Первая европейская оборонно-промышленная стратегия ясно указывает на то, что страны ЕС готовятся к большой войне

Европа готовится к войне с Россией. Что стоит за воинственной риторикой?

Пабло Пикассо. Герника. 1937 год.
Пабло Пикассо. Герника. 1937 год.

5 марта 2024 заместитель председателя Еврокомиссии Жозеп Боррель представил европейскую оборонно-промышленную стратегию. Боррель заявил, что первая в истории европейская оборонно-промышленная стратегия понадобилась Европе из-за «изменения парадигмы европейской безопасности». Дело в том, что в Европе снова появились войны высокой интенсивности и жить по-старому больше нельзя.

В стратегии поясняется, что речь идет о российской угрозе. Выведя за скобки причины, которые привели к началу СВО на Украине, утверждается, что Россия — агрессор, а значит необходимо срочно менять стратегию.

3 мая 2024 года, выступая с лекцией в Великобритании, Боррель еще раз повторил, что Россия «представляет экзистенциальную угрозу для Европы». Глава Европейской дипломатии призвал ЕС вооружаться, чтобы говорить с Россией, а также с Китаем, с позиции силы.

Что должна сделать Европа, чтобы заговорить с Россией с позиции силы?

В первую очередь европейская оборонно-промышленная стратегия призывает совместно и по-крупному инвестировать в оборонную промышленность ЕС. Это должно позволить Европе «перейти от режима реагирования на кризис к режиму структурной оборонной готовности. А также интегрировать в этот процесс Украину».

О проблеме «кризисного управления» говорит также эксперт Немецкого аналитического центра DGAP Штефан Майстер, который, в статье, опубликованной Центром изучения проблем безопасности при Высшей технической школе Цюриха, обратил внимание на Германию. Немецкое правительство, по словам аналитика, не понимает роли Германии в Европе и мире, в новой геополитической среде и системе безопасности.

Повторяя формулировки из европейской оборонно-промышленной стратегии, Майстер утверждает, что после начала СВО произошел фундаментальный сдвиг в отношениях с Россией, который требует переосмысления роли Германии в европейских и трансатлантических отношениях.

А Европе нужна мощная, быстрая, инновационная оборонная технологическая и промышленная база. Нужны государственные и частные инвестиции по всему спектру потребностей. Сейчас их недостаточно, так как государства тратят бюджеты на другие нужды.

Столкнувшись с необходимостью оказывать помощь Украине, Европа обнаружила ряд проблем. Главная из них заключается в том, что страны ЕС делают оборонные закупки отдельно друг от друга. И еще хуже несогласованности то, что закупаются страны ЕС за рубежом.

Так как Европе требуется огромное количество оружия и боеприпасов, возникает необходимость объединиться и наращивать военное производство. Поэтому главная задача новой стратегии — создать единую европейскую оборонную промышленность, чтобы вместе помогать Украине.

Другими словами, Европа должна переходить на мобилизационные рельсы. При этом необходимое Европе и Киеву вооружение должно производиться в Европе, что позволит создать новые рабочие места.

Лозунг оборонной стратегии: «инвестировать больше, лучше, вместе и по-европейски». То есть нужны коллективные инвестиции государства и частников, а риски этих инвестиций должны быть минимальными. Европа должна добиться того, чтобы ее оборонные предприятия обеспечивали не только нужды стран ЕС и потребности Украины, но и производили продукцию также на экспорт.

Указывается, что в вопросе инвестиций важно не только их количество, но и качество. То есть эффективность вложений должна быть высокой, и их необходимо направлять на самые важные проекты. Для этого предполагается усилить координацию планов всего Евросоюза и создать совет для совместного планирования закупок.

Совет будет определять проекты, представляющие общий интерес для концентрации усилий и финансирования. ЕС планирует также ввести общие закупки, когда это необходимо, и будет расширять логику вмешательства в решения правительств отдельных стран.

В стратегии подчеркивается, что в оборону необходимо вкладывать огромные средства. Так как инновации часто исходят от малых игроков, их нужно оперативно интегрировать, чтобы не отстать от противников в гонке за технологическое превосходство.

«Есть трудности при самостоятельных инвестициях даже у стран с большими оборонными бюджетами, потому необходимо более тесное сотрудничество. Во время интенсивной войны нужно массовое производство боеприпасов, беспилотников, ракет, ПВО, средств дальних ударов и разведки, и все это нужно производить быстро и в достаточном количестве. Потому нужно менять организацию оборонно-промышленного комплекса», — отмечается в документе.

После укрепления технологической промышленной базы за счет увеличения совместных европейских инвестиций планируется повысить оперативность европейской промышленности. Это необходимо сделать «при любых обстоятельствах и временных горизонтах».

Подобные формулировки говорят о том, что Европа готовится далеко на будущее. Очень важным пунктом, прописанным в стратегии, является внедрение «культуры готовности к обороне» во все политические документы Евросоюза.

Вероятно, это означает, что решение о необходимости «обороняться» будет приниматься не отдельными государствами, а на уровне ЕС. То есть отдельные страны должны будут подчиняться общеевропейскому решению.

ЕС должно закупать вооружение, которое функционально совместимо и взаимозаменяемо. Разработчики стратегии утверждают, что наличие многочисленных технических требований, стандартов, сертификатов к продукции оборонной промышленности в настоящее время подрывают оборонную готовность Европы. Поэтому требования и стандарты необходимо согласовывать в рамках всего ЕС.

Еще одна важная задача, указанная в стратегии, это объединение Европы со стратегическими единомышленниками и международными партнерами. Что конкретно означает «объединение с единомышленниками» в стратегии не поясняется. Вероятно, это означает то, что ЕС придется налаживать поставки каких-то комплектующих и сырья, а для этого нужны партнеры.

Страны ЕС должны быть способны защищать безопасность своих граждан, целостность территории, активы, инфраструктуру, а также демократические ценности. При этом подчеркивается, что сильная и дееспособная Европа в сфере безопасности и обороны будет вносить позитивный вклад в глобальную и трансатлантическую безопасность и дополнять НАТО.

Вооружаться Европе нужно быстро

В стратегии говорится, что резкий рост региональных и глобальных угроз и вызовов безопасности требует срочного изменения скорости и масштабов развития технологической и промышленной базы. При этом ЕС планирует вкладывать в оборону серьезные средства: на первом этапе около 1,5 миллиарда евро.

Проблемным эксперты называют то, что за закупки для военных нужд, как правило, отвечают национальные правительства. При создании общей системы координировать инвестиции необходимо на уровне ЕС. В настоящее время решения принимаются отдельно государствами без общей стратегии, поэтому возникают дублирования в инвестициях и трудно воспользоваться эффектом масштаба — то есть снижать стоимость производства за счет объемов.

В настоящее время европейские государства склонны покупать вооружение за рубежом, тем самым они финансируют чужие рабочие места и технологии. Более того, при закупке оружия за рубежом, возникают проблемы с обеспечением безопасности поставок, особенно в случае кризисов.

Разработчики стратегии настаивают на том, что производить все необходимое для обороны необходимо в Европе. Но пока у ЕС нет для достижения этой цели — ни базы, ни ресурсов, ни сырья.

Несмотря на проблемы, ЕС должен оказывать помощь Украине. За последние 2 года Евросоюз смог увеличить производство боеприпасов на 50%, но по оценкам экспертов это очень слабый рост. Однако для резкого увеличения объемов производства нет необходимых ресурсов.

В следующем пункте стратегии говорится о том, что промышленный комплекс должен быть способен удовлетворить потребности стран ЕС в любом необходимом объеме и скорости и не зависеть от резкого увеличения закупок. В настоящее время странам ЕС ради обеспечения Украины пришлось закупать снаряды за рубежом и сами они не смогли резко увеличить скорость производства.

Следующий важный пункт — это обеспечение доступности. Речь идет о доступности технологической и промышленной. Кроме того, страны-члены ЕС будут нести ответственность за размещение долгосрочных заказов, чтобы обеспечить предсказуемость рынка и устойчивое инвестирование. Инвесторы, особенно частные, должны иметь гарантии.

В стратегии указывается, что безопасность Евросоюза зависит от его способности быстро мобилизовать оборонное оборудование. Для этого нужны инвестиции в развитие «вечно теплых» объектов и возможное перепрофилирование гражданских производственных линий. Это обеспечит немедленное наращивание производства в случае необходимости.

Кроме того, ЕС будет стремиться к передовому уровню развития в области обороны. Для этого потребуются постоянные усилия в сфере исследований и опытного производства. При этом гражданские технологии будут подключаться к двойному назначению. Инвесторы должны будут вкладывать в инновационные предприятия. Речь идет о стартапах, малых и средних предприятиях, небольших и средних компаний и научно-технических организациях, потому что они более гибкие, быстрые и у них короткий цикл финансирования.

Таким инновационным предприятиям будут помогать налаживать связи с конечными пользователями и инвесторами. Потребуется организовать и поддерживать постоянное функционирование конкурсов проектов и способов поддержки перспективного переноса технологий с гражданской сферы в оборону, то есть постоянно вести отбор проектов.

Для поддержки украинской оборонной технологии и технологической промышленной базы планируется создать офис в Киеве, в котором будут также собираться стартапы, инновации и так далее. Таким образом, вероятно, ЕС планирует воспользоваться опытом, который сейчас есть у Украины, для того, чтобы быстрее создавать и внедрять инновации у себя.

Отмечается, что сейчас нехватка компонентов гражданского или двойного назначения серьезно угрожает наличию оборонной продукции. Поэтому нужно создавать стратегические запасы и снижать риски. Выискивать заранее зависимости и устранять их.

Денежный вопрос

Для реализации таких больших планов нужны деньги, а с деньгами в Европе сейчас туго. Эксперты указывают на то, что все равно финансирование оборонной промышленности придется сильно увеличить. Идут разговоры о возможностях использовать прибыль от замороженных российских активов.

Культура оборонной готовности, прописанная в стратегии, предполагает законодательное содействие частному финансировании. То есть не одно из планируемых правил ЕС не должно препятствовать частным инвестициям в оборонную промышленность.

Оборона и безопасность должны стать одной из стратегических целей финансирования Евросоюза — возможно, самой главной. При этом должна постоянно расти привлекательность оборонного сектора для молодежи и для талантливых людей.

Итоги

Коротко перечислим еще раз основные стратегические задачи, которые ЕС поставил перед собой для того, чтобы быть готовым выяснять отношения с Россией с позиции силы.

ЕС намерен интенсивно укреплять оборонный и военно-промышленный потенциал за счет увеличения совместных европейских инвестиций. Еще одна задача — повысить оперативность европейской оборонной промышленности при любых обстоятельствах и временных горизонтах.

Решения в сфере оборонной готовности будут приниматься на уровне ЕС и они будут обязательными для всех стран-участниц (культура готовности к обороне). Кроме того, Европа ищет возможности объединения со стратегическими единомышленниками и международными партнерами.

Пока эксперты думают над тем, как воплотить задачи стратегии в реальность, оборонные концерны времени зря не теряют и наращивают свою производительность, постоянно требуя инвестиций и гарантий. К примеру, глава немецкого оборонного концерна Rheinmetall Армин Паппергер сообщил в интервью газете Handelsblatt, что в этом году его компания поставит на Украину «сотни тысяч» артиллерийских выстрелов и, среди прочего, «прототипы артиллерийских снарядов дальностью 100 километров».

Паппергер рассказал, что до начала СВО годовая производственная мощность Rheinmetall составляла около 70 тысяч снарядов, однако уже в этом году компания увеличит производство до 700 тысяч выстрелов в год, а в среднесрочной перспективе они должны быть доведены до 1,1 миллиона выстрелов в год. Рост впечатляющий.

Первая европейская оборонно-промышленная стратегия ясно указывает на то, что страны ЕС готовятся к большой войне. При этом предельно ясно, что готовятся страны ЕС не к обороне, а к возможности разобраться с Россией с позиции силы. Как разговаривает запад с позиции силы, объяснять никому не нужно. Для этой цели необходима новая стратегия, которая позволит мобилизовать промышленность под военные цели.

Под нужды будущей войны будут меняться законы, то есть создаваться инструменты влияния на отдельные страны. Решения, принятые на общеевропейском уровне, затем будут навязываться странам-участницам сверху.

Тем временем в преддверии выборов в Европарламент, все более очевидным в Европе становится крен вправо. Правые настроения усиливаются во всех европейских странах. Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, выступая на дебатах в голландском городе Маастрихте, заявила, что уже готова сотрудничать с ультраправыми партиями.

Представить себе ситуацию, что правые, как никто другой, смогут наиболее эффективно организовать мобилизацию Европы и привести ее к общему знаменателю ради выяснения отношений с Россией, совсем не трудно. Вопрос заключается только в том, в чем стратегические планы России?