Дистанционное образование создаст потерянное поколение — интервью
Из-за борьбы с коронавирусом в 2020 году в вузах и школах было массово введено дистанционное образование. Каковы результаты применения этой временной меры, и какие могут быть последствия внедрения дистанционного образования на постоянной основе, рассказал в интервью ИА Красная Весна кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики Северского технологического института Научно-исследовательского ядерного университета Московского инженерно-физического института (СТИ НИЯУ МИФИ) Аркадий Кеслер.
ИА Красная Весна: С какими проблемами столкнулись Вы и Ваши коллеги во время вынужденного перехода на дистанционное обучение во время пандемии?
— Основная проблема — это отсутствие живого контакта между преподавателем и студентами. Обратная связь слабая, и неясно — понимают тебя или уже потерялись, или вообще перестали слушать и занимаются своими делами.
Было много других проблем, как технических, так и методических, но эта — основная.
ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете последствия вынужденного перехода на дистанционный режим?
— Двойственно. С одной стороны, обучение в дистанционном режиме снижает качество усвоения материала. С другой стороны, всё было бы гораздо хуже, если бы студенты в период самоизоляции не учились вообще или занимались полностью самостоятельно.
ИА Красная Весна: К чему может привести продолжение применения этой формы обучения в следующем году?
— Если такой режим продлится еще хотя бы полгода, то, на мой взгляд, у нас в образовании появится потерянное поколение. Особенно это скажется на школьниках в младших классах — когда закладывается фундамент.
ИА Красная Весна: Как, по Вашему мнению, изменится роль преподавателя в случае дальнейшего широкого использования практики дистанционного обучения?
— Преподаватель станет кем-то вроде консультанта. Учебные курсы слушатели смогут просматривать и без него. Преподавателю останется функция ответов на возникающие вопросы.
ИА Красная Весна: В последнее время из уст крупных чиновников звучат заявления, что дистанционное образование должно стать естественным для большинства граждан. Эксперты Валдайского клуба прямо говорят, что очное образование будет привилегией элиты. Что Вы думаете по этому поводу?
— Думаю, что, в какой-то своей части, власть имущие и их обслуга хотят считать себя качественно превосходящими простых людей. Но получается неубедительно даже для самих себя. Да, они имеют очевидное превосходство по богатству, уровню потребления, властным возможностям. Но в современном обществе это не те качества, которые делают человека выше в глазах окружающих или хотя бы в собственных. А по ряду актуальных критериев, таких как образование, культура, нравственность, «элитарии» в целом или не превосходят простых людей, или им уступают.
Дистанционное образование как раз дает прекрасные возможности для нужной им сегрегации. Пройдет всего десяток-другой лет, и дети элиты, за счет перевода остальных на дистанционку, действительно станут на голову культурнее, образованнее, коммуникабельнее и т. п. Как было во времена крепостного права.