Голод был ни при чем? Зерновая сделка вызвала множество вопросов
1 августа в рамках заключенной в Стамбуле сделки из портов Украины вышли первые с момента начала спецоперации суда с зерном. Прошел месяц, однако до сих пор запланированные параметры сделки так и не были достигнуты.
Обвинение в мировом голодоморе
После начала специальной военной операции в рамках информационной кампании против России на Москву посыпались обвинения, в том числе в организации мирового голода. Якобы одной из главных причин надвигающегося на мир дефицита продовольствия является блокировка Россией портов, оставшихся под контролем Украины.
«Из-за того, что Россия заблокировала наши порты на Черном море и захватила нашу часть берега Азовского моря, мы не можем отправить на экспорт 22 млн тонн зерновых, которые уже есть на складах в нашей стране», — заявлял в конце мая президент страны Владимир Зеленский.
Россия изначально заявляла, что готова обсуждать условия вывоза зерна. При этом для Москвы было критически важно организовать процесс так, чтобы на сухогрузах на Украину ничего не ввозилось, потому что иначе моментально начались бы морские поставки вооружения. Однако Киев подчеркивал, что не приемлет досмотр сухогрузов, и даже требовал, чтобы суда с зерном сопровождались кораблями НАТО.
Условия сделки
Однако к середине лета позиция Украины поменялась и 22 июля в Стамбуле было подписано соглашение о вывозе украинского зерна. На церемонии подписания соглашения присутствовали генсек ООН Антониу Гутерриш и президент Турции Реджеп Эрдоган.
От России и Турции подпись под документом поставили главы Минобороны Сергей Шойгу и его коллега Хулуси Акар. От Украины — министр инфраструктуры Александр Кубраков, от ООН — сам Гуттерриш. По условиям сделки, суда, направляющиеся на Украину, будут досматривать на предмет отсутствия оружия представители России, Турции, ООН и Украины. Предусматривается и досмотр судов, отправившихся из украинских портов.
По черноморской акватории суда будут идти без военного сопровождения. Москва при этом обязалась не препятствовать их проходу и не использовать в военных целях открытие украинских портов.
В рамках этой же встречи был также подписан меморандум между ООН и Россией. Организация обещала России содействие по снятию санкций на экспорт сельскохозяйственной продукции и удобрений. Причем глава МИД России Сергей Лавров в своем заявлении по поводу договоренностей по зерну особо подчеркнул их «пакетный» характер.
На Западе сделку оценили крайне позитивно, Гутерриш назвал большим прорывом и отметил, что цель меморандума — «спасти мир» и обеспечить страны продовольствием.
Реализация сделки
Высокопоставленный представитель ООН после подписания сделки оценил планируемые объемы вывоза зерна. «Мы нацеливаемся на ежемесячный экспорт примерно в 5 млн метрических тонн», — заявил он, отметив, что таким был уровень экспорта с Украины до начала спецоперации.
Однако реальные объемы оказались намного скромнее. «По состоянию на 29 августа общий тоннаж зерна и других продуктов питания, экспортированных из трех украинских портов, составляет 1,29 млн тонн», — сообщила пресс-служба ООН.
Стоит отметить, что сделка касается не всех портов Украины, а только трех из них: Южного, Черноморского и Одесского. Так что изначальная оценка ООН была явно завышена. Но даже в спокойном 2021 году среднемесячный вывоз зерна из этих портов превышал 2 млн тонн, так что очевидно, что сейчас они работают далеко не на предельной мощности.
Кроме того, не выполняется и основная цель сделки, заявленная ООН, — борьба с голодом в странах, нуждающихся в зерне. 24 августа постпред России при ООН Василий Небензя сообщил, что лишь один из 34 сухогрузов, прошедших на тот момент по согласованному маршруту, отправился в Африку. Он напомнил и о том, что Ливан отказался от первого направлявшегося к нему судна с украинским зерном, так как вместо обещанной пшеницы оно перевозило кукурузу.
Как сообщила газета The New York Times, основными странами, куда направилось украинское зерно, оказались Великобритания, Ирландия, Италия, Китай, Южная Корея и Турция, а вовсе не остро нуждающиеся в нем Сомали или Йемен. В подавляющем большинстве это коммерческие поставки. За истекший месяц только два судна вышли с Украины в рамках Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН.
С обещанными России послаблениями дела обстоят еще хуже — пакетный характер зерновой сделки, о котором говорил Лавров, не выполняется. «Первая часть сделки, которая связана с вывозом украинского зерна из украинских портов, работает. В то время как реализация второй части соглашения, а именно меморандума России с ООН, реализуется намного хуже», — заявил 31 августа замглавы российского МИДа Андрей Руденко журналистам.
Дипломат подчеркнул, что ограничения, препятствующие экспорту, сохранились, несмотря на заявления ЕС и США.
Промежуточный итог
Спустя месяц после начала вывоза украинского зерна по морю можно сказать, что оно пошло на мировые рынки этим маршрутом, хоть и далеко не в тех объемах, в которых это обещалось. Вот только выигрывает от этого явно не население голодающих стран Африки.
Россия также не получила обещанного — вопреки всем обещаниям и договорам санкции продолжают действовать. Единственный позитивный итог для Москвы — ее практически перестали обвинять в организации мирового голода. Однако это очень сомнительное приобретение, так как у Запада осталось много других поводов для продолжения кампании демонизации России.
Получается, что единственными, по-настоящему выигравшими от соглашения, оказались зернотрейдеры, получившие украинское зерно, да их подельники на Украине.