В противостоянии Запада с Китаем появилась стратегическая новизна

Сотрудничество Токио с Манилой говорит о готовности японцев поддержать Тайвань?

Тории Киёнага. Сёги, го и пан-сугороку. 1780 г.
Тории Киёнага. Сёги, го и пан-сугороку. 1780 г.

Япония и Филиппины — два островных государства в Тихом океане. Обе страны являются союзниками США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, обе имеют напряженную историю взаимоотношений с Китаем в последнее десятилетие: Япония конфликтовала с Поднебесной веками, а Филиппины конфликтуют сейчас.

Разумеется, все эти сходства выливаются в тот факт, что обе страны часто участвуют в американских военных инициативах, цель которых так называемое сдерживание Китая. Однако Филиппины последние десять лет все-таки пытались усидеть на двух стульях. Администрация предыдущего президента этой страны Родриго Дутерте предприняла несколько попыток наладить отношения с КНР, а также с Россией. На данный момент позиция Филиппин, касающаяся территориальных споров в Южно-Китайском море, кажется непримиримой.

В связи с вышеизложенным особый интерес вызывают связи технологически сильной Японии и куда более слабых Филиппин в рамках антикитайского блока в Азии. Ведь как ни помогай США обеим странам наращивать военный потенциал — реализовывать его в случае войны придется им самим.

8 июля 2024 года обе страны объявили о подписании договора о взаимном доступе (RAA). А уже 2 августа две страны провели совместные учения в Южно-Китайском море. Подразумевается, что этот договор позволит обеим странам размещать свои войска на территории союзника по пакту. Также упрощается регулирование переброски вооружений при проведении военных учений.

Подготовка договора началась в ноябре 2023 года. Подобные военные соглашения Япония заключила с Австралией и Великобританией, и они вступили в силу в 2024 году. О договоре с США можно не упоминать — военная инфраструктура этой страны на Японских островах находится уже много десятилетий.

Таким образом, все три страны-участницы военного блока AUKUS имеют соглашения, которые создают правовую базу для перемещений войск по территории Японии. Стоит отметить, что у Филиппин также есть похожее соглашение с США, более того, Вашингтону в 2023 году было передано право на пользование еще четырьмя военными объектами на территории Филиппин. Таким образом, у США на Филиппинских островах всего будет девять военных баз.

Предмет сотрудничества и программа OSA

Весной 2023 года японские власти заявили об отходе от принципов нераспространения вооружений и запустили Программу официальной помощи в вопросах безопасности — OSA (Official Security Assistance). Программа заявлена как часть давно действовавшей до этого программы официальной помощи в целях развития — ODA (Official Development Assistance).

На момент представления в 2023 году у OSA был символический бюджет в $15 млн (бюджет ODA $4,281 млрд). К тому же ряд военных поставок на экспорт Япония осуществляла и до принятия OSA. Однако, как отмечали многие эксперты в 2023 году, политики в Токио очень хотели продемонстрировать силу. В феврале 2023 года тогдашний министр обороны Ясукадзу Хамада заявил о том, что Япония пересматривает свою позицию по экспорту вооружений, и сам факт поставок оборудования другим странам является «политическим инструментом» Токио.

Также он намекнул на возможные поставки оружия на Украину. Другими словами, Япония намеренно подчеркнула изменение характера своего военного взаимодействия с соседями как в регионе, так и за его пределами. Важно отметить, что средства в рамках ODA и его подпрограммы OSA выделяются на грантовой, а не кредитной основе. Стоит добавить, что помимо Филиппин помощь в рамках OSA на 2023 год была выделена Малайзии, Бангладеш и Фиджи. В 2024 году получателями помощи станут Вьетнам, Монголия, Джибути, Индонезия и снова Филиппины.

Реакция Китая

1 ноября 2023 года в англоязычном китайском издании Globl Times вышла статья, где ряд китайских экспертов заявил, что Япония стремится преодолеть собственные ограничения на экспорт (о чем, правда, заявил сам министр обороны Японии). Также в Китае отметили, что поддержка Филиппин в военном отношении только усилит напряженность в Южно-Китайском море.

Изображение: (сс) Thornton, Samuel, Cartographer
Южно-Китайское море
Южно-Китайское море

Да Чжиган, директор Института исследований Северо-Восточной Азии Академии социальных наук провинции Хэйлунцзян, высказал точку зрения, что Япония хотела бы бросить Филиппины в качестве авангарда конфликта в Южно-Китайском море. По его мнению, Манила лишь рассчитывает получить некоторые рычаги влияния.

Не только в газетных статьях китайской прессы, но и на высоком уровне в КНР предъявляют Филиппинам участие в нагнетании напряженности под руководством из-за рубежа. Так, адмирал Дун Цзюн в мае, выступая на «Диалоге по безопасности Шангри-Ла» от КНР, упомянул Филиппины, которые, «ободряемые внешними силами», пустили оные в регион и даже позволили поставить на своей территории ракеты средней дальности (речь шла о комплексах Typhon, развернутых американцами в рамках ежегодных учений).

Стоит отметить, что выступивший после этого филиппинский президент Фердинанд Маркос-младший, мягко говоря, подтвердил опасения китайской стороны по поводу антикитайской внешней политики Манилы.

Что в сухом остатке?

Япония является частью трехстороннего союза Сеула, Токио и Вашингтона. Она же активно работает с Филиппинами, которые также рассматривают возможность вступления в трехсторонний военный союз Вашингтона, Манилы и Токио. Это притом что Манила уже создала правовую базу для размещения на своей территории и японских, и американских войск (последние там уже давно находятся). При этом у Японии есть двусторонние соглашения с двумя другими участникам AUKUS — Лондоном и Канберрой.

Другими словами, в противостоянии Запада с Китаем Токио занимает ключевое положение. При таком раскладе никакого удивления программы типа OSA не вызывают.

Процесс стратегического окружения Китая за счет усиления напряженности на Корейском полуострове и в Южно-Китайском море идет не первый год, и тут, что одна программа военной поддержки, что другая — этого все ожидали и ничего нового в этом нет. Однако программа OSA знаменует собой и наступление некоторой новизны в этом старом процессе. Усилия Японии по привлечению к антикитайскому блоку других стран АСЕАН, которые традиционно придерживаются нейтралитета, стали куда более публичными.

Тут в первую очередь речь идет о военных вложениях во Вьетнам, который имеет непростую историю отношений с Китаем, а также в Индонезию, которая является крупнейшей страной в АСЕАН. Ранее Япония никогда не говорила о поставках военного оружия южным соседям КНР.

Также японские военные не имели правовых оснований для размещения на территориях, близких к Тайваню. Близость Японии к Корейскому полуострову была всем очевидна, но тот факт, что теперь японцы готовы лично присутствовать рядом с другой потенциальной горячей точкой в Азии — Тайванем, а не оставлять заботы об этом направлении только США, говорит о решительности Токио.

Другими словами, демонстративный отход от пацифистского законодательства в вопросе снабжения южных соседей КНР, а также состоявшаяся возможность переброски сил самообороны Японии на территорию, близкую к Тайваню, представляет собой новизну ситуации в противостоянии Запада с Китаем.