Чем больше хаоса в Африке, тем больше мигранты будут стремиться в Европу. Тем резче и жестче будут реагировать на это европейские власти

Мигранты зашили рты нитками, чтобы их услышали. Что было дальше

Николай Кузнецов. На заработки. 1882
Николай Кузнецов. На заработки. 1882

Потоки нелегальных мигрантов, преодолевая трудности, стремятся в Европу. Попав туда, они оказываются вне правового поля.

Юридически их как бы не существует, поэтому они становятся добычей для эксплуатации — не только трудовой, но и сексуальной. И речь идет о сотнях тысяч людей. В одной только Бельгии проживают около 150 тысяч нелегалов.

Чтобы выйти из «тени», получить права и государственную защиту, мигрантам нужно легализовать свое нахождение в стране. Поодиночке добиться положительного решения властей тяжело, поэтому иногда они объединяются в группы, чтобы добиться желаемого сообща.

Одна из таких групп в начале 2021 года собралась в Брюсселе.

Голодовка в церкви

В феврале 2021 года примерно 150 нелегальных мигрантов расположились в церкви Бегинаж в Брюсселе. Они потребовали от правительства своей легализации. Большинство из них прибыло из Южной Азии и Северной Африки. Некоторые прожили в Бельгии более десяти лет.

Церковь Бегинаж была выбрана неслучайно: за последние 20 лет мигранты уже несколько раз использовали ее для подобных акций. «Священник оказывает поддержку мигрантам», — пояснил член организации по защите прав беженцев Ciré Лоуренс Ванпаешен.

В 2021 году бельгийская власть отказалась выполнить требования мигрантов. И после провала переговоров с госсекретарем по вопросам убежища и миграции Сэмми Махди более 700 нелегальных мигрантов в Брюсселе объявили голодовку. 23 мая группа из 200 голодающих разместилась в церкви Бегинаж, а еще несколько — в кампусах брюссельских университетов.

«Почему они не хотят нас легализовать»?

Многие из начавших голодовку прожили в Бельгии много лет, не имея прав. «Многие из них давно живут в Бельгии», — рассказал член организации по защите прав беженцев Ciré Лоуренс Ванпаешен в интервью Info Migrants.

«Они хотят иметь право на жилье, здравоохранение и образование. И они хотят иметь право работать на законных условиях, а не в ситуации эксплуатации, в которой большинство из них находится из-за своего нелегального положения», — добавил он.

Киран Адхикери из Непала, один из участников голодовки, прожил в Бельгии более 16 лет. До начала пандемии COVID-19 он работал шеф-поваром.

«Мне 37 лет, я люблю это общество, его людей, но я существую вне закона,  — пояснил Киран Адхикери в интервью журналисту из Рейтер. — В этом городе мы живем, как крысы».

По мнению мигрантов, бельгийское государство заинтересовано в их легализации, так как они готовы работать в сферах с дефицитом рабочих рук, платить налоги, словом, превратиться в законопослушных граждан.

«Мы хотим иметь возможность работать, например, в секторах, где наблюдается нехватка рабочей силы. Мы устали от такой жизни», — заявил один из голодающих.

«Президент Байден собирается легализовать в США одиннадцать миллионов мигрантов. Почему наша страна не может взять на себя ответственность?  — недоумевает Мохамед Алекс. — Бельгийской экономике нужны рабочие, я не понимаю, почему они не хотят нас легализовать?»

Почему мигранты решили привлечь к себе внимание именно сейчас? Дело в том, что с началом пандемии COVID-19 их положение резко ухудшилось.

Они лишены социальной поддержки, им не выплачивают пособия, их легко уволить, лишить жилья и так далее. Разворачивающиеся в Брюсселе драматические события стали одним из последствий пандемии COVID-19, точнее — строгих карантинных мер, которые ухудшили и без того тяжелое положение мигрантов.

«Положение мигрантов становится всё хуже и хуже. Большинство этих людей, имевших работу на черном рынке, потеряли ее из-за экономической ситуации. Многие потеряли жилье, потому что не могут больше платить за аренду», — рассказал Лоуренс Ванпаешен.

«Нет победителей и проигравших. Мы все выиграем, в том числе и правительство, если оно их легализует», — заявил один из координаторов голодовки корреспонденту The Brussels Times.

«Пожалуйста, не объявляйте голодовку, это не поможет»

Маурицио Минковский. Беженцы (фрагмент). 1906-1909
Маурицио Минковский. Беженцы (фрагмент). 1906-1909
1906-1909(фрагмент).БеженцыМинковский.Маурицио

Федеральный министр миграции Бельгии Сэмми Махди заявил, что никакой массовой легализации мигрантов не будет и голодовка ни к чему не приведет. «Пожалуйста, не объявляйте голодовку, это не поможет», — предупредил госсекретарь.

Махди пояснил, что дело каждого мигранта нужно рассматривать индивидуально. Но этого категорически не хотят участники голодовки, обоснованно опасаясь, что при таком повороте их шансы остаться в Бельгии будут невелики — сам он публично предупредил, что не каждый участник голодовки сможет остаться в стране.

«Они продолжают говорить об индивидуальном подходе и индивидуальных делах, но это приводит к произволу», — заявил один из координаторов «Союза лиц без документов за легализацию» (USPR).

Часть голодающих уже много раз подавала документы и получала отказ.

«Я здесь уже семь лет. В течение пяти из них я подаю документы на получение социального статуса, но ответы одинаковые — отказ, отказ, отказ. У меня нет никаких документов, а без них ты никто. Ты не имеешь права ни на что в этой стране», — рассказал один из участников голодовки.

Хотя прецеденты с коллективной легализацией мигрантов в Бельгии имели место в 2000 и 2019 году, сейчас бельгийские власти заняли жесткую позицию. Махди высказал опасения, что ситуация может стать примером для других мигрантов.

«Говорят, у нас нелегально проживают 150 тыс. человек,  — сказал он в интервью VRT. — Что будет, если 200 человек решат бросить есть и автоматически получат вид на жительство? Через неделю у вас будет 200, 2 тыс., 20 тыс. человек, которые сделают то же самое. Это не выход из ситуации».

Получившие жесткий отказ от федерального министра участники голодовки обратились к премьер-министру Бельгии Александру Де Кроо. Тот ответил, что не собирается вмешиваться в ситуацию и что это дело Сэмми Махди.

«Любой, кто дает надежду участникам голодовки, подливает масла в огонь. Не делайте этого, потому что вы играете жизнями людей», — написал Махди в Твиттере.

Брюссельская драма

Получив жесткий отказ от властей, часть голодающих пошла на радикальные действия. Некоторые из собравшихся в церкви Бегинаж зашили себе рты нитками в знак того, что их не слышат. С 17 июля часть голодающих отказалась от воды. Врачи предупредили о быстром ухудшении состояния здоровья и угрозе жизни. Участники голодовки совершили несколько попыток самоубийств.

У некоторых голодающих начали отказывать почки.

«Они [голодающие] уже были ослаблены, и теперь их почки получают дополнительный удар из-за обезвоживания, — сообщил представитель организации „Доктора мира“ журналисту The Bulletin. — Некоторые из них были госпитализированы, а одному из голодающих, потерявшему 13 кг, была сделана операция на печени и почках»

Старшая медсестра мобильной группы Брюссельского Красного Креста добавляет: «Единственное действительно хорошее лечение — это накормить их, но они голодают сознательно».

После предупреждений врачей об ухудшении состояния голодающих госсекретарь по вопросам убежища и миграции Сэмми Махди заявил, что хочет избежать гибели людей и призвал мигрантов пройти медицинское освидетельствование.

Реакция в мире

Диего Ривера. Плохое правительство (фрагмент). 1924
Диего Ривера. Плохое правительство (фрагмент). 1924
1924(фрагмент).правительствоПлохоеРивера.Диего

Мигрантам в Брюсселе удалось вызвать резонанс в СМИ. Их положение привлекло внимание спецдокладчика ООН по правам человека и бедности Оливье де Шуттера, приехавшего к участникам голодовки.

«Такой стране, как Бельгия, трудно упрекать другие государства в нарушении прав человека, если она сама не соответствует ожиданиям международного сообщества», — сказал после посещения голодающих представитель ООН. Оливье Де Шуттер направил открытое письмо бельгийскому правительству, в котором заявил, что депортация голодающих мигрантов должна быть исключена.

В поддержку мигрантов в Брюсселе прошли несколько демонстраций, в которых приняли участие около 100 человек. «Власть должна прекратить молчание и услышать этих людей» — заявили участники демонстрации 7 июня.

19 июля 200 представителей бельгийской интеллигенции подписали письмо в поддержку голодающих мигрантов.

«Мы, бельгийские деятели культуры, представители нашей страны и наших сообществ перед миром, отказываемся представлять Бельгию, которая из-за своей косности и молчания допускает ситуации, приводящие к социальной и физической смерти людей», — указали подписанты письма.

Призывы к правительству Бельгии дать разрешения на работу объявившим голодовку нелегальным мигрантам в Брюсселе поддержала Европейская конфедерация профсоюзов (ETUC).

«Работодатели в Брюсселе, а также во Фландрии и Валлонии отчаянно ищут электриков, сантехников, пекарей, мясников, каменотесов, водителей грузовиков и медсестер. Кризис COVID-19 создал острую нехватку в секторах, которые уже сталкивались со структурной нехваткой рабочей силы», — заявила ETUC.

Бельгийские профсоюзы призвали выдать мигрантам разрешение на работу в отраслях, где в настоящее время наблюдается нехватка квалифицированных рабочих.

В поддержку мигрантов выступили политические партии Бельгии. Левый блок, включая франкоязычную социалистическую партию PS, партию зеленых Ecolo и фламандскоязычную партию экологов Гроен, призвал премьер-министра взять ситуацию под контроль.

Провластные партии, включая CD&V, Open VLD, MR, а также сам премьер-министр поддержали позицию госсекретаря. Федеральный министр экономики и труда Пьер-Ив Дермань предупредил, что ряд министров подаст в отставку, если голодающие начнут умирать.

Франкоязычная социалистическая партия PS и партия Ecolo пригрозили выйти из федерального правительства в случае смерти хотя бы одного из голодающих. В этом случае министр труда и пенсионного обеспечения Карин Лалье, министр обороны Людивин Дедондер и государственный секретарь по восстановлению и стратегическим инвестициям Томас Дермин уйдут в отставку.

Производство трагедий

Франсуа-Огюст Биар. Работорговля. 1840
Франсуа-Огюст Биар. Работорговля. 1840
1840Работорговля.Биар.Франсуа-Огюст

Мигрантам в Брюсселе удалось привлечь к себе внимание журналистов, общества, политиков. Но сколько подобных историй осталось в тени? Сколько случаев массовой гибели мигрантов происходит в Европе и по пути в Европу?

Создана система, производящая трагедии каждый день. С 2015 года в ЕС заговорили о крупнейшем со времен Второй мировой войны миграционном кризисе: за год в Евросоюз прибыло от миллиона до 1,8 млн нелегальных мигрантов, в основном из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии.

Что толкнуло их покинуть родину, с риском для жизни путешествовать в Европу, годами жить вне закона, подвергаясь унижениям и эксплуатации? Искусственно созданное неблагополучие: их страны взорвали гражданские войны, «цветные перевороты», радикальные исламисты и пр.

Когда-то из Африки на Запад везли рабов. Запад выкачивал — и продолжает это делать — из континента ресурсы, грабя местное население. Наконец, когда США решили перестроить мир, «управляя через хаос», страны Европы стали помогать им в этом.

В Ливии США и НАТО провели военную интервенцию, уничтожили законную власть и устроили кровавый беспредел. Его нарастание порождает потоки мигрантов, стремящихся на «стабильный» Запад.

И чем больше хаоса, тем больше они будут туда стремиться. Тем резче и жестче будут реагировать на это европейские власти, охраняющие свой «мирок» от непрошеных гостей.