Сражаясь за Родину, русский Солдат встал на защиту Мира от черных сил Зла
Фильм «Они сражались за Родину» (реж. С. Бондарчук, В. Досталь, 1975 г.) — заставляет задуматься о сложных вещах. За кажущейся простотой и неспешностью повествования встает монументальная картина войны и жертвенного подвига простого солдата, истинного сына своего народа.
Николай Стрельцов (В. Тихонов), Иван Звягинцев (С. Бондарчук), Петр Лопахин (В. Шукшин) — это солдаты, которые защищали свою Родину, землю, своих жен и матерей от черных сил зла. Их противостояние — космического масштаба. В этих простых русских солдатах сконцентрирована такая библейская мощь, что зрители верят в их способность противостоять фашистской машине уничтожения, сеющей горе, разрушение и смерть.
Уже первые кадры фильма впечатляют: бескрайняя колышущаяся степь и камни, ослепительно-белые глыбы, на фоне которых движется отряд бойцов. Их лики буквально высечены на фоне этих мощных, несокрушимых глыб. Один из героев фильма недаром носит имя «Петр». Петром звали также одного из учеников Христа. Имя «Петр» означает камень, духовную твердыню. Образ камня — один из главных в фильме. В звенящем камне высекали себе солдаты перед боем окопы, которые становились для них крепостями, но они же превращались и в могилы для павших.
Эти камни-крепости, камни-твердыни священны, поэтому они сияющего белого цвета. Этот священный фаворский свет Преображения просияет и в рубахах солдат, пришедших к реке помыться. И в этом действии также заложен глубокий библейский смысл. В сверкающих бурлящих водах реки солдаты пришли принять Крещение, подобно Христу приготовиться к жертвенному подвигу. Отсвет этого сияния — и в других сюжетах: в сохнущих на веревке бинтах для раненых, в ослепительно-белую простыню заворачивают окровавленное тело Ивана после тяжелой хирургической операции.
В фильме создается атмосфера христианского чуда, живущего в народном самосознании. Вот золотоголовый мальчуган в ярко-красной рубашке провожает отряд бойцов. И вскоре мы увидим точно такую же, алую от крови, рубаху на Иване, израненном фашистскими снарядами. Солдат Иван, подобно Христу — распятому, истекающему кровью, буквально воскрес из мертвых. Возможно, его спасло крестное знамение, которым он осенил себя, сидя в окопе и готовясь к смерти. Тема христианского чуда воскресения — одна из центральных в фильме.
Как чудо, появляется крупным планом икона с изображением Богородицы с младенцем Христом. Это та духовная твердыня, которая укрепляла многих солдат перед лицом смерти. В другом сюжете фильма пожилой женщине-матери с натруженными руками, проводившей на фронт всех своих сыновей, кланяется Петр. Мечта о доме, о детях («Дети — корень жизни»), мечта о мирной жизни, о яблоневом (райском) саде, проходит через весь фильм. Но под яблоней солдаты хоронят своего командира, а два хрупких пшеничных колоска вырастают на экране до монументальных космических размеров, сияя золотом на фоне черного дыма и испепеленной степи. Эти колоски бережно разминает солдат в своих руках, сокрушаясь об утраченном урожае.
Тема хлеба, по фильму, переходит в духовную сферу. Мы видим, как накрывает своеобразный «пиршественный стол» для солдат, идущих в бой, хозяйка дома (Н. Мордюкова). Во главе стола — хлеб и яйца (символ Пасхи и ожидаемого Воскресения). В другом сюжете кинокартины простое ведро воды, из которого пьют Николай и Иван, тоже переходит в духовную категорию, напоминая нам о жертвенной чаше Христа.
Образ воина, героя, жертвующего своей жизнью ради своих матерей, жен, детей — в центре фильма. Недаром в одном из сюжетов вспоминаются имена великих воинов — Александра Македонского, Александра Суворова.
Заключительные кадры фильма впечатываются в память надолго: сияет на солнце красное знамя как символ Победы, ослепительным золотом сверкают символы нашей Родины — звезда, серп и молот. Впереди — Победа.
Фильм «Они сражались за Родину» — глубокое размышление о жертвенном подвиге воинов, вставших на защиту своей Родины.