую коалицию, продолжала падать, и продолжала падать явка избирателей на выборах. Ситуация достигла критически низкого уровня электоральной поддержки.

И сложилась парадоксальная ситуация. Бывшей уличной оппозиции, которая стала правящей коалицией, для того, чтобы остаться в парламенте, стала необходима ушедшая в оппозицию ГЕРБ.

Лидер ГЕРБ Бойко Борисов к этому времени вообще вышел из парламентской группы. Но тут он вдруг потребовался, и к нему, как оказалось, вроде как возвращается… не сказать, что народная любовь, но какая-никакая популярность.

Для России болгарская ГЕРБ — это, конечно, не партнер, мало того, самого Борисова не назовешь спасителем Болгарии. Его партия явным образом держит курс в фарватере ЕС. А этот фарватер включает в себя и участие в активно антироссийском НАТО, и участие в ВОЗ со всеми локдаунами и вакцинами, и участие в ВТО с уничтожением национальной промышленности и почти всего сельского хозяйства, и всю разнообразную гендерную политику, а также и ювенальную юстицию с отъемом детей у родителей за бедность и «зеленую энергетику», грозящую превратить Болгарию из экспортера электроэнергии в импортера, уничтожить градообразующие предприятия — угольные шахты и тепловые электростанции, а следовательно, сделать безработными население целых городов.

Тут интересно, что сам Борисов в одном интервью обмолвился, что, чем объединяться с этой оранжевой оппозицией, он «охотнее бы вступил в коалицию с Возрожденцами, у них сильная политика».

Партия «Возрождение» — тоже оппозиционная партия, идеология которой — национально-освободительная борьба и евроскептицизм. Они решительно против гендерного разнообразия, против режимов ношения масок, мРНК-вакцин, Шенгена, замены лева евро, против поставок вооружения на Украину и вмешательства в этот конфликт. Партия выступает за суверенитет, прежде всего продовольственный, но также и военный.

«Болгарию должна защищать прежде всего болгарская армия, — говорят они, — а уж защитит ли нас НАТО, это вопрос второй». Партийная дисциплина какая-никакая у них есть. Поэтому Борисов и говорит: «Я бы лучше с этими как-нибудь скооперировался, они дельные ребята… Но у них же своя повестка!»

То есть Борисов имеет в виду, что для возрожденцев политика, ориентированная на ЕС, которой придерживается ГЕРБ, категорически чужда. Никакой коалиции с ними не построишь.

Вот с таким раскладом сил Болгария и пришла к выборам в июне 2024 года. Явка избирателей на этих выборах составила 33%, что стало самой низкой явкой с 1989 года.

В итоге ГЕРБ показала наилучшие результаты, получив почти 24% голосов и 68 мест, однако не получила большинства в Народном собрании. ДПС получила 17% голосов, а союз ПП-ДБ — 14%, то есть очень сильно ухудшил свои результаты по сравнению с итогами выборов 2023 года. Значительно свой результат улучшила только ДПС, получив дополнительные 11 мест в парламенте. Партия «Возрождение» получила 13% голосов, сохранив прошлые результаты.

В данной ситуации Борисов оказался на развилке относительно того, с кем строить реальную коалицию. В одиночку ГЕРБ при таком количестве мест в парламенте сформировать правительство просто не сможет, ей нужна поддержка.

В итоге власть снова перешла к очередному временному правительству. А в парламентских фракциях наблюдалось вовсе не объединение, а расколы. Партия ДПС разделилась на два враждующих крыла, Болгарская социалистическая партия (БСП) также потеряла единство и единоначалие, в последние месяцы не было даже единого мнения, кто же ее возглавляет.

По последним соцопросам, на предстоящих выборах ожидаются следующие результаты.

Согласно исследованию «Маркет Линкс» 22 октября, ведущей политической силой будет ГЕРБ, ее поддерживает 24% потенциальных избирателей, за ним следует коалиция ПП-ДБ с 14,1%. Партия «Возрождение» занимает третье место с 13,1%, а четвертая политическая сила — «Альянс за права и свободы» — имеет 8,3%. Далее следуют «ДПС — Новое начало», которых поддерживают 7,2%, «БСП — Объединенные левые» — 7% и «Есть такой народ» (ИТН) — 4,6%.

Организация «Величие» близко подошла к проходному 4%-ному барьеру и, возможно, преодолеет его. «Синяя Болгария» с 2,8% и МЕЧ с 1,6% имеют мало шансов пройти в парламент.

«Никого не поддерживаю» указали 2,1% опрашиваемых, а 9,7% на момент опроса еще «не решили», за кого хотят голосовать.

Проходивший в это же время опрос Exacta Research Group также выделил ГЕРБ как потенциального лидера, но в коалиции ГЕРБ-СДС, — за них собираются отдать голоса 26,7% опрошенных.

На второе место, по мнению Exacta, претендуют коалиция ПП-ДБ, получившая 14,6%, и «Возрождение»— 14,3%.

Далее следуют: «Альянс за права и свободы» (в который входит одно из крыльев расколовшейся партии «Движение за права и свободы» (ДПС)) с 8,1%, альянс на основе Болгарской социалистической партии «БСП — Объединенные левые» с 7,5%, другое крыло ДПС «ДПС — Новое начало» с 7,3% и «Есть такой народ» (ИТН) — 6,0%.

МЕЧ, «Синяя Болгария» и «Величие» 4%-ный барьер, по-видимому, не пройдут.

Надо отметить, что ведущие места в опросах занимают коалиции, представляющие две и более партии (ГЕРБ-СДС, ПП-ДБ, «БСП — Объединенные левые» и т. д.) и лишь «Возрождение» представляет собой единую партию.

Реальные результаты голосования, разумеется, могут отличаться от ожидаемых. Какими они будут на этот раз, покажут сегодняшние выборы. Однако надо признать, что каких-то серьезных предпосылок того, что в этот раз выборы окажутся более результативными и победившая партия сможет сформировать столь необходимое правительство, как не было, так и нет.